Креативность как основа разработки незапрограммированных (уникальных) решений
Креативность, или творческое мышление, – одно из главных условий успеха в создании инновационных продуктов и услуг. Без мощного и непрерывного притока свежих идей организации просто прекратили бы свое существование. Поэтому главный вопрос, ответ на который должны найти руководители компаний: как извлечь реальную пользу из творческого потенциала своих сотрудников и, развив этот потенциал, трансформировать его в инновационные решения, способные обеспечить организации преимущество перед конкурентами?
Креативность (от англ. create – создавать) – это творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Определение этого термина зависит от контекста его употребления. Так, данное понятие в искусстве и литературе, производстве и бизнесе имеет разное значение. Креативность ассоциируется одновременно и с вдохновением как своего рода даром, и с использованием определенных методов и технологий.
Существует множество различных определений понятия "креативность", используемых для описания творческого процесса принятия инновационных решений.
Самое распространенное определение сущности креативности – порождение оригинальных и уместных идей без особого учета их полезности, т.е. совершение того, чего еще никто не делал, включает в себя замысел, изобретение, применение. Иначе говоря, идея как проявление творческих способностей должна поддаваться трансформации в успешные действия – инновации. Для достижения этого на практике организации, скорее всего, потребуется несколько человек, наделенных широкой компетенцией и владеющих разнообразными навыками. Другими словами, креативность вы ступает как своего рода "творческий рычаг", действие которого и дает компании конкурентное преимущество.
В большинстве организаций инновации включают в себя процесс постепенного совершенствования или перегруппировки уже существующих продуктов или услуг. Таким образом, креативность в организациях носит преимущественно адаптивный, а не радикальный характер. Индивидуальные особенности творческого мышления и осознание того, что является допустимым в рамках данной организации, также влияют на уровень творческой деятельности в компании.
По определению исследователя креативности Альберта Сент Дьорди, творческое мышление состоит в том, чтобы посмотреть на то, что видят все, и подумать о том, о чем не подумал никто.
Данное определение креативности иллюстрирует способность творческой личности рассматривать ситуацию через другой "набор линз" и видеть благоприятные возможности там, где другие видят лишь проблемы.
Определение креативности Альберта Сент Дьорди основано на концепции переоценки, сущность которой заключается в изменении точки зрения на ситуацию, попытке взглянуть на нее в другой системе координат.
В рамках некоторых иных подходов креативность представляется в виде процесса, состоящего из нескольких последовательных, ведущих к успеху этапов, хотя зачастую и разделенных значительными промежутками времени. Wallas (1926) выделяет в креативном процессе следующие стадии:
• понимание – поиск и формулирование проблемы или возможности;
• подготовка – закладываются основы решения проблемы;
• вынашивание – часто на этом этапе главную роль играют подсознательные мыслительные процессы;
• озарение – часто принимает форму внезапного "Эврика!";
• подтверждение – на этом этапе идею принимают другие люди, подтверждая ее жизнеспособность.
Следует отметить, что необходимо уделять должное внимание самому первому этапу – поиску и формулированию проблемы (см. параграф 2.3), так как недостаточное внимание к нему приводит к тому, что на стадии озарения решается совершенно иная задача, не та, которая действительно требует внимания. Именно поэтому самые передовые творческие методы решения проблем концентрируют внимание на первоначальной стадии выявления проблемы или возможности, которая во многом и обеспечивает их успешность.
Выделяют пять слагаемых креативности:
1) обработка информации;
2) созревание идей;
3) озарение;
4) объединение идей в системное решение;
5) сопровождение решения комментариями.
Важным компонентом является развитая креативность. Она включает в себя стремление к достижению познавательной цели, открытиям, продолжению начатого творческого дела, преодоление трудностей в познавательной и творческой деятельности, планомерность и последовательность умственных действий, поиск вариантов, приемов достижения познавательной цели; стенические эмоции (чувство радости от предстоящей познавательной и творческой деятельности, готовность к преодолению трудностей в процессе изобретений, гордость при достижении познавательной или творческой цели, восторг от возможностей что-либо придумать, оптимизм в начале творческой деятельности, предвосхищение ее положительного исхода, спокойствие в случае неудачи и т.п.); внутренний локус контроля; стремление проявить свои возможности и способности; стремление быть самостоятельным и независимым в творческих начинаниях; отстоять себя, свое дело, потребность расширять кругозор, развивать у себя творческие способности и т.д.
Специалисты в области человеческого интеллекта считают, что для обеспечения творческого процесса необходимо сочетание конвергентного (логического, последовательного, линейного) и дивергентного (целостного, интуитивного, релятивного) мышления. Результат такого сочетания характеристик мышления проявляется в беглости и гибкости ума, а также в оригинальности, сочетающейся с точностью суждений.