Заключение
Уважаемый читатель! Знакомство с темами, которые раскрывают ОГЛАВЛЕНИЕ философии, позволило вам увидеть окружающий мир более рельефным, разнообразным, ярким и в некотором смысле более определенным. Осмысление положений этики, эстетики, философии права, глобальных проблем и аспектов глобализации предоставило значимый материал, который позволяет четче и конкретнее соотносить, сопоставлять и сравнивать реальные деяния людей с нормативными актами, учитывать правомочия граждан.
С учетом того, что данный учебник предназначен для студентов юридических специальностей, практически все философские знания соотносятся здесь с вопросами деятельности юристов, которым предстоит принимать участие в решении важных проблем, влияющих на судьбы людей.
Автор стремился изложить материал в строгом соответствии с теми требованиями, которые сформулированы Министерством образования и науки РФ.
Но ряду спорных вопросов автор предлагает читателю свое видение положений философии, раскрывает потенциальные возможности философского знания в развитии общества, человека, в профессиональной деятельности юристов.
Некоторые темы изложены в учебнике несколько формально, сжато, кратко, что обусловлено как ограниченностью объема издания, так и установкой на то, что студенты, вооружившись методологией философского познания, будут самостоятельно углублять свою культуру мышления и практического действия.
Конечно, ряд положений философии, а также философских аспектов вам будет представлен и в учебных материалах по другим дисциплинам. Это прежде всего связано с изучением логики, социологии, политологии, экономических теорий и др. Нужно учитывать тот факт, что любой раздел научного знания, любая научная дисциплина в той или иной мере содержат в себе философские знания, но без выхода на философский уровень обобщений.
Автор не претендует на окончательное раскрытие сути философской проблематики, которая изложена в данном учебнике, и с благодарностью примет пожелания и замечания специалистов и читателей.
Глоссарий
Автоматизмы — достаточно сложные действия человека, которые первоначально осуществляются под контролем сознания, но в результате длительной тренировки и многократного повторения приобретают бессознательный характер, выходят из-под контроля.
Алгоритм (от латинизированной формы имени среднеазиатского ученого IX в. аль-Хорезми) — четкие предписания субъекту о подлежащих выполнению действиях и операциях, которые следует совершать, чтобы достичь желаемой цели.
Антропоцентризм — совокупность идей и взглядов, имеющих в основе тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека, ценностью человека определяется сущность мира и его будущее.
Бессознательное — совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, но крайней мере в конкретный момент, контролю со стороны сознания.
Бытие общества — сложный процесс взаимообусловленных видов деятельности, осуществляемых в соответствии с выработанными социальноидеологическими установками, результаты этой деятельности, закрепляемые в разных видах и типах культур, а также нормы, которые могут регулироваться или общественным мнением, или принуждением в различных формах, и различного вида и типа связи и взаимодействия
Версия — предположение (высказывание), включающее мысль, объясняющую условия и причины появления тех или иных фактов действительности, отклонений в поведении и поступках людей, раскрывающее побудительные мотивы активности человека или группы людей на достижение определенной цели в конкретных социально-исторических условиях и в конкретное историческое время.
Возможность — объективная, но до определенного времени скрытая тенденция возникновения и становления предмета как феномена реальности, содержащая условия его проявления и утверждения в действительности.
Возможности субъекта познать искомое — характеристика интеллекта субъекта, а также наличествующего у него инструментария (способов и средств) исследования и преобразования действительности, фрагментов природы и общества, общественных отношений, связей, взаимодействий, последствий применения судами нормативных актов.
Время — термин, имеющий два значения: 1) величина, которая является важнейшей характеристикой материального бытия и отражает последовательность событий, очередность и продолжительность изменений как
материальных объектов, так и отношений между ними; 2) философская категория, которая обозначает универсальный порядок необратимой смены событий, последовательности и длительности существования материальных объектов, явлений, процессов.
Гипотеза — вероятностное предположение или высказывание, включающее мысль и раскрывающее связь между научными фактами, устанавливающее причинно-следственную зависимость между фактами и условиями их проявления, объясняющее свойства и черты изучаемых предметов: явлений, процессов, вещей, социальных образований.
Глобализация — процесс формирования на планете мирового социально-экономического, политико-организационного и морально-эстетического организма с определяющей ролью финансовой системы, не подвластной государственным властям.
Глобальная проблема — уровень познавательно-практической ситуации, отражающий противоречия формирования мирового социально-исторического организма в целом, которые значимы и актуальны для всех жителей планеты, угрожают развитию и существованию человечества, требуют немедленных и согласованных энергичных усилий всего человечества по их разрешению, по характеризуется тем, что всей палитры сегодняшних возможностей человеческого сообщества недостаточно, чтобы их разрешить.
Гражданское общество совокупность индивидов, семейных, экономических, социальных, образовательных, духовных, религиозных и иных структур, функционирующих в данном обществе вне государственного вмешательства и формирующих в активном взаимодействии с государством развитые правовые отношения, правила игры для всех, имеющихся в социоисторическом организме, субъектов.
Действительность - уже осуществленная возможность, объективно существующий предмет, явление, процесс как результат воплощения в реальность некоторой возможности или совокупности возможностей, реальное бытие возможного.
Диалектический метод — обусловленная диалектикой развития природы, общества и мышления законообразная последовательность действий и операций исследователя, позволяющая ему выделить главное звено в сущности предмета исследования на основе выявления в нем противоречий, которые как внутренний источник и причина по своей сути определяют и обусловливают все изменения в любых социальных образованиях.
Духовная жизнь человека, его духовное бытие — присущие только человеку форма и способ функционирования идеального, обусловленные сугубо индивидуальными особенностями мышления, проявляемые в различных видах интеллектуальной деятельности, многогранные, носящие всеобщий характер и часто не зависящие от какой-либо материальной основы.
Заблуждение — ОГЛАВЛЕНИЕ знания, которое не отражает сущность предмета, не соответствует реальности, но принимается как истинное.
Задача — уровень познавательной ситуации для конкретного субъекта познания, который характеризуется его движением (достижением) к цели в соответствии с определенным алгоритмом или на основе освоенных им знаний, умений, навыков.
Знание - система информации, определенным способом полученная, упорядоченная в соответствии с выбранными признаками, оформленная соответствующим набором знаков, имеющая определенную социальную ценность и признаваемая в качестве именно такого феномена (знаний) соответствующими социальными институтами и, возможно, обществом в целом.
Единичное - относительно обособленные, дискретные, отграниченные друг от друга в пространстве и во времени вещь, явление, процесс, образование, с присущими им специфическими неповторимыми чертами, составляющими их уникальную качественную и количественную определенность.
Идеал — знание, которое дает нам картину мира не таким, каков он есть, а таким, каким он должен быть согласно нашему желанию.
Идеальное — категория философии, характеризующая специфический способ бытия объекта, представленного (отраженного) в психическом мире и жизнедеятельности субъекта.
Индивид — отдельный человек в группе или обществе в целом, которому присущи свойства и черты данной общности, но "обрамленные" исходными, данными ему от рождения задатками.
Интерпретация — личностный процесс преобразования осмысленной субъектом исследования предметной области познания в эффективный, с его точки зрения, язык общения, придающий пониманию им конкретного предмета своего смыслового наполнения.
Интуиция — удивительный феномен у отдельных исследователей, их безусловная способность непосредственно, прямо формулировать знания об исследуемом объекте, минуя процесс рационального обоснования и доказательства.
Истина - знания, которые соответствуют критериям научности, адекватно отражают сущность и природу объекта, являются соотношением и единством объективного и субъективного, абсолютного и относительного, конкретного и абстрактного в познании объекта субъектом.
Картина мира — упорядоченная совокупность взаимосвязанных, систематизированных представлений об устройстве мира, Вселенной, сущности и структуре объективной реальности, формах, способах и закономерностях ее возникновения, становления и развития, сформированных на основе исходных мировоззренческих идей, взглядов, принципов, а также опыта, накопленного человечеством.
Категории философии — основные, наиболее общие понятия, отражающие существенные свойства, черты предметов и явлений действительности, закономерные связи и отношения реальности, позволяющие познать и преобразовать ее.
Космоцентризм — совокупность идей и взглядов, в основе которых лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов.
Культура — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных людьми, а также деятельность по созданию этих ценностей, которые в совокупности обусловливают процесс социализации человека.
Личность с социально-культурологической точки зрения, всякий человек, занимающий в общности конкретный статус, выполняющий в соответствии с ним определенные функциональные обязанности и способный нести ответственность за свои поступки и действия.
Логика — наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания, о рациональных методах рассуждений, которые охватывают как анализ правил дедукции, так и исследование степени подтверждения вероятностных или правдоподобных заключений (гипотез, версий, предположений).
Ложь — искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в заблуждение.
Материя — философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях и которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.
Метод — законообразная последовательность взаимообусловленных и согласованных познавательных операций и действий, которые выработали наука и общественная практика и которые позволяют субъекту достичь цели при движении к ней с определенного личностного культурного потенциала.
Методология как функция философии — наука о законах и закономерностях формулирования, развития и использования в познании и в практике регулятивов, которые предписывают, обусловливают, направляют движение различных субъектов познания и практически-преобразователь- ной деятельности к цели в соответствии с поставленными задачами и сформированными социальными установками.
Методология деятельности юриста — обусловленная предметом и главным методом философии совокупность методологических регулятивов, которые позволяют специалисту с наибольшим эффектом и с наименьшими потерями уяснить суть и ОГЛАВЛЕНИЕ объекта деятельности, осуществить его оценку и классификацию, сформулировать предложения и рекомендации прикладного характера в интересах достижения поставленных целей.
Методологическая функция философии — создание и совершенствование общей методологии для всех наук и общественной практики, разработка, систематизация и совершенствование методов, принципов и правил научных исследований, организации практической исследовательской деятельности ученых и практических специалистов, ориентированных на познание и преобразование мира.
Мировоззрение — система взглядов, убеждений, идеалов, принципов, определяющих отношение человека к окружающему миру, обществу, самому себе, место человека в этом мире, а также средства и способы познания и преобразование мира и самого себя.
Мифология — тип мировоззрения, отличающегося чувственно-образным некритическим восприятием индивидуальным и массовым сознанием мифов, ОГЛАВЛЕНИЕ которых принимается как священное, а сформулированные в них нормы — как требующие неукоснительного исполнения.
Модель - итог научного познания, закрепленный в определенных математических формулах и представляющий собой своеобразный алгоритм получения выводного научного знания или функционирования изучаемого объекта по некоторым вводным параметрам.
Мораль — совокупность взглядов, воззрений, идей, формируемых на основе отражения общественного бытия через призму добра и зла, а также норм, правил и оценок поведения человека, групп людей, которые следуют из сформированных в процессе отражения духовных конструкт и закрепляются в таких регулятивах, как справедливость, общественный идеал, честь, долг, достоинство и др., воплощаемых в обществе на основе общественного мнения.
Моральная норма — совокупность предписаний и пожеланий, а также запрещений, которые регулируются или общественным мнением, или личной волей человека, или на основе сформированного у него рационального образа добра.
Моральное сознание - совокупность идей, взглядов, концепций, отражающих палитру общественного бытия с позиций таких критериев, как добро и зло.
Мышление — высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредствованном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий посредством абстрактного процесса оперирования знаками и образами, подчиняющегося определенной логике-стратегии.
Насилие — уровень общественных отношений, где реально используется принуждение, в разной степени нарушающее естественный ход психических, мыслительных, биологических процессов конкретного человека или группы людей, в ходе которого одни индивиды или группы изменяют характер жизни других людей, подчиняют их себе, овладевают результатами их труда.
Наука — сложное социальное образование, созданное человеком для рационального раскрытия законов природы, общества и самого человека, закрепление их в знаниях, которые могут быть проверены, опровергнуты, но в целом предназначены для осуществления прогноза, создания социоприроды, обеспечения безопасности и будущего человечества.
Научная рациональность — совокупность средств и приемов познавательной (исследовательской) деятельности ученых и научных коллективов, научных школ, позволяющих усиливать их правильное мышление и обеспечивающих выявление сущности изучаемых объектов, выявление и фиксацию их качественных признаков на языке науки, а также логическое их оформление и использование в создании социоприроды, в развитии человека и общества.
Научное сознание как форма общественного сознания — систематизированное и рациональное отражение реального мира научным языком, система знаний, теорий, моделей, которые раскрывают изученные объекты в качественных признаках, отражающих их природу и сущность, закономерности возникновения, функционирования и развития, что находит подтверждение в общественной практике.
Научные знания — уровень системы информации об изучаемом предмете, которая на языке конкретной науки отражает его природу, может быть проверена и всегда служит этапом в дальнейшем раскрытии сущности исследуемого предмета.
Ненаучные знания — знания, которые не соответствуют критериям научности, но используются человеком в рамках традиций, обычаев, сложившегося уклада жизни, утвердившейся в нем веры.
Необходимость закономерный тип связи явлений, событий, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью условий их возникновения, существования и развития.
Нравственное сознание — сторона сознания человека, совокупность идеальных образов, формируемых им на основе аксиологических оценок объективной реальности, выражаемых с помощью речи и воплощаемых в реальность посредством практически-преобразовательной деятельности.
Общее — определенные признаки, связи, характерные для данного предмета или класса предметов, событий, образований, а также закон существования и развития всех единичных форм бытия материальных и духовных феноменов.
Общественная практика — материальная чувственно-предметная целенаправленная деятельность людей, ОГЛАВЛЕНИЕ которой составляют освоение и преобразование природных и социальных объектов и которая представляет основу развития человеческого общества.
Общество — относительно самостоятельная часть природы, форма и способ жизнедеятельности людей, сложная социокультурная система, где системообразующим фактором является труд.
Общественные отношения — различные социальные взаимозависимости, возникающие при взаимодействии людей, связанные с их положением в обществе и ролями, выполняемыми ими в конкретных сферах жизнедеятельности.
Общественное сознание — духовная составляющая бытия общества, целостное духовное образование, обладающее определенной внутренней структурой, отражающее мир бытия общества в разных формах (религиозной, моральной, эстетической, политической, правовой, философской, научной) и включающая различные уровни (теоретический и обыденный, идеологический и общественной психологии).
Общественно-экономическая формация — определенный этап, уровень развития социоисторического организма, предопределенный конкретным способом производства материальных и духовных благ, со свойственной ему базисом и надстройкой, но в контексте разрешения противоречий относительно самостоятельного его бытия по отношению к неживой и живой природе.
Обыденный уровень общественного сознания — совокупность разного вида и типа воззрений, которые отражают наличествующие связи в явлениях бытия всех сообществ людей, охватывающих этнические, национальные, классовые, кастовые, сословные и другие объединения.
Объяснение - логико-речевая и логико-языковая процедура предоставления слушателям и читателям в доступной для их понимания форме знаний о природе и сущности изученного субъектом исследования объекта посредством подведения их под общий закон или путем раскрытия основных черт и свойств конкретной предметной области данного объекта.
Особенное — способ и мера воплощения общего в реально существующий предмет как целое в единстве и соотнесении его противоположных моментов — единичного и общего.
Ответственность человека — личностная характеристика человека, включающая его способность глубоко и всесторонне исследовать конкретную ситуацию, обоснованно прогнозировать последствия своих действий или бездействий в ней, формулировать и реализовать определенный алгоритм своих поступков в этой ситуации, с достоинством принимать различные виды поощрения и наказания за последствия своих деяний.
Отражение — способность материальных компонентов сохранять в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных компонентов реального мира и характер этого взаимодействия.
Парадигма - какой-то образец, в котором фиксируется существование особого способа организации знания, подразумевающего определенный набор предписаний, содержатся общепринятые, проверенные опытом образцы решения конкретных задач, разрешения проблем.
Патристика — совокупность учений Отцов Церкви — ее основателей, разработавших христианские догматы и осуществивших попытки переосмысления ряда идей античной философии с позиций религиозного мировоззрения.
Познавательная ситуация — содержательная характеристика процесса изучения субъектом какой-то предметной области, собранных научных фактов, включающая следующие элементы: возможности субъекта познать искомое; уровень обобщенности разрешаемых противоречий; искомое.
Познание человека - процесс активного, целенаправленного отображения в его мозгу объективного мира и его собственной природы, процесс накопления знаний, увеличение объема информации, необходимой человеку для его жизнедеятельности.
Политическое сознание — форма общественного сознания, отражающая бытие общества через призму властных отношений и включающая в себя комплекс идей, теоретических концепций, взглядов, представлений, мнений, оценочных суждений, эмоциональных состояний, посредством которых происходит осознание сферы политики социальными субъектами и включение их в процесс завоевания и использования политической власти в своих интересах.
Понимание — идеальный интегральный акт сознания, сопровождающийся определенным ментальным состоянием и переживанием, в котором происходит единовременное постижение сущности, извлечение смысла, определение ценности какого-либо явления, на основе которого производится сознательное принятие решения.
Правовое сознание как форма общественного сознания — совокупность взглядов, идей, концепций, отражающих бытие общества через призму
разрешений и запретов, выражающих отношение индивидов, социальных групп, страт, сословий, каст к праву, законности, деятельности судов, их представление о правомерности или неправомерности деяний, совершаемых в сообществах людей.
Практика — материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, направленная на освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая основу развития человеческого общества.
Причина — тип взаимодействия предметов, который вызывает, определяет, изменяет, производит или влечет за собой какие-то изменения в самих этих предметах, в характере связей между ними, в других объектах реального мира или явлениях, выражающих их природу и сущность.
Проблема — уровень познавательной ситуации и форма исследования для конкретного субъекта, которые характеризуются ее разрешением и достижением цели в соответствии с определенной гипотезой или версией, посредством использования различных методов, в том числе и метода проб и ошибок.
Проблема общества уровень познавательно-практической ситуации, общественной практики в целом, который характеризуется тем, что всей палитры возможностей социального субъекта недостаточно, чтобы разрешить противоречия развития основных сфер жизнедеятельности общества или общества в целом.
Прогресс — направление развития от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному и передовому, изменение к новому, лучшему.
Пространство — феномен, характеризующий форму существования материи, проявляющуюся в виде характеристик взаимного расположения материальных тел по отношению друг к другу, их физических размеров, координат их нахождения, расстояний между ними, углов направлений и некоторых других пространственных параметров. В соответствии с этим выделяют следующие свойства пространства: протяженность, размерность, соотнесенность и др.
Профессионализм - интегративное свойство личности специалиста, включающее профессиональную компетентность, нравственность, инициативу и мастерство, а также устойчивое свойство личности и деятельности, ее способность и готовность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Профессиональный долг — нравственные требования к специалисту, а также совокупность его обязательств перед конкретным профессиональным сообществом, которые он добровольно берет па себя, сообразуясь с местом и ролью своей профессии и своего конкретного места в данном виде деятельности.
Профессиональная этика — совокупность философско-этических воззрений, отражающих ОГЛАВЛЕНИЕ и функционирование моральных регуля- тивов, которые применяются в конкретном виде труда, нравственных черт и свойств, которыми обязан обладать специалист в этом виде практически- преобразовательной деятельности, морального кодекса их жизни и деятельности, а также наполненных моральным и нравственным ОГЛАВЛЕНИЕм
норм, правил, приемов и форм проявления активности людей, занятых в этом виде деятельности.
Развитие — необратимые, законообразные, определенно направленные изменения материальных и идеальных объектов, которые приводят к возникновению нового качества.
Разум — высшая ступень логического понимания, теоретическое сознание, осмысленно оперирующее методами мышления, ориентирующееся на наиболее полное и глубокое познание истины.
Религиозное мировоззрение — система взглядов, которой свойственен жесткий догматизм, хорошо разработанная совокупность моральных заповедей, определяемых верой в существование сверхъестественной сущности - Божества, обусловливающего бытие окружающего мира и жизнь человека.
Религиозное сознание как форма общественного сознания — совокупность взглядов, воззрений, основанных на вере в Бога, в Его всемогущество и отражающих общественное бытие как творение высшей сущности, обязанное существовать по намерениям Бога, которые людям даются в виде Божественного Откровения.
Свобода человека как субъекта конкретного общества — способность и готовность действовать, трудиться в соответствии со своими целями, обусловленными достижением конкретных, значимых для него благ, на основе познанных законов развития общества и природы, исключая ограничения для проявления активности и познавательно-преобразовательной деятельности других членов сообщества, с которыми он находится в соответствующей системе общественных отношений.
Свобода — специфический и характерный только для социализированного человека способ его бытия, проявляющийся в процессе принятия им решений, в соответствии со своими потребностями, интересами, идеями, установками, а также в их реализации в соответствии с познанными закономерностями существования общностей людей применительно к конкретным условиям их бытия.
Свобода человека в юридическом аспекте — поле возможных проявлений его активности в рамках принятых на себя обязательств но отношению к другим членам сообщества людей и осмысленных личных правомочий.
Следствие — категория, отражающая все изменения, происходящие в той среде, где себя проявила причина.
Случайность — тип связи явлений, событий, который обусловливается не их внутренней природой, а внешними, привходящими и потому несущественными и р и чинам и.
Смысл - субъективное знание, раскрывающее понимание человеком содержания используемых в жизни, речи, письме, деятельности, отношениях определенных знаков-средств, а также предназначение каких-либо феноменов в реальности, оправдание их существования, целеполагание и результат какого-либо действия.
Смысл бытия сообществ людей — закономерности воспроизводства человека, создание условий и факторов его рождения, развития и функционирования в среде себе подобных и относительно самостоятельное существование по отношению к неживой и живой природе.
Смысл бытия человека - раскрытие тех задатков, которые предоставляет ему его природа, в воспроизводстве себе подобных, обеспечении своей эволюции в направлении познанных закономерностей существования социальной формы движения материи.
ОГЛАВЛЕНИЕ — состав всех возможных к выделению элементов объекта в их качественной определенности, позволяющих данный объект определить, а также в их взаимодействии, функционировании, в относительном единстве его свойств, черт, связей, противоречий и тенденций развития.
Сознание свойство высокоорганизованной материи, человеческого мозга, связанное с речью и заключающееся в способности отражать объективную реальность в идеальных формах.
Социальная общность — относительно устойчивое объединение людей, обладающее примерно одинаковыми социальными признаками.
Социальное развитие — реальный, нелинейный, вероятностный и необратимый процесс появления и эволюции различных общественных образований, характеризующийся законообразностью и направленностью.
Социальный институт — исторически сложившиеся устойчивые нормы, правила, способы, модели организации совместной деятельности людей, обусловливающие воспроизводство наиболее значимых сфер жизнедеятельности общества.
Социальный прогресс — такой процесс изменений в обществе и развитии человека, когда сумма позитивных крупномасштабных последствий для всех социальных структур, в том числе и для каждого человека, превышает сумму негативных.
Способы науки и научного познания — варианты сочетания принципов, правил, приемов, форм научной деятельности, которые позволяют исследователям в соответствии со своими умениями и квалификацией эффективно достигать поставленной цели.
Схоластика совокупность учений религиозных мыслителей, осуществивших систематизацию и рационалистическое обоснование христианского вероучения на основе использования философских методов познания и с привлечением переинтерпретированного античного наследия.
Сущность — категория, отражающая то главное, что характеризует предметы, их внутреннюю, наиболее важную качественную составляющую, которая и придает предметам то, чем они являются. Если исключить из конкретного предмета эту составляющую, то данный предмет перестанет быть таковым.
Теория — достаточно обоснованное истинное знание об определенной области действительности, представляющее собой совокупность взаимосвязанных утверждений, находящихся в определенной иерархии и позволяющих осуществлять прогноз развития данной действительности и действовать человеку в этой области со знанием дела.
Теоретический уровень общественного сознания совокупность систематизированных видов воззрений, которые отражают сущностные закономерности бытия общества, рассматривая его с разных сторон, выявляют направления его развития.
Теоцентризм - совокупность идей и взглядов, в основе которых лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы — Бога.
Территория определенное материальное, географическое пространство, на котором складываются и развиваются связи, взаимодействия и отношения между отдельными индивидами и социальными общностями.
Труд — целесообразная общественно полезная деятельность людей, с использованием соответствующих цели, средств и способов, предназначенная для создания предметов, способных удовлетворить их потребности и интересы.
Узнавание — уровень познавательной ситуации для конкретного субъекта, который характеризуется движением (достижением) последнего к цели в соответствии с принципом "стимул — реакция" или па основе освоенного и практически неизменяемого навыка.
Факты действительности — единичные события или явления, для которых характерны определенное место, время и конкретные условия их существования и которые зафиксированы в выбранной исследователем системе координат отсчета.
Философия — форма общественного сознания, мировоззрение, раскрывающее целостный взгляд на мир, место человека в этом мире, на средства и способы его познания и преобразования, а также наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления, изучающая познавательное, этическое и эстетическое отношение человека к среде своего обитания, к деятельности и ее результатам.
Философия науки — составная часть философского знания, изучающая общие закономерности возникновения и развития наук, основные регуля- тивы и средства их функционирования, структуру и результаты научного познания и проверки истинности получаемых знаний, а также осуществляющая методологические обобщения по систематизации и классификации наук, обобщающая конкретные научные знания до уровня их распространения среди широкого круга граждан общества.
Философское мировоззрение — теоретический уровень мировоззрения, наиболее систематизированная, максимально рационализированная и предельно общая система взглядов человека на мир, признающая субстанциональную основу бытия, позволяющая сформулировать целостную картину мира, определить роль и место человека в этом мире, а также средства и способы его познания и преобразования.
Форма — способ существования и выражения, внутренняя организация содержания, то, что связывает элементы содержания воедино и без чего невозможно само ОГЛАВЛЕНИЕ.
Ценность — совокупность социальных и природных предметов (вещей, явлений, процессов, идей, знаний, образцов, моделей, стандартов и т.д.), которые обусловливают жизнедеятельность человека, общества в рамках "меры соответствия" объективных законов развития человека или общества и ожидаемых (планируемых) людьми целей, результатов.
Цивилизация определенный уровень, стадия развития человеческих сообществ, характер материальной и духовной жизни людей в конкретных исторических, географических и природно-климатических условиях, обусловленный непременным включением рациональных знаний во все сферы, формы, средства и способы общественного бытия.
Человек — сложное социально-биологическое существо, высший этап развития животного мира, субъект и результат общественно полезной деятельности и общения.
Эстетика философская наука, изучающая два взаимосвязанных феномена: эстетическое как результат творчества, отражающий ценностное отношение человека к миру, и сам процесс творчества, создающий совершенное, прекрасное, высокое.
Эстетический идеал — совершенный образ, некоторое предельно завершенное представление о чем-то или о ком-то, получающееся в результате идеализации реально познанного в своей природе и сущности объекта, обладающего внутренней тенденцией к достижению степени прекрасного.
Эстетическое сознание как форма общественного сознания — совокупность конкретно-чувственных художественных образов, воображений, отражающих бытие через призму прекрасного и безобразного, специфическая форма освоения, осознания людьми действительности, объективные закономерности и принципы создания совершенных форм отражения сущностных признаков, внутренней природы реального мира.
Этика — философская наука, объектом изучения которой являются мораль как форма общественного сознания, совокупность норм и принципов поведения людей, основанных на критериях, базирующихся на добре, нравственность как внутренние духовные качества, включенные в жизнь человека, категории и закономерности возникновения, функционирования и развития морали и нравственности.
Этикет устойчивый порядок поведения, выражающий внешнее ОГЛАВЛЕНИЕ принципов морали и состоящий из правил вежливого обхождения в обществе.
Юридическая этика — вид профессиональной этики, совокупность философско-этических воззрений, отражающих ОГЛАВЛЕНИЕ и функционирование моральных регулятивов, которые применяются в деятельности юристов, нравственных черт и свойств, которыми обязан обладать юрист как специалист, ОГЛАВЛЕНИЕ морального кодекса его образа жизни, а также норм, правил, приемов и форм его труда, которые наполнены моральным и нравственным ОГЛАВЛЕНИЕм.
Явление — внешнее выражение сущности, внешняя форма, в которой предметы и процессы действительности находятся на поверхности, в среде своего бытия.
Язык — исторически сложившаяся непротиворечивая система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и предназначенная для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире, являющаяся средством общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.