Краткосрочная и долгосрочная экономическая политика. Значение национальной идеи для разработки стратегических ориентиров

При поиске целей экономического развития, выработке прогнозов развития и разработке мероприятий по достижению поставленных целей основным является формирование национальной идеи как набора ценностей, разделяемых населением государства, на развитие которых направлены действия всех субъектов – граждан, организаций, государственных и муниципальных структур, всего государства в целом.

Существующие или желаемые ценности представляют собой ориентир, к достижению которого направлены все действия. Каждый индивид вырабатывает стратегию своего поведения в долгосрочной перспективе в соответствии со своими собственными ценностями и ценностями, разделяемыми всем обществом.

Также государственная политика формируется на основе ценностей, разделяемых всеми гражданами. Достижение этих целевых ориентиров в перспективе предполагает разработку мероприятий и целевых параметров на длительный период времени, реализация которых производится по этапам и представляет собой совокупность мероприятий, разрабатываемых на каждый период времени. Каждый этап корректируется в соответствии с результатами, достигнутыми в предыдущий период времени, а также вследствие возникших непрогнозируемых негативных ситуаций как во внутренней среде, так и во внешней. К ним можно отнести политические потрясения, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, экономические кризисы в других странах и т.п.

Можно сказать о том, что разрабатываемые на длительный период времени программы и планы представляют собой основу долгосрочной политики, а на короткие промежутки времени – краткосрочную политику.

На государственном уровне ключевым направлением остается достижение уровня мировой державы, занимающей ведущие позиции в глобальном сообществе. В РФ эта цель нашла отражение в "Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года", принятой Правительством РФ в 2008 г. и дополненной "Прогнозом долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года". К главным стратегическим ориентирам данной концепции относятся: высокие стандарты благосостояния человека, социальное благополучие и согласие, развитие экономики лидерства и инноваций, сбалансированность пространственного развития, повышение конкурентоспособности экономики на мировом уровне, совершенствование институтов экономической свободы и справедливости, обеспечение безопасности граждан и общества.

Виды макроэкономической политики. Стабилизационная политика. Индикативное планирование

Государственная макроэкономическая политика должна быть направлена на движение экономики в сторону оптимального макроравновесия (см. гл. 3).

Меры, принимаемые правительством страны для обеспечения полной занятости, поддержания низкого уровня инфляции и стабильного роста ВВП, относятся к стабилизационной политике.

Стабилизационная политика направлена на сглаживание экономических циклов, снижение уровня колебаний деловой активности. В периоды подъема государственные меры направлены на сдерживание экономики, чтобы не допустить ее "перегрева", а в периоды спада – на поддержание с целью недопущения усиления кризисных явлений.

В зависимости от используемых инструментов различают следующие виды стабилизационной политики.

1. Стимулирующая и сдерживающая. Стимулирующая призвана повысить деловую активность в периоды спада экономики. Для ее реализации могут применяться инструменты монетарной (увеличение предложения денежных средств за счет регулирования учетной ставки, изменения норм резервирования и др.) и налогово-бюджетной (увеличение государственных закупок и трансфертных платежей, снижение налогов) политики.

Сдерживающая политика применяется при экономическом буме и направлена на уменьшение предложения денег (монетарные инструменты) или сдерживание деловой активности за счет сокращения госзакупок и трансфертов и повышения налоговых ставок.

2. Активная и пассивная политика. Активная предполагает целенаправленное принятие государством мер по воздействию на темпы инфляции, уровень занятости и объемы производства. Данные меры реализуются за счет изменения величины государственных расходов, ставок налогов и сальдо государственного бюджета.

Пассивная политика состоит в использовании институциональных условий экономики, не зависящих от принимаемых правительством решений: прогрессивная шкала налогообложения, система материальной помощи малообеспеченным слоям населения и пособия по безработице, которые автоматически изменяются в зависимости от колебания экономической активности.

В целях поддержания стабильного экономического роста государством могут приниматься планы и программы, направленные на развитие отдельных отраслей. Однако в настоящее время выборочные вложения только в отдельные отрасли нерациональны, так как происходит переток средств из одной сферы в другую. Наиболее перспективным является принятие совокупных планов и программ по социально-экономическому развитию.

Данный принцип реализован в индикативном планировании, в котором государственными органами разрабатываются индикаторы (параметры) социально-экономического развития страны на определенный период времени (кратко-, средне-, долгосрочный) и принимаются программы, реализация которых способствует достижению заявленных индикаторов. Государственные программы нацелены на развитие не только общественного сектора экономики, но могут содержать мероприятия по поддержанию и частного сектора.

Выделяются три формы индикативного планирования:

1) конъюнктурная – заключается в принятии программ по улучшению экономической конъюнктуры и поддержанию сбалансированного роста экономики. Для реализации данной формы используются инструменты бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политик;

2) структурная – предполагает разработку планов и программ по развитию отраслей, регионов и секторов экономики путем согласования интересов государства и коммерческих структур. Основные инструменты – налоговые и кредитные льготы, другие меры государственной поддержки;

3) стратегическая – содержит мероприятия по долгосрочному развитию всех сфер жизнедеятельности, территориальному и рекреационному развитию, инновационным разработкам и проведению фундаментальных исследований. Основу данной формы составляет проведение институциональной политики, включающей в себя развитие правовой среды и экономических свобод, улучшение инвестиционного климата.

Макроэкономическая политика современной России

Экономическая политика России начала XXI в. характеризовалась направленностью па обеспечение социальной и политической стабильности, усиление роли государства, повышение доходов федерального бюджета, в первую очередь за счет роста цен в нефтегазовом секторе, что позволило увеличить расходную часть, сбалансировать бюджет, государственную поддержку крупных и неэффективных предприятий для предотвращения возникновения социальной напряженности (например, ОАО "АВТОВАЗ"). Денежно- кредитная политика в тот период была направлена на сдерживание укрепления рубля за счет относительно высоких темпов инфляции, что повлекло за собой высокие процентные ставки по кредитам для бизнеса и населения.

Рост доходной части бюджета позволил сократить государственный долг (основные выплаты по которому пришлись на период до 2005 г.) и стабилизировать ситуацию в обществе за счет повышения заработной платы в бюджетных сферах (в первую очередь в силовых структурах).

Значительные поступления в бюджет от продажи энергоресурсов позволили часть экономической политики государства реализовывать через национальные проекты и целевые программы. Разработанные целевые программы направлены на решение задач повышения конкурентных преимуществ в области энергетики, транспорта, переработки природных ресурсов, аграрном секторе, на развитие человеческого потенциала, на инновационное технологическое развитие экономики.

В принятой в 2008 г. Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ определены основные индикаторы, которых должно достигнуть государство к 2020 г. В рамках данной Концепции разрабатываются различные целевые программы. С 2013 г. действуют целевые программы, направленные на развитие высоких технологий (11 программ), улучшение жилищных условий (2 программы), развитие транспортной инфраструктуры страны (1 программа, 7 подпрограмм), совершенствование социальной инфраструктуры (10 программ), развитие села (2 программы) и регионов (5 программ), повышение безопасности (14 программ), совершенствование государственных институтов (1 программа) и др. Объем финансирования программ из федерального бюджета в 2013 г. представлен в табл. 7.3.

Таблица 7.3

Бюджетное финансирование федеральных целевых программ в разрезе приоритетов в 2013 г., млн руб.[1]

Программа

Объем бюджетного финансирования

Развитие высоких технологий

323 045,57

Жилье

48 345,01

Транспортная инфраструктура

364 464,93

Дальний Восток

47 229,57

Развитие села

16 166,57

Социальная инфраструктура

94 186,42

Безопасность

92 787,04

Развитие регионов

21 387,55

Развитие государственных институтов

14 192.22