Краткосрочная и долгосрочная экономическая политика. Значение национальной идеи для разработки стратегических ориентиров
При поиске целей экономического развития, выработке прогнозов развития и разработке мероприятий по достижению поставленных целей основным является формирование национальной идеи как набора ценностей, разделяемых населением государства, на развитие которых направлены действия всех субъектов – граждан, организаций, государственных и муниципальных структур, всего государства в целом.
Существующие или желаемые ценности представляют собой ориентир, к достижению которого направлены все действия. Каждый индивид вырабатывает стратегию своего поведения в долгосрочной перспективе в соответствии со своими собственными ценностями и ценностями, разделяемыми всем обществом.
Также государственная политика формируется на основе ценностей, разделяемых всеми гражданами. Достижение этих целевых ориентиров в перспективе предполагает разработку мероприятий и целевых параметров на длительный период времени, реализация которых производится по этапам и представляет собой совокупность мероприятий, разрабатываемых на каждый период времени. Каждый этап корректируется в соответствии с результатами, достигнутыми в предыдущий период времени, а также вследствие возникших непрогнозируемых негативных ситуаций как во внутренней среде, так и во внешней. К ним можно отнести политические потрясения, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, экономические кризисы в других странах и т.п.
Можно сказать о том, что разрабатываемые на длительный период времени программы и планы представляют собой основу долгосрочной политики, а на короткие промежутки времени – краткосрочную политику.
На государственном уровне ключевым направлением остается достижение уровня мировой державы, занимающей ведущие позиции в глобальном сообществе. В РФ эта цель нашла отражение в "Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года", принятой Правительством РФ в 2008 г. и дополненной "Прогнозом долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года". К главным стратегическим ориентирам данной концепции относятся: высокие стандарты благосостояния человека, социальное благополучие и согласие, развитие экономики лидерства и инноваций, сбалансированность пространственного развития, повышение конкурентоспособности экономики на мировом уровне, совершенствование институтов экономической свободы и справедливости, обеспечение безопасности граждан и общества.
Виды макроэкономической политики. Стабилизационная политика. Индикативное планирование
Государственная макроэкономическая политика должна быть направлена на движение экономики в сторону оптимального макроравновесия (см. гл. 3).
Меры, принимаемые правительством страны для обеспечения полной занятости, поддержания низкого уровня инфляции и стабильного роста ВВП, относятся к стабилизационной политике.
Стабилизационная политика направлена на сглаживание экономических циклов, снижение уровня колебаний деловой активности. В периоды подъема государственные меры направлены на сдерживание экономики, чтобы не допустить ее "перегрева", а в периоды спада – на поддержание с целью недопущения усиления кризисных явлений.
В зависимости от используемых инструментов различают следующие виды стабилизационной политики.
1. Стимулирующая и сдерживающая. Стимулирующая призвана повысить деловую активность в периоды спада экономики. Для ее реализации могут применяться инструменты монетарной (увеличение предложения денежных средств за счет регулирования учетной ставки, изменения норм резервирования и др.) и налогово-бюджетной (увеличение государственных закупок и трансфертных платежей, снижение налогов) политики.
Сдерживающая политика применяется при экономическом буме и направлена на уменьшение предложения денег (монетарные инструменты) или сдерживание деловой активности за счет сокращения госзакупок и трансфертов и повышения налоговых ставок.
2. Активная и пассивная политика. Активная предполагает целенаправленное принятие государством мер по воздействию на темпы инфляции, уровень занятости и объемы производства. Данные меры реализуются за счет изменения величины государственных расходов, ставок налогов и сальдо государственного бюджета.
Пассивная политика состоит в использовании институциональных условий экономики, не зависящих от принимаемых правительством решений: прогрессивная шкала налогообложения, система материальной помощи малообеспеченным слоям населения и пособия по безработице, которые автоматически изменяются в зависимости от колебания экономической активности.
В целях поддержания стабильного экономического роста государством могут приниматься планы и программы, направленные на развитие отдельных отраслей. Однако в настоящее время выборочные вложения только в отдельные отрасли нерациональны, так как происходит переток средств из одной сферы в другую. Наиболее перспективным является принятие совокупных планов и программ по социально-экономическому развитию.
Данный принцип реализован в индикативном планировании, в котором государственными органами разрабатываются индикаторы (параметры) социально-экономического развития страны на определенный период времени (кратко-, средне-, долгосрочный) и принимаются программы, реализация которых способствует достижению заявленных индикаторов. Государственные программы нацелены на развитие не только общественного сектора экономики, но могут содержать мероприятия по поддержанию и частного сектора.
Выделяются три формы индикативного планирования:
1) конъюнктурная – заключается в принятии программ по улучшению экономической конъюнктуры и поддержанию сбалансированного роста экономики. Для реализации данной формы используются инструменты бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политик;
2) структурная – предполагает разработку планов и программ по развитию отраслей, регионов и секторов экономики путем согласования интересов государства и коммерческих структур. Основные инструменты – налоговые и кредитные льготы, другие меры государственной поддержки;
3) стратегическая – содержит мероприятия по долгосрочному развитию всех сфер жизнедеятельности, территориальному и рекреационному развитию, инновационным разработкам и проведению фундаментальных исследований. Основу данной формы составляет проведение институциональной политики, включающей в себя развитие правовой среды и экономических свобод, улучшение инвестиционного климата.
Макроэкономическая политика современной России
Экономическая политика России начала XXI в. характеризовалась направленностью па обеспечение социальной и политической стабильности, усиление роли государства, повышение доходов федерального бюджета, в первую очередь за счет роста цен в нефтегазовом секторе, что позволило увеличить расходную часть, сбалансировать бюджет, государственную поддержку крупных и неэффективных предприятий для предотвращения возникновения социальной напряженности (например, ОАО "АВТОВАЗ"). Денежно- кредитная политика в тот период была направлена на сдерживание укрепления рубля за счет относительно высоких темпов инфляции, что повлекло за собой высокие процентные ставки по кредитам для бизнеса и населения.
Рост доходной части бюджета позволил сократить государственный долг (основные выплаты по которому пришлись на период до 2005 г.) и стабилизировать ситуацию в обществе за счет повышения заработной платы в бюджетных сферах (в первую очередь в силовых структурах).
Значительные поступления в бюджет от продажи энергоресурсов позволили часть экономической политики государства реализовывать через национальные проекты и целевые программы. Разработанные целевые программы направлены на решение задач повышения конкурентных преимуществ в области энергетики, транспорта, переработки природных ресурсов, аграрном секторе, на развитие человеческого потенциала, на инновационное технологическое развитие экономики.
В принятой в 2008 г. Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ определены основные индикаторы, которых должно достигнуть государство к 2020 г. В рамках данной Концепции разрабатываются различные целевые программы. С 2013 г. действуют целевые программы, направленные на развитие высоких технологий (11 программ), улучшение жилищных условий (2 программы), развитие транспортной инфраструктуры страны (1 программа, 7 подпрограмм), совершенствование социальной инфраструктуры (10 программ), развитие села (2 программы) и регионов (5 программ), повышение безопасности (14 программ), совершенствование государственных институтов (1 программа) и др. Объем финансирования программ из федерального бюджета в 2013 г. представлен в табл. 7.3.
Таблица 7.3
Бюджетное финансирование федеральных целевых программ в разрезе приоритетов в 2013 г., млн руб.[1]
Программа |
Объем бюджетного финансирования |
Развитие высоких технологий |
323 045,57 |
Жилье |
48 345,01 |
Транспортная инфраструктура |
364 464,93 |
Дальний Восток |
47 229,57 |
Развитие села |
16 166,57 |
Социальная инфраструктура |
94 186,42 |
Безопасность |
92 787,04 |
Развитие регионов |
21 387,55 |
Развитие государственных институтов |
14 192.22 |