Краткий обзор прочих стандартов, их цели, основное назначение и аналоги в российском законодательстве
МСФО (IAS) 10 "События после отчетной даты"
Цель IAS 10 заключается в определении случаев, когда организация должна корректировать показатели финансовой отчетности с учетом событий после отчетной даты. Стандарт содержит требования к информации, которую организация должна раскрывать в отношении даты утверждения финансовой отчетности к выпуску, а также событий, произошедших после отчетной даты. Событиями после отчетной даты считаются такие события, которые имеют место в период между отчетной датой утверждения финансовой отчетности. Согласно IAS 10 организации не следует составлять свою финансовую отчетность исходя из допущения непрерывности деятельности, если события, произошедшие после отчетной даты, указывают на неприменимость допущения непрерывности деятельности.
Аналогом данного стандарта в российском законодательстве является Положение по бухгалтерскому учету "События после отчетной даты" ПБУ 7/98, утвержденное приказом Минфина России от 25 ноября 1998 г. № 56н, положения которого в основном соответствуют стандарту IAS 10.
МСФО (IAS) 19 "Вознаграждения работникам"
Стандартом IAS19 устанавливаются правила учета и раскрытия организациями-работодателями информации о вознаграждениях работникам. Цель стандарта состоит в установлении таких правил. МСФО 19 требует от компании признавать обязательство в том случае, когда работник оказал услугу в обмен на вознаграждение, подлежащее выплате в будущем; и расход в том случае, когда компания использует экономическую выгоду, возникающую в результате оказания работником услуги в обмен на вознаграждение.
В российском законодательстве нет ПБУ, являющегося аналогом данного стандарта. При ведении учета заработной платы на предприятиях в России следует руководствоваться нормами Трудового и Налогового кодексов РФ.
МСФО (IAS) 20 "Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи"
Стандарт IAS 20 должен применяться при учете и раскрытии информации о государственных субсидиях и о других формах государственной помощи. В соответствии с МСФО 20 к государственным субсидиям относится правительственная помощь в форме передачи определенным компаниям ресурсов в обмен на соблюдение в прошлом или будущем условий, связанных с предоставлением субсидий.
Аналогом данного стандарта в российском законодательстве является Положение по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000, утвержденное приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 91н.
МСФО (IAS) 21 "Влияние изменений обменных курсов валют"
Целью IAS 21 является установление порядка отражения операций в иностранной валюте и зарубежной деятельности в финансовой отчетности организации, а также пересчет показателей финансовой отчетности в валюту представления. Компания может вести деятельность, связанную с иностранной валютой двумя способами. Она может совершать сделки в иностранной валюте или осуществлять зарубежную деятельность. Наряду с этим, в своей финансовой отчетности организация может представлять данные в иностранной валюте. Основные вопросы заключаются в том, какие обменные курсы следует использовать и каким образом отражать в финансовой отчетности последствия изменений обменных курсов. В соответствии с этим стандартом все статьи баланса делятся на монетарные, или денежные, и немонетарные, или неденежные. К монетарным относятся статьи денежных средств и расчетов, к немонетарным - все остальные.
Аналогом данного стандарта в российском законодательстве является ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте". Различиями отечественного и международного стандартов является то, что международный стандарт рассматривает более широкий круг вопросов, а также то, что в России обязательное условие - подготовка финансовой отчетности в национальной валюте (в рублях). Вместе с тем, согласно МСФО 21, основной экономической средой, в которой осуществляет свою деятельность организация, как правило, является та среда, в которой она генерирует и расходует основную часть своих денежных средств. При определении своей функциональной валюты организация принимает во внимание следующие факторы:
- валюта, которая оказывает основное влияние на продажные цены товаров и услуг;
- валюта страны, конкурентные силы и конкурентные правила которой в основном определяют формирование цен на товары и услуги, производимые организацией.
МСФО (IAS) 23 "Затраты по займам"
Цель стандарта IAS 23 состоит в определении метода бухгалтерского отражения затрат по займам. Данный стандарт в основном требует немедленного признания затрат по займам в качестве расходов. Однако стандарт допускает в качестве альтернативного метода капитализацию затрат по займам, непосредственно связанных с приобретением, строительством или производством квалифицируемого актива.
Аналогом данного стандарта в российском законодательстве является Положение по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008), утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 107н. Принципиальным отличием российских норм от норм МСФО 23 является то, что международный стандарт допускает выбор способа учета затрат по займам, в то время как РПБУ требует обязательного применения альтернативного подхода, а именно: следует включать затраты по займам и кредитам в первоначальную стоимость отдельных активов.
МСФО (IAS) 24 "Раскрытие информации о связанных сторонах"
Цель стандарта IAS 24 состоит в том, чтобы обеспечить раскрытие такой информации в финансовой отчетности организации, которая необходима для привлечения внимания к возможному влиянию связанных с ней сторон, а также операций и непогашенных сальдо взаиморасчетов с такими сторонами на ее финансовое положение, прибыль или убыток. Иными словами, МСФО 24 - это стандарт раскрытия.
Аналогом данного стандарта в России является Положение по бухгалтерскому учету "Информация о связанных сторонах" (ПБУ 11/2008), утвержденное приказом Минфина России от 29 апреля 2008 г. № 48н, основные положения которого соответствуют требованиям международного стандарта.
МСФО (IAS) 26 "Учет и отчетность по пенсионным планам"
Основная цель IAS 26 заключается в определении информации, которая необходима для представления по каждому пенсионному плану, включая его характер, финансовые ресурсы и результаты. Настоящий стандарт должен применяться для отчетности по пенсионным планам в организациях, которые составляют такого рода отчетность. Пенсионные планы иногда называются иначе, например "пенсионные схемы", "схемы пенсий по выслуге лет" или "схемы пенсионного обеспечения". Стандарт рассматривает пенсионный план как единицу отчетности, отделенную от работодателей или участников плана. МСФО 26 касается учета и отчетности по плану для всех участников в целом как группы и дополняет IAS 19. Пенсионные планы разделяются на пенсионные планы с установленными взносами и пенсионные планы с установленными выплатами.
В российском законодательстве нет ПБУ, являющихся аналогом данного стандарта. Порядок реализации права граждан России на трудовые пенсии устанавливается Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЭ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
МСФО (IAS) 28 "Инвестиции в ассоциированные предприятия"
Цель стандарта IAS 28 устанавливает правила учета инвестиций в ассоциированные организации. МСФО 28 не подлежит применению к инвестициям в ассоциированные организации с рисковым капиталом, взаимными фондами, паевыми инвестиционными фондами и аналогичными структурами, включая инвестиционные страховые фонды, которые после первоначального признания оцениваются по справедливой стоимости через прибыль или убыток. Ассоциированной организацией признается организация, на деятельность которой инвестор имеет значительное влияние и которая не является ни дочерней организацией, ни долей участия в совместной деятельности.
В настоящее время в российском законодательстве в области бухгалтерского учета нет стандарта, посвященного учету ассоциированных компаний. Данный учетный вопрос затронут лишь в приказе Минфина России от 30 декабря 1996 г. № 112 "Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности".
МСФО (IAS) 31 "Участие в совместном предпринимательстве"
Цель настоящего стандарта - учет долей участия в совместной деятельности и отчетности по активам, обязательствам, доходам и расходам совместной организации в финансовой отчетности предпринимателей и инвесторов независимо от структур или форм, в которых осуществляется совместная деятельность. Совместный контроль - это распределение контроля над экономической деятельностью на договорной основе. Он основывается на единодушном согласии сторон, осуществляющих контроль участников. МСФО 31 различает совместно контролируемые активы, операции и компании.
Аналогом МСФО 31 в российском законодательстве является Положение по бухгалтерскому учету "Информация об участии в совместной деятельности" ПБУ 20/03, утвержденное приказом Минфина России от 24 ноября 2003 г. № 105н, положения которого в целом соответствуют аналогичным требованиям МСФО.
МСФО (IFRS) 11 заменяет собой прежний стандарт IAS 31 "Участие в совместной деятельности". Согласно МСФО 11 "совместное соглашение" представляет собой контрактное соглашение, в рамках которого две или более стороны получают совместный контроль над предприятием. Сфера действия МСФО 11 остается прежней. Основное различие между IFRS 11 и IAS 31 заключается в определении такого понятия, как "учет совместных соглашений двух и более сторон". В старом стандарте IAS 31 учет определялся исключительно юридическим статусом организации, в отношении которой заключается соглашение. Согласно же IFRS 11 учет основывается на ключевом принципе, означающем то, что участвующие стороны обязаны признавать частью своих прав и обязательств либо права на активы и обязательства по пассивам, либо права на чистые активы, возникающие в результате соглашений.
МСФО (IAS) 32 "Финансовые инструменты: представление информации"
Стандарт нацелен на более глубокое понимание пользователями финансовой отчетности значения финансовых инструментов для финансового положения, результатов деятельности и движения денежных средств организации. В соответствии с IAS 32 финансовым инструментом является любой договор, в результате которого одновременно возникает финансовый актив у одной организации и финансовое обязательство или долевой инструмент - у другой. Финансовый актив - это любой актив, который представляет собой либо денежные средства, либо долевой инструмент другой организации, либо договорное право на получение денежных средств или иного финансового актива от другой организации, или на обмен финансовых активов или финансовых обязательств с другой организацией на потенциально выгодных для себя условиях.
В настоящее время в российском законодательстве в области бухгалтерского учета нет стандарта, посвященного учету финансовых инструментов. Данный учетный вопрос затронут в Положении Банка России от 14 ноября 2007 г. № 313-П "О порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска".
МСФО (IAS) 37 "Резервы, условные обязательства и условные активы"
Цель данного стандарта - обеспечение соответствующих критериев признания и оценок, применяемых к оценочным, обязательствам, условным обязательствам и условным активам, а также обеспечение раскрытия достаточной информации в примечаниях к финансовой отчетности, с тем чтобы позволить пользователям финансовой отчетности понять их характер, временные параметры и сумму. В соответствии со стандартом IAS 37 условным обязательством является возможная обязанность, возникающая из прошлых событий и наличие которой будет подтверждено только наступлением или не наступлением одного или более неопределенных будущих событий, которые не полностью находятся под контролем компании.
Аналогом МСФО 37 в российском законодательстве является ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы", в котором содержатся схожие позиции, однако международный стандарт более широко рассматривает некоторые вопросы.
МСФО (IAS) 39 "Финансовые инструменты: признание и оценка"
Цель данного стандарта состоит в установлении принципов признания и оценки финансовых активов, финансовых обязательств и некоторых договоров покупки или продажи нефинансовых статей. В стандарте IAS 39 определяется такое понятие, как хеджируемая статья, которая является либо активом, либо обязательством или твердым соглашением, в связи с которыми организация подвергается риску изменений справедливой стоимости или будущих денежных потоков. Хеджирование финансовых инструментов заключается в частичной или полной компенсации изменения справедливой стоимости или денежных потоков хеджированных (защищаемых) статей финансовых инструментов.
В настоящее время в российском законодательстве в области бухгалтерского учета нет стандарта, посвященного учету финансовых инструментов. Данный учетный вопрос затронут в приказе ФСФР России от 10 октября 2006 г. № 06-117/пз "Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг", а также в Налоговом кодексе РФ и прочих документах. Заметим, что данный стандарт действует до 2012 г., а с 2012 г. будет введен новый стандарт IFRS 9 "Финансовые инструменты".
МСФО (IAS) 40 "Инвестиционное имущество"
Цель данного стандарта заключается в установлении порядка учета инвестиционной недвижимости и соответствующих требований к раскрытию информации. Настоящий стандарт должен применяться организациями ко всем типам финансовых инструментов при признании, оценке и раскрытии информации в отношении инвестиционной недвижимости. Инвестиционной недвижимостью является имущество (земля или здание), находящееся в распоряжении собственника или арендатора по договору финансовой аренды с целью получения арендных платежей, доходов от прироста стоимости капитала, но не для использования в производстве или поставках товаров или услуг либо для административных целей, а также для продажи в ходе обычной деятельности.
В российском законодательстве вопросам недвижимости посвящены отдельные статьи в ПБУ 6/01 "Учет основных средств" и в ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда", но как такового аналога данному международному стандарту в российском учете нет. Наиболее близким объектом учета в России являются доходные вложения в материальные ценности.
МСФО (IAS) 41 "Сельское хозяйство"
Целью настоящего стандарта является установление порядка учета, представления финансовой отчетности и раскрытия информации о сельскохозяйственной деятельности.
Настоящий стандарт должен применяться в процессе учета следующих объектов в тех случаях, когда они связаны с сельскохозяйственной деятельностью:
o биологические активы;
o сельскохозяйственная продукция в момент ее сбора;
o государственные субсидии.
В российском учете биологические активы включаются в состав основных средств. В этом заключается основное отличие в оценке биологических активов, а именно, в соответствии с МСФО такие активы оцениваются по справедливой стоимости.
МСФО (IFRS) 2 "Платеж, основанный на акциях"
Цель настоящего стандарта состоит в определении содержания финансовой отчетности компании при совершении ею сделки с выплатами на основе долевых инструментов. В частности, представляя информацию о прибылях и убытках, а также о своем финансовом положении, компания должна отражать последствия сделок с выплатами на основе долевых инструментов, включая расходы по сделкам, условия которых предусматривают предоставление опционов на акции наемным работникам.
Долевой инструмент - это любой договор, подтверждающий право на остаточную долю в активах предприятия, оставшихся после вычета всех его обязательств. Например, долевыми инструментами могут являться акции или опционы на акции.
Компания должна применять IFRS 2 при ведении учета всех сделок с выплатами на основе долевых инструментов, включая сделки на основе долевых инструментов с выплатами последними, по условиям которых компания получает товары или услуги в качестве возмещения за свои долевые инструменты.
В настоящее время в российском законодательстве нет стандарта, посвященного учету долевых инструментов. Данный учетный вопрос частично затрагивается в приказе Минфина России от 21 марта 2000 г. № 29н "Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию", в Положении Банка России от 14 ноября 2007 г. № 313-11 "О порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска", а также в Налоговом кодексе РФ.
МСФО (IFRS) 4 "Договоры страхования"
Цель IFRS 4 состоит в установлении порядка финансовой отчетности применительно к договорам страхования со стороны организации (страховщика), выпускающей такие договоры. В частности, стандартом IFRS 4 требуется внести некоторые улучшения в практику бухгалтерского учета договоров страхования страховщиками. В стандарте раскрывается информация, поясняющая суммы в финансовой отчетности страховщика, которые возникают из договоров страхования. Данная информация должна способствовать более ясному пониманию пользователями этой финансовой отчетности объемов, сроков и степени неопределенности будущих потоков денежных средств, связанных с договорами страхования. Организация обязана применять данный стандарт к договорам страхования, включая договоры перестрахования, которые она выпускает, и к договорам перестрахования, которыми она владеет.
В России нет аналога данному стандарту. Вопросы по договорам страхования затрагиваются в Гражданском и Налоговом кодексах РФ.
МСФО (IFRS) 5 "Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность"
Цель IFRS 5 состоит в определении порядка учета активов, предназначенных для продажи, а также представления и раскрытия информации о прекращенной деятельности. В частности, данный стандарт требует производить оценку активов, предназначенных для продажи, по наименьшей из двух величин: балансовой стоимости и справедливой стоимости за вычетом затрат на продажу, при этом амортизация таких активов должна быть прекращена. Информация об активах, предназначенных для продажи, должна представляться отдельно на лицевой стороне баланса, а результаты прекращенной деятельности - отдельно в отчете о совокупных доходах.
Прекращенная деятельность - это компонент организации, который либо уже выбыл, либо классифицирован как предназначенный для продажи и представляет собой отдельное крупное направление деятельности или географический район, в котором осуществляется деятельность.
В российском учете нет аналога данному стандарту.
МСФО (IFRS) 6 "Разведка и оценка запасов полезных ископаемых"
Цель IFRS 6 состоит в разработке правил учета разведки и оценки минеральных ресурсов, поскольку существует ряд специфичных производств, напрямую не попадающих под правила таких стандартов, как МСФО (IAS) 16 "Основные средства" и МСФО (IAS) 38 "Нематериальные активы". К таким специфичным производствам относятся:
o поиск минеральных ресурсов, включая минералы, нефть, природный газ и другие аналогичные невосстанавливаемые ресурсы;
o оценка технической осуществимости и рентабельности добычи минеральных ресурсов перед принятием решения о разработке минеральных ресурсов.
В российском учете нет аналога данному стандарту.
МСФО (IFRS) 7 "Финансовые инструменты: раскрытие информации"
Стандарт IFRS 1 включает в себя требования к раскрытию информации по финансовым инструментам, содержащиеся в (IAS) 32, заменяет IAS 30 "Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых учреждений". Таким образом, все требования к раскрытию информации по финансовым инструментам сведены в IFRS 7, который применяется для всех видов организаций. Требования к раскрытию информации в IFRS 1 носят менее подробный характер, чем в IAS 30 для банков. Соответственно с вступлением в силу IFRS 7 МСФО больше не будут содержать специальных требований для банков. Вся информация, подлежащая раскрытию в соответствии с требованиями IFRS 7, за исключением информации в отношении рисков, должна быть представлена в финансовой отчетности. Минимальные требования к раскрытию информации применяются с учетом существенности согласно IAS 1 "Представление финансовой отчетности".
В российском законодательстве в области бухгалтерского учета нет стандарта, посвященного учету в банках. Основные правила ведения учета в банках содержатся в Положении Банка России от 26 марта 2007 г. № 302-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации".