Краткие выводы по перспективам развития социальной педагогики
1. Социальная педагогика используется везде, где возникают проблемы, связанные с социальным, образовательным вмешательством, профилактикой или сопровождением ухода, которые в условиях недостаточности образовательных мер существующих учебных заведений не могут быть сделаны из-за "институционального" дефицита должного опыта, сами по себе не могут справиться с причинами (например, школа социальной работы, социальное обеспечение семьи, альтернативы государственной институциональной социальной работы, сообщество работы и т.д.).
2. Особое положение отдельных заинтересованных лиц (социальная изоляция, презрение, пренебрежение, отказ от признания, отторжение, непринятие помощи в чрезвычайных ситуациях) требует всестороннего анализа обстоятельств, вызывающих их, критических размышлений с точки зрения социальных и системных причин (включая их историчность), информационно-пропагандистской деятельности для жертв и работы с общественностью с целью достижения условий, которые требуют интеграции социальной помощи, поддержки или прекращения ее в будущем.
3. Основной целью социально-воспитательной работы является интеграция индивидуальных усилий, связанных в сообщество, что помогает искать и предоставлять соответствующие индивидуальные возможности жизни для закрепления достоинства и самоуважения. Человек, ориентированный на работу (личные достижения, активации ресурсов и других средств, позволяющих "возвращение" к "нормальности"), должен быть дополнен (признанием, поддержкой и восприимчивостью окружением) со стороны окружения. Воспитание чувства общности включает в себя такие социальные качества, как совместная ответственность сообществ совместно живущих и взаимодействующих.
4. Особое значение в социально-педагогической работе играет глубокая личная убежденность, ответственность, забота о "нуждающихся", личное уважение и доверие со стороны социальной среды.
5. Теория педагогики отношений определяется приоритетом социальной практики. Актуальность социальных проблем требует широкого круга мер по оказанию социальной помощи, "просто" от принятия решений повседневной жизни до мер социально-педагогического вмешательства.
Развитие теорий конкретных социально-педагогических проблем происходит на основе опыта, анализа соответствующих ситуаций и "адаптации" лучших педагогических практик. Со временем происходит дифференциация и в науке, и в деятельности специалистов, профессионально занимающихся конкретным участком работы, адекватно возможностям располагаемой помощи. Потенциал социальной педагогики может решать проблемы педагогического свойства, оказывать педагогическую помощь нуждающимся в получении недостающих для социализации знаний, навыков, умений или значимых личностных качеств. Диапазон возможностей социальной педагогики применим ко всем категориям населения, способного реагировать на обучение и воспитание в социуме, но ею нельзя подменять решение проблем социализации экономической, материальной, физической, психологической и тому подобной этимологии. Это уже удел других областей науки и представителей других профессий. Нарушение сферы профессионального действия осознанно или по незнанию или вмешательство в сферу другого специалиста представляется серьезным профессиональным недугом, который рано или поздно переносится на лиц, нуждающихся в помощи. Всемирный анализ жизни, биографические и полевые исследования, анализ социального опыта специалистов и нуждающихся, опыт докладов и других форм оценки являются наиболее подходящими методами исследования правильности социального вмешательства при разрешении проблем социализации человека.