Краткие выводы
Большая доля государственного потребления в ВВП и использование в современной экономике кредитных денег, создаваемых государством, позволяет ему существенно влиять на состояние и развитие национальной экономики.
При классификации способов воздействия государства на экономическую конъюнктуру выделяют фискальную, монетарную, комбинированную и структурную политики. Их действенность зависит от качества диагноза текущего состояния экономики и применения стабилизационных инструментов в соответствии с правилами Тинбергена и Манделла.
Открытие экономики страны остальному миру усложняет процесс формирования экономической конъюнктуры в результате внешней торговли и международного перелива капиталов, оказывающих воздействие на уровень цен и ставку процента в стране. В открытой экономике действенность инструментов стабилизационной политики зависит от режима обменного курса национальных денег на валютном рынке.
Более чем полувековой опыт применения инструментов стабилизационной политики в различных странах свидетельствует о целесообразности их интенсивного использования при затяжных экономических рецессиях, а также в фазах оживления и подъема для предотвращения высоких темпов инфляции, возникающих при избыточной занятости и загрузки производственных мощностей. Актуальность структурной политики определяется развитием мирового научно-технического прогресса и международной конкуренцией за кошельки потребителей.
>
Фискальная и монетарная политики России 2000–2014 гг. в цифрах[1]
I. Бюджетная политика
"Основными результатами реализации бюджетной политики в период до 2014 г. стали обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации, оптимизация расходов федерального бюджета, формирование федерального бюджета на основе государственных программ, переход к формированию государственных заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам, совершенствование налоговой системы, межбюджетных отношений, управления государственными активами и обязательствами, формирование “Бюджета для граждан”"[2].
Таблица 13.7
Сбалансированность консолидированного бюджета
Годы |
Доходы |
Расходы |
Дефицит (-), профицит |
|||
млрд руб. |
% к ВВП |
млрд руб. |
% к ВВП |
млрд руб. |
% к ВВП |
|
2000 |
2097,7 |
28,7 |
1960,1 |
26,8 |
137,6 |
1,9 |
2001 |
2683,7 |
30 |
2419,1 |
27,1 |
264,3 |
2,9 |
2002 |
3519,2 |
32,5 |
3422,3 |
31,6 |
97 |
0,9 |
2003 |
4138,7 |
31,2 |
3964,9 |
29,9 |
173,8 |
1,3 |
2004 |
5429,9 |
32 |
4669,7 |
27,5 |
760,2 |
4,5 |
2005 |
8579,6 |
39,7 |
6820,6 |
31,6 |
1759 |
8,1 |
2006 |
10626 |
39,5 |
8375,2 |
31,1 |
2250,6 |
8,4 |
2007 |
13368 |
40,2 |
11378,6 |
34,2 |
1989,7 |
6 |
2008 |
16004 |
38,8 |
13991,8 |
33,9 |
2012,1 |
4,9 |
2009 |
13600 |
35 |
16048,3 |
41,4 |
-2448,6 |
6,3 |
2010 |
16032 |
34,6 |
17616,7 |
38 |
-1584,7 |
3,4 |
2011 |
20855 |
37,3 |
19994,6 |
35,7 |
860,7 |
1,5 |
2012 |
23435 |
37,7 |
23174,7 |
37,2 |
260,4 |
0,4 |
2013 |
24443 |
36,6 |
25290,9 |
37,9 |
-848,2 |
1,3 |
Таблица 13.8
Структура доходов консолидированною бюджета, %
Годы |
Налоги на |
Платежи |
Доходы |
Всего |
|||||||
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
||
2000 |
19,0 |
8,3 |
0,7 |
21,8 |
9,6 |
3,1 |
12,1 |
3,7 |
5,2 |
16,5 |
100 |
2001 |
19,1 |
9,5 |
0,9 |
23,8 |
10,7 |
3,3 |
5,5 |
5,1 |
6,5 |
15,4 |
100 |
2002 |
13,2 |
10,2 |
0,9 |
21,4 |
8,9 |
3,4 |
9,6 |
9,4 |
6,8 |
16,2 |
100 |
2003 |
12,7 |
11,0 |
0,7 |
21,3 |
9,8 |
3,3 |
12,3 |
9,6 |
7,5 |
11,8 |
100 |
2004 |
16,0 |
10,6 |
0,9 |
19,7 |
4,5 |
2,7 |
11,5 |
10,7 |
7,4 |
16,0 |
100 |
2005 |
15,5 |
8,2 |
0,9 |
17,2 |
3,0 |
3,0 |
13,7 |
11,7 |
23,3 |
3,6 |
100 |
2006 |
15,7 |
8,8 |
1,0 |
14,2 |
2,5 |
2,9 |
13,6 |
12,1 |
25,8 |
3,4 |
100 |
2007 |
16,2 |
9,5 |
1,1 |
16,9 |
2,4 |
3,1 |
14,8 |
9,9 |
22,7 |
3,5 |
100 |
2008 |
15,7 |
10,4 |
1,2 |
13,3 |
2,2 |
3,1 |
13,2 |
11,7 |
25,6 |
3,5 |
100 |
2009 |
9,3 |
12,2 |
1,3 |
15,1 |
2,6 |
4,2 |
16,9 |
8,6 |
25,0 |
4,8 |
100 |
2010 |
11,1 |
11,2 |
1,3 |
15,6 |
2,9 |
3,9 |
15,5 |
9,5 |
24,7 |
4,4 |
100 |
2011 |
10,9 |
9,6 |
1,1 |
15,6 |
3,1 |
3,3 |
16,9 |
10,5 |
25,8 |
3,2 |
100 |
2012 |
10,1 |
9,7 |
1,2 |
15,1 |
3,6 |
3,4 |
17,5 |
9,7 |
24,7 |
5,2 |
100 |
2013 |
8,5 |
10,2 |
1,2 |
14,5 |
4,2 |
3,7 |
19,2 |
11,8 |
23,3 |
3,5 |
100 |
Примечание: I – прибыль предприятий и организаций; II – доходы физических лиц; III – совокупный доход предпринимателей; IV – добавленная стоимость; V – акцизы на товары; VI – имущество; VII – взносы на социальное страхование; VIII – за использование природных ресурсов; IX – от государственного имущества, предпринимательства и внешнеэкономической деятельности; X – прочие (задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам; безвозмездные поступления).
Таблица 13.9
Структура расходов консолидированного бюджета, %
Годы |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
Всего |
2000 |
14,1 |
9,8 |
11,5 |
7,8 |
10,2 |
40,0 |
6,6 |
100 |
2001 |
10,1 |
10,2 |
13,7 |
16,2 |
8,1 |
36,4 |
5,3 |
100 |
2002 |
7,1 |
8,6 |
13,0 |
14,8 |
6,5 |
39,6 |
10,3 |
100 |
2003 |
6,1 |
9,0 |
13,8 |
14,0 |
6,4 |
29,6 |
21,1 |
100 |
2004 |
4,9 |
9,2 |
15,0 |
13,1 |
6,2 |
31,4 |
20,2 |
100 |
2005 |
3,5 |
8,5 |
8,6 |
11,2 |
6,9 |
53,4 |
7,9 |
100 |
2006 |
2,4 |
8,2 |
8,5 |
11,3 |
7,5 |
54,3 |
7,7 |
100 |
2007 |
1,5 |
7,3 |
7,6 |
13,7 |
9,7 |
51,2 |
9,0 |
100 |
2008 |
1,3 |
7,5 |
7,8 |
16,1 |
8,2 |
50,9 |
8,1 |
100 |
2009 |
1,5 |
7,4 |
7,8 |
17,3 |
6,3 |
52,8 |
6,9 |
100 |
2010 |
1,5 |
7,3 |
7,6 |
13,2 |
6,1 |
57,5 |
6,9 |
100 |
2011 |
1,6 |
7,6 |
7,6 |
14,0 |
6,0 |
56,2 |
7,0 |
100 |
2012 |
1,7 |
7,8 |
8,3 |
14,1 |
4,6 |
57,0 |
6,4 |
100 |
2013 |
1,7 |
8,3 |
8,5 |
13,0 |
4,2 |
58,0 |
6,2 |
100 |
Примечание: I – обслуживание государственного долга; II – национальная оборона; III – государственное управление и безопасность; IV – национальная экономика; V – жилищно-коммунальное хозяйство; VI – социально-культурные мероприятия, включая обеспечения сбалансированности Пенсионного фонда; VII – прочие (межбюджетные трансферты и пр.).
Таблица 13.10
Стабилизационный фонд РФ (с 2008 г. резервный фонд)
Годы |
Млрд руб. |
Процентов к расходам консолидированного бюджета |
2004 |
106 |
2,3 |
2005 |
522,3 |
7,7 |
2006 |
1237 |
14,8 |
2007 |
2346,9 |
20,6 |
2008 |
3057,9 |
21,9 |
2009 |
4027,6 |
25,10 |
2010 |
1830,5 |
10,39 |
2011 |
775,2 |
3,88 |
2012 |
811,5 |
3,50 |
2013 |
1885,7 |
7,46 |
2014 |
2859,7 |
10,5 |
Таблица 13.11
Фонд национального благосостояния Российской Федерации
Год |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Млрд руб. |
783,3 |
2584,5 |
2769 |
2695,5 |
2794,4 |
2690,6 |
2900,6 |
В процентах к расходам пенсионного фонда |
33,2 |
85,9 |
65,2 |
54,8 |
51,3 |
42,2 |
II. Денежная политика
Таблица 13.12
Денежная масса и структура активов Банка России, млрд руб.
Дата |
Деньги в обращении |
Активы Банка России |
|||
М0 |
М2 |
Чистые иностранные |
Внутренние требования* |
Всего |
|
01.01.2001 |
418,9 |
1150,6 |
516,4 |
515,4 |
1031,8 |
01.01.2002 |
583,8 |
1609,4 |
888,1 |
491,8 |
1379,9 |
01.01.2003 |
763,2 |
2130,5 |
1382,6 |
423,8 |
1806,4 |
01.01.2004 |
1147 |
3205,2 |
2170,5 |
236,4 |
2406,9 |
01.01.2005 |
1534,8 |
4353,9 |
3395,6 |
-436,3 |
2959,2 |
01.01.2006 |
2009,2 |
6032,1 |
5256,0 |
-1836,5 |
3419,5 |
01.01.2007 |
2785,2 |
8970,7 |
8007,7 |
-3392,1 |
4615,6 |
01.01.2008 |
3702,2 |
12869,0 |
11753,3 |
-5551,6 |
6201,7 |
01.01.2009 |
3794,8 |
12975,9 |
12527,9 |
-3716,6 |
8811,2 |
01.01.2010 |
4038,1 |
15267,6 |
13023,8 |
-3498,9 |
9524,8 |
01.01.2011 |
5062,7 |
20011,9 |
14347,1 |
-3290,3 |
11056,7 |
01.01.2012 |
5938,6 |
24483,1 |
15803,4 |
-3489,2 |
12314,2 |
01.01.2013 |
6430,1 |
27405,4 |
16096,3 |
-3083,3 |
13012,9 |
01.01.2014 |
6985,6 |
31404,7 |
16410,8 |
-2122,2 |
14288,6 |
01.01.2015 |
7171,5 |
32110,5 |
21236,46 |
14,441 |
21250,9 |
* Отрицательные значения отображают процесс формирования стабилизационного (с 2008 г. резервного и ФНБ) фонда. МО – наличные деньги в обращении; М2 = МО + депозиты в национальной валюте.
Таблица 13.13
Нормативы обязательных резервов банков от вкладов в руб.
Период действия |
Норматив, % |
01.01.2000-31.03.2004 |
10 |
01.04.2004-14.06.2004 |
9 |
15.06.2004-07.07.2004 |
7 |
08.07.2004-31.07.2004 |
3,5 |
08.07.2004-30.09.2006 |
2 |
01.10.2006-30.06.2007 |
3,5 |
01.07.2007-10.10.2007 |
4,5 |
11.10.2007-14.01.2008 |
3,5 |
15.01.2008-29.02.2008 |
4,5 |
01.03.2008-30.06.2008 |
5,5 |
01.07.2008-31.08.2008 |
7 |
01.09.2008-17.09.2008 |
8,5 |
18.09.2008-14.10.2008 |
4,5 |
15.10.2008-30.04.2009 |
0,5 |
01.05.2009-31.05.2009 |
1 |
01.06.2009-30.06.2009 |
1,5 |
01.07.2009-31.07.2009 |
2 |
01.08.2009-31.01.2011 |
2,5 |
01.02.2011-28.02.2011 |
3,5 |
01.03.2011-31.03.2011 |
4,5 |
01.04.2011-28.02.2013 |
5,5 |
01.03.13 – и.в. |
4,25 |
Таблица 13.14
Международные резервы (R; млрд долл.), обменный курс Банка России (е; руб./долл.), денежная база (H; млрд руб.) и расчетный обменный курс (W; руб./долл.)
Дата |
R |
е |
Н |
W |
01.01.2000 |
12,5 |
27 |
595 |
47,77 |
01.01.2001 |
28,0 |
28,16 |
670 |
23,95 |
01.01.2002 |
36,6 |
30,14 |
928 |
25,34 |
01.01.2003 |
47,8 |
31,78 |
1233 |
25,80 |
01.01.2004 |
76,9 |
29,45 |
1914 |
24,88 |
01.01.2005 |
124,5 |
27,75 |
2380 |
19,11 |
01.01.2006 |
182,2 |
28,78 |
2914 |
15,99 |
01.01.2007 |
303,7 |
26,33 |
4122 |
13,57 |
01.01.2008 |
478,8 |
24,55 |
5513 |
11,52 |
01.01.2009 |
426,3 |
29,39 |
5579 |
13,09 |
01.01.2010 |
439,5 |
30,19 |
6467 |
14,72 |
01.01.2011 |
479,4 |
30,35 |
8190 |
17,08 |
01.01.2012 |
498,6 |
31,87 |
8644 |
17,33 |
01.01.2013 |
537,6 |
30,42 |
9853 |
18,33 |
01.01.2014 |
509,6 |
32,66 |
10504 |
20,61 |
01.01.2015 |
418,9 |
56,26 |
11332 |
27,05 |
Таблица 13.15
Годовые приросты (%) количества денег в обращении (М2), ВВП (у) и ИПЦ
Годы |
ΔΜ2 |
Δy |
ИПЦ |
2000 |
61,0 |
10 |
20,0 |
2001 |
39,9 |
5,1 |
18,6 |
2002 |
32,4 |
4,7 |
15,1 |
2003 |
50,4 |
7,3 |
12,0 |
2004 |
35,8 |
7,2 |
11,7 |
2005 |
38,5 |
6,4 |
10,9 |
2006 |
48,7 |
8,2 |
9,0 |
2007 |
43,5 |
8,5 |
11,9 |
2008 |
0,8 |
5,2 |
13,3 |
2009 |
17,7 |
-7,8 |
8,8 |
2010 |
31,1 |
4,3 |
8,8 |
2011 |
22,3 |
4,3 |
6,1 |
2012 |
11,9 |
3,4 |
6,6 |
2013 |
14,6 |
2,3 |
6,5 |
2014 |
2,2 |
0,6 |
11,6 |