Краткие выводы
1. Монетные деньги практически с самого начала их возникновения были деньгами государства. Соответственно и зачатки банковского дела являлись занятием, по меньшей мере контролируемым государством. Уже в глубокой древности банки могли быть не только частными, но и государственными либо тесно связанными с государством. С другой стороны – попытки регулирования их деятельности властями предпринимались уже у самых истоков банковского дела. Иными словами, денежные отношения уже тогда были государственной заботой.
2. Банки не возникли вдруг в какой-то конкретной исторической эпохе, а эволюционировали вместе с развитием денежного обращения, начав с зачаточных, "допотопных" форм. Банковское дело во всем мире первоначально велось на неспециализированной основе, т.е. в течение долгих веков им занимались еще не банки как особые финансовые институты. Таковые появились позднее, именно когда денежные (кассовые), расчетно-платежные и разнообразные кредитные операции в их совокупности концентрируются в единой организации. Банковское дело современного типа стало формироваться в Средние века в Италии.
3. Государство старается с начала появления частных банковских учреждений взять их под свой жесткий контроль, ориентируя их на ведение определенных перечней операций (услуг), вырабатывая для них определенные правила деятельности, наиболее устраивающие власти, вводя определенные ограничения для такой деятельности, рассматривая это как способ регулирования гражданско-правовых отношений. Государственные же банки изначально и всецело управляются органами (представителями) государства в интересах последнего.
4. На относительно высоком историческом уровне развития стихийной рыночной экономики и банковского дела начинают возникать национальные центральные банки. Этот процесс может идти двумя путями:
• наиболее часто встречавшийся ранее путь "снизу" – постепенное (иногда в течение столетий) превращение какого-либо достаточно известно частного банка в банк центральный (государственный по выполняемым функциям, даже если он формально не объявлен таковым);
• представленный меньшим числом случаев путь "сверху" – учреждение непосредственно государством банка, изначально предназначающегося на роль государственного центрального, который фактически становится таковым также весьма не скоро. Оба эти пути предполагают самое активное и непосредственное участие в соответствующих процессах органов государства.
5. В современных условиях власти разных стран с переходной экономикой придерживаются разных политических позиций в отношении банковской сферы. Соответственно разными оказываются и результаты.
6. Государство является не только организатором, созидателем условий для нормальной деятельности кредитных организаций, но и непосредственным участником банковского дела. Банковскую деятельность государство ведет прежде всего в лице национального центрального банка.
Центральные банки не только регулируют денежное обращение и деятельность кредитных организаций, но также оказывают последним, государственным органам, а нередко и другим субъектам экономики самые разнообразные услуги, в том числе на платной основе.
7. Прямое участие государства в банковской деятельности не должно сводиться к тому, что фактически не выходит за рамки компетенций национального центрального банка по определению. Оно может, а подчас должно заниматься регулирующей деятельностью и через другие банки – банки развития и банки коммерческие, полностью или частично являющиеся государственными. Наличие в экономике любой страны большего или меньшего числа государственных банков и банков с государственным участием – явление вполне ординарное, необходимое, целесообразное и более или менее распространенное во всем мире.
8. Эффективные механизмы надзора за государственными банками, включая банки развития, и регулирования их деятельности нигде в мире пока не найдены.
9. Большие банки – это большие проблемы, системно значимые банки – это при определенных условиях один из главных источников системных же рисков (другим таким источником могут быть неразумные действия властей, регуляторов).
10. Государство не только может, но и должно участвовать непосредственно в собственно банковской деятельности. Вместе с тем участие государства (его органов) в такой деятельности требует определенной оптимизации. Последнее следует относить как к количественной стороне присутствия в экономике государственных банков и банков с государственным участием, так и к качественной стороне их деятельности.
Собственник (федеральные и региональные органы исполнительной власти) должен четко определиться с тем, чего он ожидает от государственных банков и банков с государственным участием, если оставляет в них свой капитал или даже увеличивает его, и однозначно довести до них свою позицию и волю. При этом за крупными государственными банками и банками с государственным участием должен быть налажен содержательно особый контроль.