Краткая история спорта высших достижений
Появление высших достижений большого спорта является закономерным результатом растущей потребности людей совершенствовать свои двигательные возможности сообразно нуждам и задачам общественной жизни – прежде всего производства и обороны. С появлением аристократии в Англии в XVII в. в результате глубоких социально-экономических изменений и в связи с политикой британского колониализма создавались объективные условия для быстрого развития спорта. Проявление физической силы и умения становится одним из важных факторов утверждения авторитета господствующего класса. Все это стимулировало строительство специализированных спортивных сооружений, создание спортивных клубов и проведение состязаний. Постепенно аристократический спорт изменяет свою сущность и перерастает в профессионально-зрелищный. Типичными в этом отношении являются бокс, конные состязания (скачки) и некоторые спортивные игры – регби, футбол и др. Это был период, во время которого стремление к достижению максимальных результатов приобрело свои четкие очертания. Главной особенностью периода XIX в. было значительное замедление темпов утверждаемых позиций спорта в господствующих системах физического воспитания (шведской и немецкой). К этому необходимо прибавить и консервативное отношение ряда лиц и институтов к понятию сущности спорта. В ряде трудов Ангерштейна, а позднее П. Лесгафта, Ж. Эберта, К. Гаульгофера и М. Штрайхера спорт рассматривается как самоцельная деятельность, имеющая преимущественно зрелищный характер, и как средство развлечения. Однако с течением времени становится ясно, что различные гимнастические системы физического воспитания недостаточно отвечают задачам, которые ставит развитие капитализма того времени. Модель спорта показывает, что спорт обладает намного большими достоинствами не только в качестве средства достижения высоких результатов, но и для решения оздоровительных и воспитательных задач. Таким образом, спорт постепенно превращается в действенное средство физического воспитания с широким диапазоном действия. Массовое распространение спорта привлекает внимание широкого круга общественных деятелей, педагогов, врачей, ученых, которые видят в нем отличное воспитательное и коммуникативное средство. Возрождение Олимпийских игр (Афины, 1896) дало мощный толчок состязательно-зрелищному спорту и оформлению определенной современной модели, в которой ясно отражены характерные черты современного индустриального общества. Этот момент в развитии большого спорта является чрезвычайно важным, так как вносит качественно новые элементы в его ОГЛАВЛЕНИЕ и функции.
Очевидно, что в данном случае спорт выходит из сферы частной инициативы и из "элитного" превращается в массовое движение как исторический процесс создания, распространения и усвоения материальных и духовных ценностей культуры в сфере двигательной деятельности (Г. Наталов).
Широкое внедрение науки и техники во все области жизни создает мощные источники энергии, высокий темп общественного производства и коммуникаций, которые поставили перед человечеством качественно новые требования к физическому и духовному развитию. В этом случае стоит открытым вопрос не только о сохранении здоровья и двигательной активности людей, но и о непрерывном усовершенствовании человеческой двигательной способности (моторики). Следовательно, максимальное раскрытие человеческих двигательных возможностей является основной общественной функцией большого спорта. Согласно А. Волю эта функция все еще не полностью осознана всеми, но ее влияние на дальнейшую "эмансипацию спорта" будет непрерывно расти. Причины этого объективны и заключаются в самой сущности спорта.
Вполне очевидно, что проблема границ человеческих возможностей во всех сферах его деятельности является общечеловеческой проблемой, которая относится к категории философского познания. Практическая реализация этой проблемы – задача частнонаучной методологии. В области физической культуры и спорта процесс спортивного совершенствования неизбежно связан с расходом физической и нервной энергии в результате максимальных тренировочных и соревновательных нагрузок. Это стремление детерминировано (обусловлено) самой биосоциальной природой человека, оно характерно и для других видов его деятельности – в области производства, науки, искусства, культуры и т.д. Следовательно, процесс спортивного совершенствования построен на двойной основе:
• с одной стороны, спорт является общечеловеческим стремлением к овладению биологическими процессами человеческого организма и представляет собой своеобразный механизм реализации социальных функций;
• с другой стороны, спорт определяется влиянием социального компонента, который стимулирует биологическую активность человека и формирует его как личность.
В своем единстве оба эти момента характеризуют человека не только в качестве объекта, но и в качестве субъекта данного процесса, что неизбежно ведет к развитию его творческо-эвристических способностей (Цв. Желязков).
Другой важной общественной функцией большого спорта является его стимулирующее воздействие на массово-оздоровительный спорт, с которым он находится в неразрывном единстве.
Таким образом, современный спорт (в различных его формах) обособляется как основное средство физического воспитания молодежи, что отвечает новым потребностям общества. Разумеется, здесь речь идет не только о более высокой степени двигательной активности, но и о новом содержании интеллектуального, нравственного и эмоционального воздействия. Иначе говоря, спорт расширяет свое влияние и как средство воспитания.
Воспитательные функции большого спорта неразрывно связаны также с процессом подготовки спортивных соревнований. В первом случае воздействие охватывает узкий круг занимающихся и имеет более ограниченный характер. Формирование личностных качеств у спортсмена на этапе его подготовки определяет степень воспитательного воздействия во время соревнований, где наиболее ярко проявляется социальная сущность спорта. Именно в соревновании общественные отношения перерастают в специфические спортивные отношения. Обладая огромным эмоциональным зарядом, эти отношения в рамках всей общественной системы дают значительно более широкий резонанс, чем обычные спортивные занятия. В спортивных соревнованиях достигаются самоутверждение и общественная оценка не только отдельного участника, но и соответствующей общности людей, представителем которой он является. Современные средства массовой информации многократно расширили число "участников" соревнований (спортсмены, зрители, тренеры, судьи, комментаторы, журналисты и др.). Это неизбежно ведет к усилению их динамизма и эстетического воздействия. Победа в спортивном соревновании имеет огромное воспитательное значение, так как в ней находят выражение: степень усилий, способностей, дисциплины, высоких морально-этических качеств и многих других достоинств индивида. Поэтому очень часто чемпионы и рекордсмены поднимаются до уровня национальных героев, кумиров и любимцев молодежи. Стремление последовать их примеру воспитывает у молодежи понимание необходимости упорного труда, самодисциплины, чувства коллективизма и патриотизма.
Рассматривая социализирующую роль спорта в современном обществе, необходимо отметить и его важные интегративные (объединяющие) функции. Наиболее ярко они проявляются в системе международных соревнований – Олимпийских игр, мировых, европейских и других региональных первенствах и турнирах. Как подчеркивает А. Воль, "ни одна политическая, научная или культурная организация не преодолевала так успешно национальные, политические, религиозные и расовые барьеры, как большой спорт". Благодаря "своеобразному международному языку – языку человеческих отношений", созданы: стройная система соревнования, единые правила для всех участников, единая система моральных стимулов, имеющих огромное воспитательное значение.
Спорт является одним из важных показателей как социально-экономических возможностей данной страны, так и уровня научной мысли в области теории и методики спорта, физиологии, педагогики, социологии, биофизики, биохимии, анатомии, биосопромата, математики и ряда других наук, объектом исследования которых является состояние и поведение человека в экстремальных условиях. Но большой спорт представляет собой не только потребителя научных и технических достижений. Он является источником важной информации о человеческих возможностях в сфере двигательной деятельности. Эта общественная функция большого спорта имеет особое значение для обогащения научного познания. Известно, что рекордные достижения в спорте являются объектом исследования не только социально-биологических наук, но и кибернетики, бионики, биофизики, биомеханики, математики, молекулярной генетики и других наук, что еще выше поднимает уровень творческого характера спортивной деятельности.
Для полной характеристики спорта как общественного явления необходимо подчеркнуть и его важное экономическое значение. Ряд социологических исследований показывает, что немалые материальные ресурсы, затрачиваемые на развитие спорта, многократно восстанавливаются не только вследствие прямых финансовых поступлений от спортивных соревнований, от эксплуатации сооружений и других видов деятельности, связанных со спортом, но, прежде всего, от повышения общей работоспособности, укрепления здоровья и творческого долголетия человека.
Рассматривая социальные функции спорта, необходимо отметить, что они проявляются в различной степени как следствие исторически обособившихся видов двигательной деятельности. Каждый из них имеет свою специфику, обусловленную предметом соревнования, средствами, способами и формами ведения спортивной борьбы и соответствующими правилами соревнований. С этой точки зрения чаще всего виды спорта подразделяются на пять основных групп (Л. Матвеев).
Первая группа – виды спорта, для которых характерна двигательная активность, имеющая предельное проявление физических и волевых качеств спортсмена, от которых в наибольшей степени зависит данное спортивное достижение. К этой группе относятся основные виды спорта: легкая атлетика, плавание, гимнастика, спортивные игры, поднятие тяжестей, бокс, борьба, лыжный спорт и др.
Вторая группа – виды спорта, двигательная основа которых заключается в умении управлять различными техническими средствами (автомобилем, мотоциклом, самолетом, яхтой и др.). Спортивный результат этих видов спорта в большей степени зависит от свойств внешней двигательной силы.
Третья группа – виды спорта, при которых двигательная активность точно лимитирована условиями поражения цели посредством специальных средств, таких как стрельба из винтовки, пистолета, лука и т.д.
Четвертая группа – виды спорта, при которых достижение определяется модельно-конструкторскими способностями спортсмена (авиамоделирование, автомоделизм и др.).
Пятая группа – виды спорта, основное ОГЛАВЛЕНИЕ которых представляет абстрактно-логическая деятельность, от которой в наибольшей степени зависит победа над противником (шахматы, шашки и др.).
Из приведенной выше классификации видно, что основное ядро спорта как важного средства физического воспитания представляет первая и отчасти вторая группа видов спорта. Именно в них достигнутые результаты чаще всего используются в качестве эталона двигательных возможностей человека.
Следовательно, общественные функции спорта могут быть полноценно реализованы только при высоком уровне спортивных достижений. Эта необходимость чувствуется наиболее осязательно в сфере международных спортивных отношений, где воспитательное, интегративное и стимулирующее значение спорта существенно возрастает. Отсюда следует, что спортивный результат является исходным пунктом и непосредственной целью большого спорта.