Краткая история и понятие управления бизнес- процессами
В 1980-х гг. внимание экспертов в области управления привлекало полное управление качеством (TQM – Total Quality Management), за которым в начале 1990-х гг. последовал реинжиниринг бизнес-процессов (BPR – Business Process Reengineering), пропагандировавшийся М. Хаммером и Дж. Чампи.
Следующей громкой концепцией, пришедшей на смену реинжинирингу в середине – конце 1990-х гг., стало планирование ресурсов предприятия (ERP – Enterprise Resource Planning). Предполагалось, что системы ERP обеспечат усовершенствованные способы управления функционированием организаций, и многие поставщики утверждали, что такие системы "решат все ваши проблемы". Разумеется, системы ERP не решали проблем процессов, как не обеспечивали возможной эффективности и производительности процессов.
В конце 1990-х гг. и начале нового века получили распространение различные системы управления взаимоотношениями с клиентами (СRМ – Cust omer Relationship Management), в которых главный упор делался на профиль клиента, его "послужной список" и опыт. Хотя здесь центр внимания смещался на службы, непосредственно работающие с клиентами (фронт-офис), процессы служб обеспечения (бэк- офиса) при этом не улучшались.
Совсем недавно стала получать признание и распространение концепция "Шесть сигм", которая была придумана еще в 1986 г. В июле 1990 г. М. Хаммер и Дж. Чампи опубликовали в журнале "Гарвардский бизнес-обзор" (Harvard Business Review) статью "Не автоматизируйте. Ликвидируйте". С этого началось движение реинжиниринга бизнес- процессов (BPR).
В 2002 г. вышла книга Г. Смита и П. Фингара "Управление бизнес-процессами: третья волна", которая вызвала существенный интерес и споры по данному вопросу. На сегодняшний день управление бизнес-процессами – это самый важный вопрос на повестке дня управления и руководства.
Переход па процессно-ориентированное управление начинается с построения корневой модели бизнес-процессов компании. Для этого необходимо:
1. Выделить главные процессы – основные виды работ, дать им наименования и обозначить их границы.
2. Классифицировать главные процессы – разделить их на управленческие и проектные, основные, поддерживающие и т.п.
3. Упорядочить процессы – построить их структуру.
4. Определить ответственных (владельца, хозяина) за каждый процесс – отдельного сотрудника, руководителя, группу людей или подразделение.
5. Сфокусировать ответственность – не через функциональные обязанности, а через процессы – "владелец" процесса должен отвечать за него от начала до конца.
6. Придать "владельцу" процесса соответствующий статус и выделить необходимые ресурсы.
Описание бизнес-процессов позволяет задать эффективную модель ответственности, которая облегчает контроль, обеспечивает результативность и качество работы, систематизирует управление. Точно выбирая критерии оценки эффективности, гибко изменяя экономические показатели, можно целенаправленно управлять деятельностью сотрудников.
Управление бизнес-процессами (ВРМ – Business Process Management) имеет множество разнообразных по своей трактовке определений. Например, аналитики Aberdeen считают ВРМ новым подходом и новым инструментальным средством автоматизации бизнес-процессов и управления ими, учитывающим их сложную структуру и кроссфункциональность. ВРМ позволяет моделировать бизнес-процессы и поддерживать их в динамике, учитывая возможные уточнения и изменения в бизнес-требованиях. Аналитики Gartner определяют ВРМ как управление процессами, которое поддерживает транзакции (события бизнеса) от начала до конца с применением заданных в организации политик, или правил, определения моделей бизнеса.
Консультанты по внедрению систем управления бизнес-процессам компании TouchPoint предлагают следующее определение управления бизнес-процессами: достижение целей организации посредством совершенствования, управления и контроля основных бизнес-процессов.
При этом каждому из терминов, входящих в определение понятия "управление бизнес-процессами", дается подробная расшифровка, представленная в табл. 6.2.
Таблица 6.2
Термины, входящие в понятие "управление бизнес- процессами"
Достижение |
Реализация стратегических целей, сформулированных в стратегическом плане организации. На уровне проекта это означает создание ценности или извлечение пользы или выгоды для предприятия, как указано в техникоэкономическом обосновании проекта |
Цели |
Могут лежать в широком диапазоне: от стратегических задач организации до задач отдельно взятого процесса. Суть заключается в достижении результатов или решении задач предприятия. Само по себе ВРМ целью не является: скорее эго средство достижения цели, решения совершенно реальных задач |
Организация |
В данном контексте имеется в виду предприятие или его часть, например обособленное или самостоятельное структурное подразделение. Речь идет о сквозных процессах, связанных с данной частью организации. Такой подход призван обеспечить порядок в ведении дел |
Управление |
Измерение показателей эффективности работы людей и процессов, а также управление ими. Речь идет об организации всех необходимых компонентов процессов. Под этим понимается расстановка людей, их подбор по квалификации, мотивирование, измерение эффективности работы, вознаграждения, сами процессы, а также структура и системы, необходимые для обеспечения процессов |
Контроль |
Представляет собой сквозное от начала до конца управление бизнес-процессами и включает полный цикл Деминга "план – действие – сверка – реакция". Неотъемлемая составляющая контроля – возможность правильного измерения. Невозможно контролировать и управлять тем, что нельзя измерить |
Основной |
Не все процессы обеспечивают прямой вклад в достижение стратегических целей предприятия. Основные процессы такой вклад дают |
Бизнес |
Внедрение ВРМ должно влиять на бизнес, обеспечивая выгоды и преимущества. Оно должно быть сосредоточено на бизнес-процессах, являющихся ключевыми для главной бизнес-деятельности организации. Они обеспечивают достижение ее стратегических целей |
Процессы |
Определений понятия "процесс" столько же, сколько самих процессов. Нам импонирует определение, данное Роджером Берлтоном, где сказано, что "настоящий процесс включает все, что необходимо человеку, заинтересованному в результате, для получения ожидаемого результата". Эта фраза содержит суть настоящего сквозного процесса: от исходного механизма включения процесса до окончательного удовлетворения заинтересованных лиц. Далее Берлтон добавляет, что "окончательная проверка полноты процесса заключается в том, выдает ли он четкий продукт или услугу внешнему заинтересованному лицу или другому внутреннему процессу" |
Пол Хармон определяет управление бизнес-процессами как "управленческую дисциплину, направленную на совершенствование работы предприятия путем управления его бизнес-процессами".
Таким образом, управление бизнес-процессами – составная часть "обычного" управления.