Краткая история поисков парадигмы. Формулы бытия человечества
Античность выдвинула величественную концепцию: человек - герой. Он героически сражается за свое отечество, за свой город-государство. Героизм не покидает античного человека, даже когда он знает, что обречен на смерть. Ахилл предупрежден божественным пророчеством о том, что он погибнет в новом бою. И Ахилл боится только одного - выказать трусость и оказаться не на высоте вмененного ему культурой героизма. Казалось бы, что может быть лучше героизма и способности героя жертвовать жизнью ради своего отечества?! Ведь, как известно, герои умирают за то, ради чего стоит жить. Однако античная художественная концепция претерпевает кризис. Героизму Гектора противостоит героизм Ахилла. Ахилл убивает Гектора, а вскоре и сам погибает. Все несовершенство благороднейшей концепции героизма раскрыл на материале другой эпохи Брехт. Его герой говорит: "Несчастна страна, нуждающаяся в героях!". Героизм варваров разрушил зиждущееся на героической концепции античное общество.
В Средние века человек стремится к праведной жизни, уповает на жизнь горнюю, небесную. Образовалась система: человек - церковь как общественный институт, регулирующий принципы бытия человека. Человек жертвует свободой действий на земле во имя райской жизни после смерти, постом и молитвой смиряет свою плоть. Сутана становится тюрьмой плоти и настолько скрывает телесные очертания, что трудно отличить мужчину от женщины. Средневековая формула бытия, - жить без свободы воли, умерщвляя греховную плоть, - претерпела кризис. Ведь если бесконечно умерщвлять плоть, то человечество вымрет. Счастье и свободу действия человек хочет получить на земле, особенно взирая на зримые примеры благополучия удачливых от рождения или благодаря судьбе людей.
Пафос Возрождения - свобода, свободный человек в свободном мире. Главная идея эпохи сформулирована была в уставе Телемской обители Рабле. В уставе был единственный, но трудно исполнимый пункт. Тот, кто не выполнял его, изгонялся из обители. Этот пункт гласил: "Делай, что хочешь!". Это и есть формула бытия этой эпохи. Несовершенство этой формулы осознал Шекспир. Яго губит Отелло без видимых причин. Это первое в истории немотивированное преступление. Яго в своих действиях осуществляет принцип Ренессанса "Делай, что хочешь". Он хочет творить Зло. И это знаменует кризис Возрождения.
Классицизм выдвигает новую формулу бытия: делай не то, что хочешь, а то, что надо государству. Долг выше чувств и интересов человека. Государство выше человека. Он подчинен государству и должен поступать рационально. Однако и эта установка вскоре претерпевает кризис. Ведь рациональные поступки бывают лишены здравою смысла, а без него человек не может ни полно осуществиться, ни достичь цели.
Новую художественную концепцию выдвигает Просвещение: человек велик, но относительно; не вся личность определяет жизнь человека, а его здравый смысл; государство может "пришпилить" крупную личность к земле и подчинить се. Однако, если правитель будет просвещенным человеком и будет обладать здравым смыслом, он сумеет организовать счастливую жизнь общества. Возникает "частный" и "частичный" человек (Гегель). Однако и эта концепция претерпевает кризис, потому что человек не может жить счастливо, опираясь только на здравый смысл и нс опираясь на чувства.
Парадигма сентиментализма: человек должен жить нс разумом, а сердцем, оно умней ума. Главная категория - трогательное. Государство - результат общественного договора, оно должно примирять интересы разных слоев народа и государства. Однако если государство не выполняет условия договора, народ имеет право на революцию. Кризис сентиментализма обусловлен тем, что в его художественной концепции место для личности еще не найдено; жизнь чувствами нс дает полноты жизни.
Парадигма романтизма: личность - целая вселенная. Человеческое бытие извечно неустроенно. Мировая скорбь - состояние духа, отражающее состояние мира. Зло бессмертно и борьба с ним вечна. Эта борьба создает оазисы для жизни личности, но не устраняет Зло из мира. Личность не корреспондирует с государством. Кризис романтизма: если жизнь неустроенна, зло неустранимо, то в таком мире жить неуютно, надо искать способы устранения зла и другую концепцию мира и личности.
В последние два столетия именно русская литература внесла вклад в поиски формулы бытия человечества, разрабатывая художественную концепцию мира и личности реализма. Реализм утверждал: мир неблагополучен; насилием его не исправишь. Нельзя купить счастье целого мира ценой слезинки ребенка. Убив старуху-процентщицу, убьешь и неповинную Лизавету (Ф. Достоевский). Выход: непротивление злу насилием и самосовершенствование (Л. Толстой). Необходима гармония интересов государства и личности (А. Пушкин. "Медный всадник").
Кризис реализма: непротивление и самосовершенствование не делают мир благополучным, не устраняют зло. Гармония личности и государства трудно достижима и недостаточна: в систему помимо государства и личности входит народ, который не однороден и в котором действуют разные силы, есть и другие государства и народы и противоречия с ними чреваты войнами и неустройствами.
В XX в. русская культура выдвинула новое художественное направление - социалистический реализм, утверждавший избавление от зла революционным насилием. Весь мир насилья мы разрушим с помощью насилия и построим новый мир, в котором личность подчинена государству. Кризис соцреализма: как поется в песне: нет у революции начала, нет у революции конца. И больше века длится год. И это 37-й год. Насилие, раз начавшись, продолжается, и слезинка ребенка отравляет революционные достижения. Развившаяся личность хочет получить свободу от государства. Концепция, утверждавшаяся соцреализмом, оказалась социально неплодотворна, утопична и претерпела кризис.
Параллельно с реалистическими направлениями развивались модернизм и постмодернизм, утверждавшие, что мир абсурден и враждебен личности, которая принципиально одинока и не приемлет никакой социальной (в том числе и государственной) организации людей. Модернизм отталкивался от предшествующей культуры, которая так и не привела людей к счастью и не спасла от мировых войн и других бед. В разработку этих художественных представлений о сути жизни внесли вклад и высоко поэтичная русская литература серебряного века, и отечественная литература 20-х годов XX в., и западная литература. Эта концепция претерпела кризис, обусловленный историческим опытом, обретенным человечеством к концу XX в., когда выявилось, что ослабленная государственность не менее страшна, чем тоталитаризм; сбрасывать культуру прошлого с корабля современности губительно для общества; абсурдистские идеи лишают жизнь смысла, а человека - целей и счастья.
Итак, пробиваясь в исторически более высокую эпоху, человечество не находило концепцию мира и личности, несущую всеобщее счастье. Повторюсь. Все исторические смены парадигм бытия протекают по формуле афоризма Ленца: ну хорошо, ты пробьешь лбом стену, а что ты будешь делать в соседней камере? С величайшими трудностями, пробившись в новую эпоху, человечество продвигало историю вперед, но оказывалось "в следующей камере". Движение это не бесполезно и не бессмысленно, ибо происходит относительный исторический прогресс, но с большими потерями и без обретения исторически неопровержимого результата.