Краткая характеристика третейских судов

Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" не упоминает третейские суды в качестве элементов судебной системы. Это обусловлено тем, что данная категория судов рассматривается исключительно как альтернативный способ защиты прав. Специфика третейского судопроизводства заключается в следующем. Во-первых, ограничен характер споров, которые могут передаваться на его рассмотрение (только хозяйственные споры, третейский суд не вправе рассматривать споры, вытекающие из публичных правоотношений). Во-вторых, защита гражданских прав в третейском суде может осуществляться только в силу соглашения сторон спора.

Третейские суды могут осуществлять свою деятельность в двух формах: 1) на профессиональной основе — постоянно действующие третейские суды; 2) на казуальной разовой основе (ad hoc) — для решения конкретного спора.

Своеобразие третейского судопроизводства заключается в том, что спорящие лица самостоятельно избирают как третейский суд для обращения за разрешением спора, так и персоналии третейских судей, которым доверяют рассмотрение возникшего между ними конфликта. Третейский суд разрешает только гражданско-правовые споры, т.е. споры между частными лицами (как физическими, так и юридическими).

Третейское судопроизводство отличается простотой процедуры, отсутствием избыточного формализма и акцентуацией на решение конфликта, вместо акцента на рассмотрение дела, свойственного государственному судопроизводству. Для третейского судопроизводства характерен принцип конфиденциальности как антипод принципа публичности, свойственный государственному судопроизводству; в частности, даже при обжаловании третейского решения материалы третейского дела могут быть истребованы лишь по ходатайству всех сторон третейского разбирательства. Третейский судья не может быть допрошен по обстоятельствам, ставшим ему известными в результате его третейской деятельности (данное положение, закрепленное в Законе о третейских судах, не нашло отражения в УПК, а следственные органы традиционно не сильны в знании специфики цивилистического судопроизводства, что порождает иногда проблемы в практике правоприменения).

Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями — юридическими лицами и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях — юридических лицах. Постоянно действующие третейские суды не могут быть созданы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления. Такой суд считается образованным, когда организация — юридическое лицо:

— приняла решение об учреждении постоянно действующего третейского суда;

— утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;

— утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.

Организация — юридическое лицо, учредившая постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен этот третейский суд, копии документов, свидетельствующих о его образовании (своеобразный акт аккредитации третейского суда в системе государственных судов, носящий уведомительный характер, арбитражный суд или суд общей юрисдикции лишены права не признать тот или иной третейский суд).

Порядок создания третейского суда для разрешения конкретного спора (ad hoc) определяется по соглашению сторон. Если в соглашении данный порядок не определен, применяются положения гл. 3 Закона о третейских судах. После вынесения решения по делу такой суд прекращает свое существование.

Законодательство о третейских судах делится на относящееся к "внутреннему коммерческому арбитражу" и "международному коммерческому арбитражу".

Порядок деятельности "внутреннего коммерческого арбитража" регулируется Законом о третейских судах, а также АПК и ГПК. Условием обращения к такому суду служит то, что сторонами в споре выступают российские резиденты и ни одна из сторон не является лицом с иностранными инвестициями.

Деятельность "международного коммерческого арбитража" регламентируется международными конвенциями, участниками которых является Российская Федерация, и Законом РФ "О международном коммерческом арбитраже". В данном случае речь идет о третейских судах, рассматривающих споры, которые вытекают из договорных и других гражданско-правовых отношений и возникают при осуществлении внешнеэкономических сделок, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей или если стороной спора выступает предприятие с иностранными инвестициями.

Современный третейский суд разрешает споры на основании Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления, международных договоров РФ и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то третейский суд применяет правила международного договора. Если по какому-либо процедурному вопросу нет указаний ни в законодательстве, ни в соглашении, третейский суд применяет нормы права, регулирующие сходные правоотношения (аналогия права), а при отсутствии таких норм рассматривает исходя из обычаев делового оборота (деловых обыкновений), общих принципов права, общих начал правового регулирования духа и смысла закона, которые могут быть в данном случае применимы для обеспечения справедливого, быстрого и окончательного разрешения спора.

В третейском судопроизводстве более контрастно, чем в государственном, отражен принцип справедливости решения спора. Применение нормы права не является конечной целью судебного разбирательства. Третейский суд гораздо более сориентирован на то, чтоб его решение было справедливым, а не только соответствовало требованиям закона. Таким образом третейский суд обладает возможностью решить проблему, которая является неразрешимой в рамках традиционного государственного судопроизводства, — порок абсурда, когда точное и буквальное исполнение правового предписания доводит ситуацию до откровенного абсурда. Не случайно Закон о третейских судах, ГПК и АПК определяют основанием для отмены решения третейскою суда не противоречие третейского решения правовой норме, а нарушение основополагающих принципов права.

Третейский суд для разрешения конкретного спора осуществляет третейское разбирательство в соответствии с правилами, согласованными сторонами. К правилам постоянно действующего третейского суда относятся уставы, положения, регламенты, содержащие правила третейского разбирательства и утвержденные организацией — юридическим лицом, образовавшей постоянно действующий третейский суд. Разбирательство дел в третейском суде производится по правилам, установленным его Регламентом. Это важнейшее отличие, поскольку регламенты судов иногда существенно отличаются от процессуальных кодексов. К правилам третейского относятся разбирательства — нормы, регулирующие порядок разрешения спора в третейском суде, включающий правила обращения в третейский суд, избрания (назначения) третейских судей и процедуру третейского разбирательства.

Третейское разбирательство осуществляется на основе принципов законности, конфиденциальности, независимости и беспристрастности третейских судей, диспозитивности, состязательности и равноправия сторон.

Принцип законности при рассмотрении дел в третейском суде обеспечивается правильным применением законов и иных нормативных актов, а также соблюдением всеми судьями третейского суда правил, установленных в Регламенте третейского суда.

Конфиденциальность означает, что судьи и сотрудники секретариата обязаны не разглашать ставшую им известной любую информацию о спорах, разрешаемых третейским судом. Третейский судья не вправе разглашать сведения, ставшие известными в ходе третейского разбирательства, без согласия сторон или их правопреемников.

Независимость и беспристрастность третейского судьи. Судьи независимы и беспристрастны при исполнении своих обязанностей и не должны выступать в роли представителей ни одной из сторон. Не может быть судьей лицо, прямо или косвенно заинтересованное в исходе дела. Гарантией соблюдения данного принципа является обязанность кандидата в судьи подписать декларацию о том, что отсутствуют обстоятельства, которые могут вызвать оправданные сомнения относительно его беспристрастности или независимости, и что он незамедлительно сообщит о любых таких обстоятельствах третейскому суду и сторонам в случае, если они возникли после подписания декларации и до завершения третейского разбирательства.

Общими требованиями к беспристрастности и независимости третейского судьи являются следующие.

1. С момента принятия полномочий третейского судьи и в ходе всего третейского разбирательства третейский судья должен быть беспристрастен и независим.

2. Третейский судья является беспристрастным, если он прямо или косвенно не заинтересован в исходе дела и не имеет заранее сложившихся предпочтений или иных предубеждений в отношении определенной стороны третейского разбирательства, ее представителя, эксперта, консультанта или свидетеля.

3. Третейский судья является независимым, если отсутствуют такие отношения между третейским судьей и сторонами третейского разбирательства, их представителями, экспертами, консультантами, свидетелями, которые способны повлиять на позицию третейского судьи по делу.

4. Сомнения относительно беспристрастности и независимости могут быть обусловлены, в том числе, имущественными, деловыми, профессиональными или личными отношениями, которые в ходе третейского разбирательства или в предшествующий ему разумный период времени связывают или связывали третейского судью со стороной третейского разбирательства, ее представителем, экспертом, консультантом или свидетелем. Кроме того, сомнения относительно беспристрастности и независимости могут быть обусловлены супружескими или родственными отношениями, а также отношениями должностной зависимости, которые в ходе третейского разбирательства связывают третейского судью с другими третейскими судьями из того же состава третейского суда.

5. Лицо, которому предложено осуществлять полномочия третейского судьи, должно отказаться от их принятия, а если полномочия третейского судьи уже были приняты, то отказаться от дальнейшего их осуществления и взять самоотвод, если оно не считает себя беспристрастным или независимым.

Авторитетнейшая в сфере реализации третейского судопроизводства организация — Торгово-промышленная палата РФ (ТПП РФ) — разработала обязательный для исполнения третейскими судами системы ТТП РФ и носящий рекомендательный характер для других третейских судов процедурный документ: Правила о беспристрастности и независимости третейских судей, утвержденные приказом от 27.08.2010 № 39, в соответствии с которыми следующие обстоятельства безусловно свидетельствуют об отсутствии беспристрастности или независимости и препятствуют осуществлению полномочий третейского судьи:

— третейский судья, его супруг или близкий родственник выступают или выступали ранее в рассматриваемом деле в качестве стороны третейского разбирательства, ее представителя, эксперта, консультанта или свидетеля;

— третейский судья, его супруг или близкий родственник имеют существенную долю участия в уставном (складочном) капитале либо являются членом исполнительного органа, совета директоров (наблюдательного совета) или иного органа юридического лица, выступающего стороной третейского разбирательства либо представляющего собой основное или дочернее общество по отношению к стороне третейского разбирательства или ее представителю. Доля участия во всяком случае признается существенной, если третейский судья, его супруг или близкий родственник по отдельности или совместно владеют долей в размере более 5% уставного (складочного) капитала;

— третейский судья является супругом или близким родственником третейского судьи из того же состава третейского суда;

— третейский судья состоит в трудовых отношениях со стороной третейского разбирательства или ее представителем, либо получает от них вознаграждение по гражданско-правовым договорам, либо представляет интересы стороны третейского разбирательства в другом, не связанном с рассматриваемым спором деле, либо выступает в нем в качестве ее эксперта или консультанта;

— третейский судья делал публичные заявления в отношении рассматриваемого дела, в частности, давал его публичную правовую оценку.

Принцип состязательности сторон в третейском разбирательстве практически тождествен аналогичному принципу в арбитражном процессе или гражданском процессе судов общей юрисдикции: каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений. Третейский суд не вправе по собственной инициативе привлекать дополнительные доказательства, уточнять или изменять требования сторон: обстоятельства, которые стороной не оспариваются или определенно признаются, не должны судом проверяться. В противном случае третейский суд рискует выйти за пределы третейского соглашения, что является основанием для отмены третейского решения в случае его обжалования. Непредставление стороной надлежащих доказательств не препятствует составу третейского суда продолжить разбирательство и после тщательного исследования и оценки всего, что имело место во время разбирательства, определить, какие обстоятельства по делу были доказаны, и вынести решение.

Принцип равенства прав сторон третейского разбирательства заключается в следующем: разрешение споров в третейском суде осуществляется на началах равенства сторон перед законом и третейским судом независимо от места нахождения, подчиненности сторон, организационно-правовой формы и формы собственности юридических лиц, а для физических лиц — независимо от их происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств. Каждой стороне должны быть предоставлены равные возможности для изложения своих требований и зашиты своих прав.

В рамках международного коммерческого арбитража используются иные определения:

— "арбитраж" означает любой арбитраж (третейский суд) независимо от того, образуется ли он специально для рассмотрения отдельного дела или осуществляется постоянно действующим арбитражным учреждением, в частности Международным коммерческим арбитражным судом или Морской арбитражной комиссией при ТПП РФ;

— "третейский суд" — единоличный арбитр или коллегия арбитров (третейских судей);

— "суд" — соответствующий орган судебной системы государства (Закон РФ от 07.07.1993 № 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже").

Перспективы развития третейских судов в России видятся в следующем: во-первых, существование государственных судов не исключает третейского разбирательства, а наоборот, допускает его; во-вторых, государственные суды содействуют третейскому разбирательству. Государственные суды могут, например, обеспечивать исполнение будущих решений третейского суда, скажем, арестовать имущество должника. Третейский суд, если он посчитает такую меру необходимой, обращается в компетентный суд, и компетентный суд, если нет законных препятствий, обязан это сделать. Существование и популярность третейских судов будет зависеть от того, насколько профессионально и беспристрастно они будут разрешать споры.