Заключение
Основу унифицированных систем документации, применяемых в Российской Федерации, составляет Унифицированная система организационно-распорядительных документов.
Среди большого разнообразия видов документов, циркулирующих в деятельности предприятий, организаций, учреждений, организационно- распорядительная документация является наиболее широко используемым видом документации.
Оформление организационно-распорядительной документации в соответствии с действующими правилами обеспечивает защиту интересов организации, повышает эффективность управленческого труда, предоставляет возможность получения юридически значимых документов и способствует более эффективному управлению.
Организационно-распорядительные документы (ОРД) условно подразделяются на три группы:
– организационные документы;
– распорядительные документы;
– справочно-информационные документы.
Организационные документы регламентируют задачи и функции организации, структуру, организацию работы, права, обязанности, ответственность руководства, структурных подразделений и сотрудников и являются нормативно-правовыми. В состав организационных документов входят: устав и другие учредительные документы, инструкция, штатное расписание, правила внутреннего распорядка, порядок работы и другие.
В целях решения основных управленческих задач организации издаются распорядительные документы: приказы, указания, постановления, решения, распоряжения.
Справочно-информационные документы представлены такими видами документов как: служебные письма, справки, обзоры, докладные и объяснительные записки и др.
Документирование, т.е. процесс создания и оформления документа, может осуществляться как физическими, так и юридическими лицами, которые будут выступать в качестве авторов документа. В связи с этим каждый специалист организации должен владеть навыками составления и оформления управленческих документов.
Требования к оформлению и составлению указанных документов, а также требования к бланкам документов установлены стандартом ГОСТ Р 6.30–2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов", а также Правилами делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти (2009 г.). Требования ГОСТа являются рекомендательными и распространяются на документы, относящиеся только к рассматриваемой унифицированной системе организационно-распорядительной документации (УСОРД). Несмотря на это, рекомендации по составлению документов носят универсальный характер и могут быть применены на любом предприятии независимо от его профиля, вида собственности и штатной численности.
Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти носят обязательный характер для соответствующих учреждений, поэтому процессы документирования информации в них строго регламентированы.
Важную часть нормативной базы подготовки и оформления документации также составляют нормативные правовые акты межведомственного и ведомственного характера, издаваемые федеральными органами исполнительной власти.
Значение документа как инструмента фиксации управленческих решений в настоящее время возрастает. Поэтому важны комплексные знания о документе, системах документации, способах документирования и стандартах оформления основных видов документов для организаций любой организационно-правовой формы.