Лекция 2. КОУЧИНГ В РАБОТЕ С ПЕРСОНАЛОМ И РУКОВОДИТЕЛЯМИ ОРГАНИЗАЦИИ
Изучив материал главы, студент должен: знать
• основные цели, принципы и теоретические модели коучинга;
• этапы и техники проведения коуч-сессии; уметь
• проводить индивидуальную коуч-сессию, используя адекватные техники и инструменты;
владеть
• техниками и инструментами проведения коуч-сессии при работе с различными целями.
Коучинг как вид психологической помощи. Принципы коучинга
Коучинг как вид психологической помощи появился относительно недавно. Он возник на стыке таких видов деятельности, как психотерапия, наставничество и спортивное тренерство.
Основоположником коучинга считается Джон Уитмор, который в 1992 г. издал книгу "Коучинг высокой эффективности" [1]. Уитмор был успешным спортсменом, затем бизнесменом, но в 1970 г. продал бизнес и занялся изучением психологии. Он заинтересовался психологией спорта, а затем и психологией бизнеса. Уитмор развил идеи Тима Гэллвея, создателя теории "внутренней игры" (inner games) о психологических тренировках спортсменов. Гэллвей писал в своих книгах о душевном состоянии спортсмена и главную задачу тренера видел в помощи преодоления внутренних сомнений и волнения. Джон Уитмор совместно с Тимом Гэлл- веем основали компанию Inner Games Ltd, которая занималась разработкой новых подходов к обучению в спорте, а затем и в бизнесе. В начале 1980-х гг. Джон Уитмор с партнерами создал консалтинговое агентство Perfomance Consultant, специализирующееся на коучинге в бизнесе.
Подход, описанный в книге Дж. Уитмора "Коучинг высокой эффективности", предназначался для менеджеров, и коучинг представлялся как новый способ управления, основанный не на догматическом распоряжении, а на сотрудничестве с подчиненным в процессе достижения общей цели. Именно слова "сотрудничество" и "достижение цели" являются ключевыми для понимания сущности коучинга.
В настоящее время коучинг чрезвычайно популярен как за рубежом, так и в России. Выделяют различные виды коучинга, основные из которых: коучинг-менеджмент — как особый вид управления, и коучинг-консультирование — вид психологической помощи клиенту по достижению целей. Последний делится на множество разновидностей в соответствии с типами клиентов и возможными целями клиента: бизнес-целями, личными целями и т.д. (в США существуют даже такие экзотические для нас варианты, как "коучинг домохозяек" или "коучинг беременных"). В основном же коучинг предназначается для работы с бизнес-целями и целями профессионального роста.
Коучинг — это помощь клиенту в достижении его целей.
Специалиста, проводящего коучинг, называют коуч; клиента называют коучи, или просто клиент.
В отличие от наставничества, в коучинге не даются конкретные модели действия, решения, советы. Коуч и коучи находят решение в совместном исследовании ситуации клиента. В отличие от тренинга, в коучинге нет отработки действия, отсутствует моделирование.
В литературе по коучингу часто обсуждается проблема соотношения коучинга и психологического консультирования, говорится о том, что отличие коучинга состоит в том, что коуч не дает советов. Одпако, как мы видели, в психологическом консультировании (в отличие, возможно, от других видов консалтинга — управленческого, финансового и т.н.) прямые советы также не используются. На наш взгляд, основная особенность коучинга но сравнению с психологическим консультированием — уход от ориентации на проблему и акцент на цель. "Проблема", находящаяся в центре психологического консультирования, придает диалогу негативный тон, обращает клиента в прошлое — к поискам истоков проблемы, а уже затем к решению. В коучинге слово "проблема" запрещено, цель формулируется всегда в позитиве — вместо обсуждения того, "что я не хочу", обсуждается, "что я хочу". Диалог коучинга направлен не в прошлое, а в будущее, для построения процесса достижения цели.
В последние годы в нашей стране многие психотерапевты, следуя модному веянию, стали позиционировать себя как коучи. При этом зачастую они продолжают использовать психотерапевтические методы (в том числе и психоаналитические) в процессе коучинга. Следует помнить, что психотерапия ориентирована на глубинные личностные изменения, включая мотивы, ценности, образ "Я" клиента. В коучинге глубинная личностная работа не проводится и не рассматривается как цель психологической помощи, хотя прохождение коучинга может создать условия для определенных изменений личности клиента. Впрочем, в так называемом life-коучинге, или коучинге достижения жизненных целей, может ставиться цель развития личности коучи, и в этом случае граница между психотерапией и коучингом становится еще более призрачной.
Коучинг обычно проводится курсом, состоящим из 12 коуч- сессий, по одной сессии в неделю. Длительность одной встречи может быть от 30 мин до 1 ч, иногда больше. Первая сессия обычно проводится бесплатно, на ней демонстрируются возможности коучинга и проводится работа с мотивацией клиента, после чего заключается контракт на весь курс из 12 сессий. После окончания курса при необходимости контракт может быть заключен вновь. Если коучинг проводится не внешним, а внутренним коучем, работающим в организации, формального контракта может не быть, но психологический контракт обязателен. В настоящее время все большую популярность приобретают дистанционные формы проведения коучинга — по телефону, через Skype, онлайн.
Принципы коучинга. При проведении коучинга важно придерживаться определенных принципов. Как и в психологическом консультировании, соблюдение принципов коучинга не только повышает профессионализм коуча, но и обеспечивает психологическую безопасность как клиента, так и самого коуча.
Разные авторы выделяют различные принципы. Обобщив разнообразные точки зрения, мы составили следующий перечень принципов коучинга.
1. Принцип позитивности означает, во-первых, позитивную формулировку цели (запрещается использование частицы "не" в формулировке цели) и, во-вторых, позитивный настрой самого коуча, его веру в возможности клиента и достижение позитивного результата.
2. Принцип совместности успеха — коуч воспринимает клиента не как "пациента", а как сотрудника в процессе совместного поиска решения и достижения цели. Это подразумевает равенство позиций в общении — коуч не доминирует и не выступает в экспертной позиции, не дает никаких советов и не говорит, что нужно делать для достижения цели.
3. Принцип активности и ответственности за результат — активность клиента является условием проведения коучинга. Если клиент не готов работать — коучинг не может проводиться. За результат ответственны оба участника: коуч ответственен за свою профессиональную позицию во время работы, но за исход коучинга и выполнение плана достижения цели ответственен клиент. Запрет давать советы и готовые решения в процессе коучинга связан как раз с этим принципом — давая человеку совет, вы снимаете с него ответственность за свой выбор и соответственно за исход ситуации.
4. Принцип творчества (отсутствие догматизма) — в коучинге разработано множество моделей и техник, которые могут использоваться коучем, однако нельзя относиться к ним как к догмам: каждая ситуация клиента уникальна, и необходимо творчески относиться к выбору стратегий и техник коучинга в каждый конкретный момент его проведения.
5. Принцип осознания личных ресурсов. Осознание — ключевой момент в коучинге. Можно сказать, что основная цель коучинга — усиление осознания клиентом своих целей, ценностей, своих возможностей и альтернатив — именно в этом случае возможно усиление мотивации и эффективное достижение цели.
6. Системный подход. В каждый момент проведения коучинга коуч осознает, что и личность клиента, и его ситуация в целом — сложная система, состоящая из взаимосвязанных элементов. Коуч должен просчитывать возможные последствия изменений для системы в целом и предотвращать нежелательные для системы решения.
В коучинге нет такого жесткого запрета на работу со знакомыми или близкими людьми, какой есть в консультировании. Это обусловлено тем, что работа в коучинге, как правило, ведется не на таком глубоком личностном уровне, и нет опасности возникновения переносных отношений. Однако это не касается так называемого life-коучинга, который сближается с консультированием, так как работает с личными целями.
Профессиональными ассоциациями коучей разрабатываются специальные этические кодексы, которым коуч должен следовать, иначе он лишается права профессиональной деятельности. Пример такого кодекса, разработанного ICF (International Coaching Federation), приведен в приложении 4. Этические нормы коуча разработаны также в рамках обсуждаемого профессионального стандарта "Коуч" [2].
Виды коучинга. Несмотря на то что коучинг — относительно новая практика, к настоящему времени выделилось уже значительное количество его разновидностей.
Виды коучинга можно классифицировать по различным основаниям.
1. Основание — количество клиентов коучинга.
По этому основанию можно выделить индивидуальный и групповой (командный) коучинг.
2. Основание — статус клиента (коучи).
По нему выделяют индивидуальный коучинг физических лиц (coaching) и индивидуальный коучинг руководителей (executive coaching).
3. По сфере приложения (тину запроса) коучинга выделяют бизнес-коучинг (цели бизнеса), карьерный коучинг (по целям построения и развития карьеры), life-коучинг (личные цели), спортивный коучинг (цели спортивных достижений) и т.д.
4. По теоретической ориентации выделяют:
а) когнитивно-бихевиоральный коучинг;
б) психоаналитически ориентированный коучинг;
в) экзистенциальный коучинг;
г) НЛП-коучинг и т.д.
В коучинг приходят многие психологи и психотерапевты и, несомненно, привносят в него элементы той теоретической ориентации, которой они придерживались в предыдущей практике. Например, когнитивно-бихсвиоральные коучи активно используют модели Эллиса и Бека [3]. При этом строгое разведение консультативного (психотерапевтического) процесса и коучинга становится подчас очень затруднительным.
Возможно, "переформатирование" психотерапевтов и консультантов связано с тем, что использование коучинга позволяет максимально отойти от концепции "болезни" в работе клиентом, в связи с чем клиенты менее настороженно относятся к коучу, чем к консультанту.
5. По использованию технических средств в процессе коучинга выделяют непосредственный (face-to-face) коучинг, подразумевающий межличностный контакт коуча и коучи, и опосредованный, дистанционный коучинг, с использованием различных средств связи (телефон, Интернет). Очень популярен коучинг по Бкуре, так как это дает возможность клиенту не пропускать сессию, даже если он находится в другой стране. Однако при дистантном коучинге труднее устанавливать контакт. Наилучшим вариантом может быть использование дистантного коучинга после того, как контакт уже налажен в процессе очного коучинга.
Профессиональная подготовка коуча. Если для психологического консультирования обязательна базовая подготовка в области психологии, то в коучинг приходят люди из самых разных специальностей и профессий. Часто коучами становятся люди, имеющие собственный опыт ведения бизнеса или топ-менеджмента. Однако для получения подготовки в области коучинга необходимо наличие высшего образования. Наилучший вариант — когда у коуча есть два высших образования: психологическое и экономическое (или МВА).
Подготовка профессионального коуча проходит следующие этапы.
1. Обучение на профессиональных курсах коучинга в компании, сертифицированной одной из наиболее авторитетных профессиональных ассоциаций, например IСF — Международной федерацией коучинга.
2. Приобретение собственной практики коучинга.
3. Прохождение супервизий.
4. Прохождение официальной сертификации в профессиональной ассоциации в соответствии с ее требованиями.
5. Повышение квалификации и уровня сертификации.
Сертификат даст право практиковать коучинг, однако коуч должен постоянно развиваться и повышать свою квалификацию.
Для оценки квалификации коуча в соответствии с требованиями 1СР разработаны следующие компетенции коуча [4]
А. Создание фундамента.
1. Соответствие этическим нормам и профессиональным стандартам.
2. Заключение коучингового соглашения.
B. Совместное создание отношений.
3. Установление доверительных отношений с клиентом.
4. Коучинговое присутствие.
C. Эффективная коммуникация.
5. Активное слушание.
6. Постановка "сильных" вопросов.
7. Прямое общение.
D. Фасилитация обучения и достижения результатов.
8. Стимулирование осознания.
9. Проектирование действий.
10. Планирование и постановка целей.
11. Управление прогрессом и ответственностью.
Эти одиннадцать ключевых компетенций были разработаны ICF как основа для проведения экзаменов в процессе сертификации коучей. Ключевые компетенции были сгруппированы в четыре блока по принципу схожести подхода к каждой компетенции в блоке. Каждая из компетенций в равной степени важна, поэтому группировка и порядок следования компетенций в тексте не имеет принципиального значения. Все эти компетенции являются ключевыми и обязательно должны проявляться в работе любого компетентного коуча.
Уровень владения компетенциями определяет уровень сертификации коуча:
• ассоциированный сертифицированный коуч (ACC — Associate Certified Coach) — демонстрирует начальный уровень знаний и навыков, применяет их при коучинге, а также понимает, чем отличается применение данных навыков при коучинге и в других профессиях;
• профессиональный сертифицированный коуч (РСС — Professional Certified Coach) — демонстрирует устойчивое владение навыками коучинга, но в некоторой степени еще зависит от преподанных в курсе обучения методик и пока учится устанавливать полностью партнерские отношения с клиентом, фокусировать все освоенные методики в интересах клиента, также показывает устойчивое понимание специфики коучинга в отличие от прочих профессий, применяя полученные навыки;
• сертифицированный мастер-коуч (МСС — Master Certified Coach) — демонстрирует свободное владение навыками коучинга, позволяющее установить плодотворные партнерские отношения с клиентом, помогая ему всесторонне изучить свои возможности и овладеть ими, также показывает устойчивое понимание специфики коучинга в отличие от прочих профессий, применяя полученные навыки.
Подробное описание ключевых компетенций коуча можно найти на сайте ICF [5].
В настоящее время в Российской Федерации ведется работа по институционализации профессии коуча и введении профессионального стандарта "Коуч" [6]. Разработка профессиональных стандартов стала предметом Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (и. г) "разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов") и постановления Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 "О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов". Разработка профессионального стандарта (ПС) профессии "Коуч" ведется в контексте создания стандартов но межотраслевым профессиям в социальной сфере, в том числе — новых профессий. В Министерство груда и социальной защиты подана заявка в рамках деятельности Агентства стратегических инициатив (АСИ) от трех профессиональных организаций: Национальной гильдии профессиональных консультантов (НГПК), Российского представительства Международной федерации коучинга (1СР-Россия) и Профессиональной ассоциации русскоязычных коучей (ПАРК).
В рамках данного стандарта, опубликованного на сайте АСИ, выделены следующие ключевые компетенции коуча.
1. Заключение контракта на коучинг.
Профессиональный коуч выстраивает партнерские отношения с клиентом (человеком либо организацией) на основе прозрачного и понятного всем сторонам контракта, включающего, как минимум:
• границы услуги коучинга;
• положения о конфиденциальности;
• обязанности и ответственность сторон в процессе коучинга;
• цели клиента коучинга;
• условия и сроки оказания услуг;
• условия продления и досрочного завершения контракта на коучинг.
2. Проведение коуч-сессий.
Профессиональный коуч проводит коуч-сессии в соответствии с этическими нормами и профессиональными стандартами, что включает:
- установление и развитие доверительных отношений с клиентом:
— коуч относится к клиенту как к изначально здоровому, взрослому, дееспособному и ответственному человеку;
— создает обстановку взаимного уважения, безопасности и поддержки;
- с уважением относится к личности клиента, его восприятию и стилю обучения, распознает, уточняет и соблюдает границы личного пространства клиента;
- определяет, есть ли соответствие между своими подходами и методами коучинга и потребностями клиента, и корректирует свои методы, чтобы обеспечить эффективность коучинга;
- спрашивает у клиента разрешения на проведение коучинга в новых и непривычных для него областях;
— поддерживает новые модели поведения и действия, включая те, которые касаются принятия риска и боязни неудачи, помогая клиенту выбрать наиболее органичные для него;
— обеспечивает поддержку в процессе развития у клиента новых форм поведения, навыков и компетенций;
- помогает клиенту отыскать и получить доступ к другим ресурсам в целях обучения и развития (например, к источникам информации, другим специалистам);
- в процессе и в завершении сессии запрашивает у клиента обратную связь, чтобы постоянно улучшать взаимодействие и сотрудничество;
• заключение четкого соглашения и постановка целей на сессию и цикл сессий:
- коуч умеет разрабатывать эффективный план коучинга с клиентом и соблюдать его: выясняет, что требуется при каждом конкретном взаимодействии с клиентом во время коучинга, обобщает собранную информацию и определяет с клиентом план коучинга и цели развития, затрагивающие проблемы и главные области, требующие изучения и развития;
- помогает клиенту четко сформулировать цели и измеримые показатели достижения целей для цикла сессий и каждой сессии;
— помогает клиенту разработать план, предполагающий получение достижимых, измеримых, конкретных результатов и содержащий сроки достижения результатов;
- отслеживает прогресс клиента в направлении поставленных целей, помогая при необходимости уточнять, углублять и переформулировать цели в ходе сессии;
- вносит в план изменения, если это требуется в процессе коучинга и при изменении ситуации;
• сохранение коучинговой позиции:
- коуч действует из безоценочной позиции, осознанно воздерживается от направляющего влияния па клиента, полностью признавая право выбора и принятия решений за клиентом;
- демонстрирует открытую, гибкую и уверенную манеру поведения;
— осознанно и гибко взаимодействует с клиентом в процессе коучинга, создавая непринужденную атмосферу;
— эффективно использует юмор, создавая ощущение легкости и энергии;
- находится в контакте с собственной интуицией и доверяет внутреннему знанию клиента;
— открыт к неведению и принимает риски;
— демонстрирует уверенность в работе с сильными эмоциями, способен управлять собой, не позволяя эмоциям клиента доминировать и запутывать себя;
— видит много вариантов работы с клиентом и в каждый момент выбирает наиболее эффективный, уверенно меняет перспективы и экспериментирует с новыми возможностями в своих действиях;
• использование эффективной коммуникации:
- концентрирует внимание на клиенте, на его целях и планах, а не на своих планах, составленных для клиента;
— коуч полностью концентрируется на том, что говорит и о чем умалчивает клиент, чтобы понять смысл сказанного в контексте желаний и целей клиента и оказать ему поддержку в процессе высказывания его мыслей и чувств;
- широко использует навыки активного слушания, опираясь па наблюдение за словами, интонациями и невербальными проявлениями клиента, задает вопросы, отражающие активное слушание и понимание взгляда клиента;
— обобщает, резюмирует, перефразирует, повторяет и отзеркаливает сказанное клиентом, чтобы убедиться в четкости и правильности понимания, и задаст вопросы, продвигающие клиента но направлению к его целям, а не требующие от клиента находить доказательства или оправдания;
- дает клиенту возможность высказаться, выразить свои мысли и чувства, разъяснить ситуацию, не вынося суждений и не принимая какую-либо сторону, чтобы выявить в свете целей клиента суть того, что он говорит;
— задает открытые вопросы, порождающие большую ясность, новые возможности или знания, приводящие к совершению открытий, озарению, пробуждающие целеустремленность и активность, например такие, которые бросают вызов предположениям клиента;
- пользуется метафорами и аналогиями, чтобы более четко и ярко выражать мысли и наблюдения;
• использование прямого общения:
- коуч изъясняется ясно, четко и прямо, используя подходящий и уважительный но отношению к клиенту язык;
— предоставляет клиенту качественную основанную на фактах и наблюдениях обратную связь;
— использует конструктивную конфронтацию и провокативные техники для усиления внимания клиента к значимым для достижения цели темам;
— ясно излагает цели использования техник, методов или упражнений;
— проводит рефрейминг, чтобы помочь клиенту, взглянув с иной перспективы, понять, разобраться в том, чего он хочет, или в том, в чем он не уверен;
• создание условий для расширения осознания:
— коуч способен интегрировать и точно оценивать многочисленные источники информации и интерпретировать ее таким образом, чтобы помочь клиенту осознать происходящее и тем самым достичь оговоренных результатов;
— расспрашивает с целью достичь более глубокого понимания, ясности и осознания клиентом его ситуации и выходит за рамки сказанного, не позволяет себе "попасться на крючок" описания, данного клиентом;
- помогает клиенту увидеть разные, взаимосвязанные факторы, влияющие на него и на его поведение (например, мысли, эмоции, тело, фон, окружение), определить и лежащие в основе ситуаций темы и потребности, типичные и постоянные способы восприятия себя самого и окружающего мира, различия между фактами и их интерпретацией, несоответствие между мыслями, чувствами и действиями;
- помогает клиенту прояснять, уточнять и корректировать его ценности, убеждения и представления о себе, других людях и о мире с целью оптимизации движения клиента к поставленным целям;
— раскрывает перед клиентом более широкие перспективы и вдохновляет на смену точки зрения и нахождение новых возможностей для действий;
— просит клиента проводить различие между заурядными и значимыми вопросами, ситуативным и повторяющимся поведением, когда обнаруживает несоответствие между декларируемым и действиями;
— помогает клиенту открывать новые для себя мысли, убеждения, ощущения, эмоции, настроения и т.д., усиливающие его способность предпринимать активные действия и достигать того, что для него важно;
- делится своими открытиями, инсайтами с клиентом так, чтобы они были полезны и имели смысл для клиента;
- помогает клиенту определить наиболее сильные стороны и основные области обучения и роста, а также то, на что наиболее важно обратить внимание во время коучинга;
• проектирование действий и создание возможности для непрерывного обучения:
- создает совместно с клиентом возможности для непрерывного обучения во время коучинга и в жизни (на работе), и для того,
чтобы предпринимать новые действия, которые наиболее эффективно приведут к оговоренным результатам коучинга;
— организует мозговые штурмы и помогает клиенту определить те действия, которые позволят ему продемонстрировать, отработать и углубить новые знания, вовлекает клиента в исследование альтернативных идей и решений, оценку вариантов и принятие соответствующих решений;
— помогает клиенту сконцентрироваться и систематически изучать наиболее существенные для достижения оговоренных целей коучинга конкретные темы и возможности;
— поддерживает активные эксперименты и самопознание, где клиент сразу же пробует то, что было предметом обсуждения и изучения во время сессии, в своей работе и жизни;
- бросает вызов предположениям и точкам зрения клиента, провоцируя появление новых идей и находя новые возможности для действий;
- помогает клиенту "сделать это прямо сейчас" — осуществить некоторые действия или смоделировать ситуации, продвигающие клиента к его цели, во время сессии коучинга, обеспечивая клиенту текущую поддержку;
— отмечает способности клиента и его успехи, способствуя его дальнейшему росту и развитию;
— поощряет постановку задач, которые являются для клиента вызовом, поддерживая одновременно рабочее напряжение и комфортный темп обучения и развития;
- управление продвижением и ответственностью:
- коуч удерживает внимание на том, что важно клиенту, и оставляет ответственность клиенту совершать действия;
- помогает клиенту держать фокус внимания между сессиями, концентрируя внимание на плане и намеченных результатах коучинга, оговоренном плане действий и темах для следующей сессии (сессий);
— способствует тому, чтобы клиент в ходе сессии и по ее завершению четко сформулировал для себя действия, которые продвинут его к поставленным целям за пределами сессии;
— отслеживает продвижение клиента, спрашивая его о тех действиях, за которые клиент взял на себя обязательство на предыдущих сессиях;
— узнает, что клиенту удалось сделать, что не удалось, чему он научился, что осознал со времени проведения предыдущей сессии или сессий, позитивно бросает клиенту вызов, когда клиент не предпринял оговоренных действий;
- эффективно подготавливает, организует и просматривает совместно с клиентом информацию, полученную в ходе сессий;
— фокусируется на плане коучинга, но остается открытым для корректировки действий па основании самого процесса коучинга и изменений в ходе сессий;
— способен переключаться между масштабной картиной того, к чему движется клиент, контекстом обсуждаемой темы, целями клиента, текущей и желаемой для клиента ситуацией;
- активизирует самодисциплину клиента, побуждает клиента нести ответственность за то, что он собирается предпринять, за результаты запланированных действий и конкретный план с определенным временным форматом;
- развивает способность клиента принимать решения, работать с ключевыми вопросами и развиваться (получать обратную связь, устанавливать приоритеты и темп обучения, рефлексировать и учиться на опыте).
3. Развитие и саморазвитие.
Профессиональный коуч осознает важность личного и профессионального развития и имеет длительный успешный опыт разработки и реализации собственного плана развития:
• коуч имеет регулярный опыт коучинга в роли клиента;
• постоянно работает над развитием своих профессиональных компетенций и личностного потенциала, для него характерно улучшенное самосознание, самоконтроль, понимание собственных ценностей и границ, понимание собственных эмоций и своего воздействия в процессе коммуникации с клиентом;
• постоянно развивает способность быть открытым с другими, конструктивно выражать мысли и эмоции, способствуя развитию людей;
• коуч регулярно повышает уровень компетенций в вопросах развития людей, изучает и расширяет понимание развития людей, организаций, бизнеса и социальных систем, переходных периодов в жизни и карьере и различных подходов, которые могут быть применены в коучинге;
• коуч осознает значимость профессиональной супервизии для поддержания своего профессионального уровня и способен формулировать собственный запрос на супервизию.
Как мы видим, компетенции, включенные в профессиональный стандарт "Коуч", хорошо согласуются с ключевыми компетенциями ICF.
Требования к личности коуча. Особенности работы коуча и профессиональные требования задают особенности личности, которые необходимы коучу для достижения успеха [7]:
1) толерантность к неопределенности. Коуч, как, впрочем, и консультант, должен развивать к себе толерантность к неопределенности, так как он никогда не знает точно, как пойдет процесс коучинга и каков будет результат. Отсутствие этого качества приводит к быстрому нервно-психическому истощению и эмоциональному выгоранию коуча;
2) стрессоустойчивость обеспечивает коучу возможность совладать с самыми сложными ситуациями, возникающими в коучинге;
3) самодифференциация — знание себя, своих особенностей и умение отделить различные сферы своей личности и эмоциональные реакции от непосредственных реакций на клиента;
4) системное мышление — умение видеть ситуацию клиента как систему, во всех ее взаимосвязях и взаимозависимостях;
5) позитивное мышление означает видение позитива в любой ситуации, а также ориентацию на будущий позитивный результат;
6) ориентация на достижение. У коуча должна преобладать мотивация достижения, а не мотивация избегания неудач, иначе ему сложно будет вести клиента к достижению цели;
7) умение строить партнерские отношения, а не доминировать. Коучинг — это сотрудничество с клиентом, поэтому позиция коуча "сверху" недопустима. При наличии высокой степени авторитарности и доминантности коуч не сможет установить необходимый контакт с клиентом;
8) стремление к саморазвитию, в том числе постоянному повышению квалификации.
Можно заключить, что для коуча, как и для консультанта, залог успеха — зрелая личность и тщательная проработка собственных личностных проблем.