Коррекция тревожности и застенчивости
Проблема преодоления тревожности, по существу, распадается на две: проблему овладения состоянием тревожности, снятия его отрицательных последствий и проблему устранения тревожности как относительно устойчивого личностного образования.
Работа по преодолению тревожности может осуществляться на трех взаимосвязанных и взаимовлияющих уровнях:
1) обучение школьника приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью;
2) расширение функциональных и операциональных возможностей школьника, формирование у него необходимых навыков, умений, знаний и т.п., ведущих к повышению результативности деятельности, созданию запаса прочности;
3) перестройка особенностей личности школьника, прежде всего его самооценки и мотивации. Одновременно необходимо проводить работу с семьей школьника и его учителями, с тем чтобы они могли выполнять свою часть коррекции.
В коррекционной работе с учащимися, отличающимися тревожностью как устойчивым личностным образованием, используются следующие приемы.
1. Переинтерпретация симптомов тревожности. Часто школьников с повышенной тревожностью деморализуют первые признаки появления этого состояния. Во многих случаях оказывается полезным рассказать, объяснить им, что это признаки готовности человека действовать (признаки активации), их испытывает большинство людей и они помогают ответить, выступить как можно лучше. При определенной тренировке такой прием может помочь школьнику.
2. Настройка на определенное эмоциональное состояние. Школьнику предлагается мысленно связать свое взволнованное, тревожное эмоциональное состояние с одной мелодией, цветом, пейзажем, каким-либо характерным жестом; спокойное, расслабленное состояние — с другим цветом или жестом, а уверенное, "побеждающее" — с третьим. При сильном волнении сначала вспомнить первое, затем второе, затем переходить к третьему, повторяя его несколько раз.
3. Приятное воспоминание. Школьнику предлагается представить себе ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление, и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения, представлять эту ситуацию.
4. Использование роли. В трудной ситуации школьнику предлагается ярко представить себе образ для подражания (например, любимого киногероя), войти в эту роль и действовать как бы в его образе. Такой прием оказывается особенно эффективным для юношей.
5. Контроль голоса и жестов. Школьнику объясняют, как по голосу и жестам можно определить эмоциональное состояние человека, и рассказывают, что уверенный голос, спокойные жесты могут иметь обратное влияние — успокаивать, придавать уверенность. Указывается на необходимость тренировки перед зеркалом и "зрителями", например при подготовке уроков.
6. Улыбка. Обучение целенаправленному управлению мышцами лица. Школьнику дается ряд стандартных упражнений для расслабления мышц лица и объясняется значение улыбки для снятия нервно-мышечного напряжения.
7. Дыхание. Рассказывается о значении ритмичного дыхания, предлагаются способы использования дыхания для снятия напряжения, например, делать выдох вдвое длиннее, чем вдох; в случае сильного напряжения сделать глубокий выдох вдвое длиннее или сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20—30 секунд.
8. Мысленная тренировка. Ситуация, вызывающая тревогу, заранее представляется во всех подробностях, трудных моментах, вызывающих ее переживание; тщательно, детально продумывается собственное поведение.
9. Репетиция. Психолог проигрывает со школьником ситуации, вызывающие у ребенка тревогу. Например, школьник как бы отвечает у доски, а психолог исполняет роль строгого учителя или насмешливого одноклассника, при этом детально отрабатывая способы действия учащегося. Полезно также, когда психолог, не предупреждая об этом школьника заранее, меняет тон разговора с ним: становится нетерпеливым, прерывающим собеседника недовольным слушателем.
10. Доведение до абсурда. В процессе беседы с психологом, а также в некоторых других априорно спокойных ситуациях школьнику предлагается играть очень сильную тревогу, страх, делая это как бы дурачась.
11. Переформулировка задачи. Известно, что одной из причин, которые мешают результативной деятельности тревожных людей. является их сосредоточенность не только на выполнении задачи, но и в большей степени на том, как они выглядят со стороны. В связи с этим необходимо тренировать у них умение формулировать цель своего поведения в той или иной ситуации, полностью отвлекаясь от себя. Например, при ответе у доски говорить себе "Я должен рассказывать о законе всемирного тяготения" вместо "Я должен ответить во что бы то ни стало" или "Я должен получить пятерку".
Необходимо также обучать школьника умению снижать значимость ситуации, понимать относительное значение "победы" или "поражения". В этом плане эффективным оказывается такой прием, когда некоторые ситуации предлагается рассматривать как своего рода тренировочные, в которых учащийся может поучиться владеть собой для предстоящих более серьезных испытаний.
Эти и другие приемы достаточно эффективны для учащихся, испытывающих так называемую открытую тревогу.
12. Самоанализ. В работе со школьниками, тревожность которых проявляется в скрытой форме (нередко такие учащиеся говорят, что они не испытывают тревоги, но постоянно терпят неудачи из-за своего невезения, несостоятельности, отношения других людей), необходимо обратить внимание на развитие у школьников умения анализировать свои переживания и находить их причины (самоанализ). Для этого можно предложить им сначала обсудить переживания или поступки сверстников по схеме:
что произошло? - что переживает и думает герой? - какова причина? -успешно или неуспешно он действовал в этой ситуации? - что он должен делать?
Затем школьнику можно предложить применить эту схему к себе, ведя разграфленный соответствующим образом дневник или записывая ответы на вопросы на магнитофон. Часть этих записей в последующем можно обсудить совместно с психологом.
13. Формирование критериев успеха. Важным этапом в работе со "скрытными" учащимися является выработка у них критериев собственного успеха. Оценка успеха у них часто затруднена, в связи с этим многие достаточно удачные ситуации рассматриваются ими как неуспешные. В подобных случаях оказывается продуктивным обсудить вместе со школьником объективные показатели успеха в той или иной ситуации, как бы договориться с ним, какой результат считать успешным. Затем надо максимально развернуто записать эти критерии применительно к различным ситуациям, после чего постоянно в беседах обращаться к таким критериям, побуждая учащегося оценивать свои результаты.
* * *
Говоря о коррекции застенчивости, нельзя не обратиться к работе американского социального психолога Филипа Зимбардо "Застенчивость" (М. : Педагогика, 1991). Вот как автор объясняет, что такое застенчивость, в первой части своей книги.
Многие психологи, психиатры, социологи и иные специалисты пытались разобраться в этом сложном понятии. Их ответы на вопрос, чем бывает вызвана застенчивость, представляют собой широкий спектр возможных толкований. Так, исследователи личностных черт убеждены, что застенчивость — это передаваемая по наследству индивидуальная особенность, как, например, уровень интеллекта или рост. Бихевиористы полагают, что застенчивые люди просто не овладели определенными социальными навыками, необходимыми для эффективного общения. Психоаналитики утверждают, что застенчивость — это симптом, внешнее проявление глубинного бессознательного конфликта. Социологи и некоторые специалисты по детской психологии считают, что застенчивость следует рассматривать в терминах социального программирования: условия социальной среды многих из нас делают застенчивыми. По мнению социальных психологов, застенчивость начинается с навешивания ярлыка: "Я застенчив, потому что считаю себя застенчивым или потому что другие меня таким считают".
Конечно, эти пять подходов не исчерпывают всего многообразия возможных объяснений. Например, у одного писателя есть своеобразная теория, что люди застенчивы в силу безграничного стремления к успеху. Но каждое из приведенных объяснений может способствовать нашему пониманию застенчивости. Подобно тому как не существует единственного определения застенчивости, нет и единственно верного ответа на вопрос о ее причинах.
После этого небольшого обзора Зимбардо резюмирует: "Теории подобны огромным пылесосам, всасывающим вес на своем пути. Каждая из упомянутых теорий имеет рекламных агентов, расхваливающих свой пылесос как лучший на рынке. Когда мы подойдем к вопросу о средствах преодоления застенчивости, мы позаимствуем понемногу от каждой теории. Теория черт поможет нам понять, как выявляется застенчивость, как она становится ярлыком и что человек сам думает по поводу своей застенчивости. У бихевиористов мы позаимствуем идею изменения порочного стиля поведения. Психоаналитические теории подтолкнут нас к необходимости глубинного анализа внутренних конфликтов, симптомом которых может быть застенчивость. Теории темперамента представляют для нас ограниченный интерес, за исключением, пожалуй, проблемы индивидуальных различий чувствительности у детей; исходя из этого, мы рассмотрим пути создания оптимальных условий развития личности. В конце концов мы обратимся к анализу тех социальных и культурных ценностей, из-за которых застенчивость превратилась в национальную эпидемию".
Весь приводимый в книге материал автор подтверждает большим количеством описаний клинических случаев, несущих полезную информацию о простых практических приемах, позволяющих снять патологическую застенчивость. Вот как, например, рассказывает Зимбардо о страхах, развившихся у его брата в результате ношения распорок на ногах для коррекции последствий младенческою паралича.
Стоило раздаться стуку в дверь, Джордж тотчас оглядывался, чтобы сосчитать, все ли члены семьи находятся рядом. Если они все были тут, он скрывался под кроватью или в еще более надежном убежище — за запертой дверью ванной. И лишь после долгих просьб и увещеваний он смягчался и соизволял появиться, чтобы поздороваться с гостем.
Моя мать, которой были свойственны способность к состраданию и глубокое понимание человеческой натуры, решила, что она должна помочь Джорджу, прежде чем его застенчивость станет непреодолимой. Его причуды продолжались и после того, как с ног были сняты распорки. Убежденная, что он должен общаться со сверстниками, мать настояла па том, чтобы Джорджа приняли в школу, хотя ему было всего четыре с половиной года и была как раз середина семестра. Мать вспоминает:
"Он вопил и рыдал беспрерывно почти весь первый день, в ужасе вцепившись в подол моего платья. Стоило учительнице или кому-то из детей посмотреть на него, он утыкался головой мне в подол или закатывал глаза к потолку. Но когда в классе рассказывали интересную историю или начинали играть в музыкальные игрушки, любопытство брало верх и он не мог удержаться, чтобы не смотреть и не слушать.
Мне пришла в голову мысль, что Джордж не был бы так сосредоточен на себе, будь он невидим, то есть если б он мог участвовать в совместных действиях и сам мог смотреть, а другие дети не могли бы разглядеть его. Естественно, раствориться в воздухе он не мог, но он мог проделать нечто подобное — стать человеком в маске вроде Одинокого Ковбоя из радиопьесы.
После обеда мне удалось убедить Джорджа помочь мне смастерить маску из плотного бумажного пакета для продуктов. Мы вырезали в маске отверстия для глаз, носа и рта и слегка раскрасили ее, чтобы она стала более симпатичной. Он померил маску, и она ему понравилась. Снова и снова он заставлял меня повторять вопрос: "Кто этот мальчик в маске?" На это он с ликованием отвечал: "Одинокий Ковбой", или "Мистер Никто", или "Не ваше дело", или просто по-львиному рычал. Иногда он снимал маску, чтобы убедить меня, что это был все-таки он сам.
Учительница согласилась принять мою игру. По сути, она сделала даже больше — привела игру в действие. Она объявила детям, что новенький будет носить маску и не надо пытаться ее сорвать, лучше просто играть с мальчиком в маске. Неожиданно этот подход сработал. Джордж смог стать частью класса, хотя и несколько отстраненной частью. Если ему не хотелось прятаться, он мог вообразить, что его никто не узнает. Постепенно он сблизился с другими детьми и. в конце концов- через несколько недель увлекся общей игрой.
Он остался в группе еще на год, и, по мере того как он привыкал к школьным порядкам, росла его уверенность. Однако он продолжал каждое утро надевать маску и снимал ее только после занятий, когда брат приходил забрать его домой.
Великий день настал в конце года, когда должно было состояться детское цирковое представление. Джордж за год набрался опыта в таких делах, и учительница предложила ему: "А не хотел бы ты быть распорядителем цирка?" Он запрыгал от радости. Но учительница продолжала: "Джордж, ты же знаешь— распорядитель носит маскарадный костюм и высокий колпак, но никак не маску. Если ты хочешь играть эту роль, давай заменим маску таким костюмом. Хорошо?"
Так Джордж стал не просто членом группы, а руководителем цирка, которого видят и слышат все! Не нуждаясь больше в маске, он встал на путь к тому, чтобы превратиться в здорового, счастливого ребенка. И хотя он не стал выдающимся учеником, он крепко подружился с ребятами, а потом его даже избирали в актив класса".
Ношение маски в течение полуторалет может показаться эксцентричным. Но это простое решение позволило Джорджу постепенно войти в успешный контакт с другими детьми и приблизило тот день, когда он смог стать самим собой уже без маски. Бумажная маска оказалась наилучшим выходом для крайне застенчивого ребенка. Другим детям везет меньше. Они вырастают и становятся взрослыми, так и не научившись справляться со своей мучительной проблемой.
Нельзя не согласиться с автором в том, что задача победы над застенчивостью достаточно сложна. Но подобно строительству египетских пирамид, она решается шаг за шагом, кирпич к кирпичу. "Чудотворных магических заклинаний не существует, и ошибается тот, кто рассчитывает на немедленный успех целительного снадобья доктора Зимбардо. Основной ингредиент нашего лекарства — это то, чем вы уже обладаете, но, вероятно, не всегда эффективно пользуетесь, — сила вашего собственного разума".
В книге дается полная программа приобретения уверенности в себе:
1. Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах и соответственно сформулируйте свои цели.
2. Решите, что для вас ценно, во что вы верите, какой вы хотели бы видеть свою жизнь. Проанализируйте свои планы и оцените их с точки зрения сегодняшнего дня, так чтобы воспользоваться этим, когда наметится прогресс.
3. Докопайтесь до корней. Проанализировав свое прошлое, разберитесь в том, что привело вас к вашему нынешнему положению. Постарайтесь понять и простить тех, кто заставил вас страдать или не оказал помощи, хоть и мог бы. Простите себе самому прошлые ошибки, заблуждения и грехи. После того как вы извлекли из тяжких воспоминаний хоть какую-то пользу, похороните их и не возвращайтесь к ним. Дурное прошлое живет в вашей памяти лишь до той поры, пока вы его не изгоните. Освободите лучше место для воспоминаний о былых успехах, пусть и небольших.
4. Чувства вины и стыда не помогут вам добиться успеха. Не позволяйте себе предаваться им.
5. Ищите причины своего поведения в физических, социальных, экономических и политических аспектах нынешней ситуации, а не в недостатках собственной личности.
6. Не забывайте, что каждое событие можно оценить по-разному. Реальность — это не то, что каждый по отдельности видит, это не более чем результат соглашения между людьми называть вещи определенными именами. Такой взгляд позволит вам терпимее относиться к людям и более великодушно сносить то, что может показаться унижением.
7. Никогда не говорите о себе плохо. Особенно избегайте приписывать себе отрицательные черты — "глупый", "уродливый", "неспособный", "невезучий", "неисправимый".
8. Ваши действия могут подлежать любой оценке, если они подвергаются конструктивной критике. Воспользуйтесь этим для своего блага, но не позволяйте другим критиковать вас как личность.
9. Помните, что иное поражение — это удача. Из него вы можете заключить, что преследовали ложные цели, которые не стоили усилий, а возможных последующих более крупных неприятностей удалось избежать.
10. Не миритесь с людьми, занятиями и обстоятельствами, которые заставляют вас чувствовать свою неполноценность. Если вам не удается изменить их или себя настолько, чтобы почувствовать уверенность, лучше просто отвернуться от них. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на уныние.
11. Позволяйте себе расслабиться, прислушаться к своим мыслям, заняться тем, что вам по душе, наедине с самим собой. Так вы сможете лучше себя понять.
12. Практикуйтесь в общении. Наслаждайтесь ощущением той энергии, которой обмениваются люди, — они такие непохожие и своеобразные, ваши братья и сестры. Представьте себе, что и они могут испытывать страх и неуверенность, и постарайтесь им помочь. Решите, чего вы хотите от них и что можете им дать, а затем дайте им понять, что вы открыты для такого обмена.
13. Перестаньте чрезмерно охранять свое "Я" — оно гораздо крепче и пластичнее, чем вам кажется; оно гнется, но не ломается. Пусть лучше оно испытает кратковременный эмоциональный удар, чем будет пребывать в бездействии и изоляции.
14. Выберите для себя несколько серьезных отдаленных целей, на пути к которым необходимо достижение целей более мелких, промежуточных. Трезво взвесьте, какие средства необходимы для того, чтобы достичь этих промежуточных целей. Не оставляйте без внимания каждый свой успешный шаг и не забывайте подбодрить и похвалить себя. Не бойтесь оказаться нескромным, ведь вас никто не услышит.
15. Вы не пассивный объект, на который валятся неприятности, не травинка, которая с трепетом ждет, что на нее наступят. Вы — вершина эволюционной пирамиды, воплощение надежд ваших родителей, вы — образ и подобие Господа. Вы — неповторимая личность, активный творец своей жизни, вы повелеваете событиями. Если вы уверены в себе, то препятствие становится для вас вызовом, а вызов побуждает к свершениям. И застенчивость отступит, потому что вы, вместо того чтобы беспокоиться, как вам жить, погружаетесь в самую гущу жизни, пишет Зимбардо.
Автор подкрепляет свою программу специальными приемами и упражнениями, которых в книге около сотни и которые имеют выраженную возрастную направленность. Приведем некоторые из них.