Коррекция недостатков характера, преимущественно обусловленных эмоционально-волевыми особенностями ребенка
Эмоциональная сфера ребенка формируется с раннего детства. Она оказывает существенное влияние на своеобразие ребенка, его развитие, воспитание, взаимоотношения с окружающими его людьми и прежде всего с родителями и сверстниками. Отклонения в эмоциональной сфере с возрастом ребенка могут привести к формированию негативных черт характера, которые требуют социально-педагогической коррекции. К наиболее типичным из них относятся следующие.
1. Порывистость, неровность, неустойчивость, противоречивость.
Сущность. Состояние и проявление ребенка отличается порывистостью, неустойчивостью, противоречивостью, что сказывается на его самопроявлении, умении сосредотачиваться на чем-либо, решать самостоятельно какие-либо задачи. Ему ничего не нравится, он капризничает, быстро переходя из одного состояния в другое. Он неуравновешен, непостоянен. Для такого ребенка очень подходит поговорка "от радости скачет, до смерти плачет".
Проявление. Перемена настроения ребенка происходит без всякой видимой причины. Для него характерна внезапная смена: радость – печаль, твердость – слабость, суетливая деятельность – бездеятельность, бодрость – скука, оживление – усталость. Любовь трансформируется в ненависть и наоборот. Иногда переход происходит постепенно. За неделями бодрого, радостного настроения следуют недели пассивности, грусти, депрессии.
Причины формирования патологии. Неумение родителей строить педагогически правильные отношения с нервным, физически слабым ребенком, в частности, снимать вспышки нервного напряжения, переключать внимание с провоцирующего фактора, стимулирующего возбуждение, беспомощность при вспышках негативного проявления, фактически поощрение негативных проявлений. Причиной выступает иногда личный пример матери, когда она часто сама бывает нервна и истерична, а ребенок подражает ей.
Особенности коррекционной работы. Необходимо изучать характерные причины, способствующие проявлению неустойчивости, неуравновешенности и уметь их не допускать (профилактировать).
Также нужно способствовать укреплению здоровья ребенка.
Необходимо стремиться сохранять в семье ровную уравновешенную обстановку, не допускать истеричности во взаимоотношениях, уметь своевременно переключать внимание ребенка в критических для него ситуациях, корректно сдерживать не только в негативных проявлениях, но и в радости.
Так как ребенок для домашних – предмет особой заботы и баловства. Он с каждым разом повышает свои требования, капризничает и глядит на все излишества матери. Лучше всего поместить его в другую, здоровую семью. Такая возможность у современной семьи встречается редко. В этом случае можно использовать специализированный центр, образовательное учреждение.
2. Раздражительность, быстрая и легкая возбудимость аффектов.
Сущность. При негативной для ребенка ситуации он возбуждается и практически мгновенно переходит в аффективное (неуправляемое) состояние.
Проявление. Все переживания, эмоциональные реакции проявляются необузданно и безудержно. Смех и плач также безудержны. Детские капризы, истерики, топот ногами или падение на пол, удары головой об пол. Для некоторых детей характерно кидаться на мать, отца, бабушку, бить их, чем попало. Во время проявления аффективности ребенок находится в полубессознательном, а потому и безответственном состоянии – невменяем.
Подобные проявления могут иметь место в присутствии только одного из родителей, того, кто своей деятельностью, поведением его провоцирует. Например, матери или бабушки, но при отце подобное поведение не проявляется. Его решительность ставит ребенка в состояние, когда подобное поведение невозможно.
Причины формирования патологии. Родители не приняли решительных мер в самом начале проявления капризов и проявили слишком большую уступчивость. При появлении негативных проявлений у ребенка вместо того, чтобы их пресекать, переключать внимание на благоприятные факторы, мать в определенной степени поощряла. Ребенок усваивал: такая форма поведения дает положительный результат (то, что он хочет, получает). Со временем у него формируется своего рода стереотип негативного поведения.
Особенности коррекционной работы. Прежде всего, необходимо не допускать проявления ребенком истеричности. Позаботиться о том, чтобы он во время проявления эффективности себя не повредил, оградить его и окружающих, не оставлять без внимания; не следует его уговаривать, ласкать, причитать над ним; самое лучшее не обращать внимания и дать ему, как выражаются, перебеситься и успокоиться. Выявить причины и стараться их не допускать. Опасны повторы аффекта. После 5–6 лет можно воздействовать на разум, но только после припадка, когда ребенок придет в себя. Мобилизация волевых действий (проявлений) со стороны тех, кто в определенной степени способствовал формированию возбудимости аффектов.
3. Сильная и острая симпатия и антипатия к людям.
Сущность. Сильная возбудимость аффектов, приятных и неприятных ощущений проявляется и в остроте симпатий и антипатий к людям, и в их порой слишком явном выражении.
Проявление. Ребенок нс может находится один без матери в незнакомой обстановке, истеричен, его нельзя заставить подать руку взрослым или сверстникам, которые ему не нравятся, антипатичны.
Причины формирования патологии. Как правило, это имеет место, когда с рождения мама преимущественно одна находится с ребенком, не оставляя его одного. Естественное чувство самосохранения, присущее последнему, перерастает в постоянную привязанность к маме и отрыв от нее вызывает у него аффективное состояние страха. Иногда мама, не умея управлять ребенком, использует в качестве угрозы выражения типа: "Сейчас дядя (тетя) придет и заберет непослушного", "Сейчас возьму и отдам тебя вон тому дяде (тете)". Тем самым она внушает ему опасность со стороны дяди (тети) – незнакомых взрослых людей.
Страх перед чужими людьми приводят к большим трудностям в адаптации ребенка в детском саду, школе. Впоследствие у него формируется ярко выраженное однолюбие. Он либо безмерно любит, либо также ненавидит. Для него характерно влюбиться в воспитателя, учителя и, в случае неудовлетворения чем-либо, проявлять к нему антипатию, перенося это чувство на все, что связано с их деятельностью (нахождение в группе детского сада, к учебе). Потом и у уже взрослого человека могут быть определенные сложности, связанные с влюбчивостью, ревностью, трагичностью оценки чувств к себе со стороны любимого.
Особенности коррекционной работы. Нельзя ребенка "привязывать" к себе. Необходимо стремиться, чтобы ребенок бывал один и учился самостоятельно играть, вводить его в круг сверстников и учить общаться, взаимодействовать, играть. Круг общения создавать в начале небольшой и в присутствии родителя (матери), затем постепенно оставлять детей одних, сохраняя незримый контроль. Постепенно его круг общения должен расширяться. Такой ребенок нуждается в детском саде, общественном воспитании. В детском саду исключительно важная роль принадлежит воспитателю, ее искусству захватывать внимание ребенка, располагать к себе своему взаимодействию, создавать условия для предупреждения истеричности, нервозности.
4. Пугливость и болезненные страхи (фобии).
Сущность. Частое или постоянное чувство страха, от которого ребенок не может самостоятельно избавиться. Страх, сковывающий и не дающий возможности для самопроявления.
Проявление. Ребенок непроизвольно сильно вздрагивает, вскрикивает, меняется в лице и пугается при малейшем шуме, стуке. Он боится домашних безобидных животных (кошек, кур); проходить около текущей воды; трогать самые обыкновенные вещи. Может иметь место своеобразная боязнь темноты – при наступлении сумерек прячется или ни за что нс хочет остаться один, хотя бы на короткое время, в темноте. Некоторые дети не решаются позвать старших из- за страха собственного голоса. Также возможен страх пространства – не может без затруднения пройти путь от дома до школы, не может свернуть при виде опасности (трамвай, машина).
Причины формирования патологии. Физиологическая причина страха обусловлена естественным чувством самосохранения, существующем у ребенка с рождения. Под воздействием различных факторов: резкого и громкого звука, постоянного нагнетания чувства страха по отношению к какой-либо пище, страшных рассказов или чтения при ребенке особенно на ночь.
Особенности коррекционной работы. Необходимо стараться понять, что ребенку действительно страшно и ему надо помочь преодолеть. Не следует рассказывать и читать не только на ночь, но и днем страшные истории. Детям следует читать и рассказывать то, что соответствует их возрасту. Ограничивать бесконтрольные просмотры телепередач. Представить ребенку возможность откровенно делиться своими переживаниями, связанными со страхом, и устранять все его внешние поводы. Спокойно убеждать, уговаривать. В некоторых случаях необходимо произвольно вызывать припадки страха (внезапный шум) до тех пор, пока ребенок не привыкнет. Активно использовать потребность ребенка в изобразительной деятельности, сказку-терапию и другие методы в процессе коррекционной работы.
Немецкий психиатр Теодор Циген (1862–1950; Цийен) рекомендовал: заставлять ребенка делать методические упражнения, связанные с выполнением тех действий, с которыми связан страх, пока он его не преодолеет.
5. Интенсивная болтливость.
Сущность. Обильная, запоем речь ребенка, не слушающего собеседника и не позволяющего ему включиться в нее. Речь для него самоцель, а не средство информирования собеседника. Такая речь побуждает ребенка подбирать слова, что ведет к формированию заикания.
Проявление. Ребенок почти постоянно говорит. Ему нужен собеседник, в роли которого чаще всего выступает мама. Слушать другого (ребенка или взрослого) ребенок не желает. Ему нравиться, когда он говорит, маме приятно, она его хвалит. Она говорит другим, что он так красиво и умно говорит, и они тоже хвалят его за это. С возрастом у таких детей часто формируется заикание, преодолевать которое исключительно сложно, так как оно становится привычкой.
Причины формирования патологии. Значительное внимание ребенку со стороны родителей, восхищение им независимо от реальных заслуг. Формирование у него понимания, что он центр внимания. При раннем формировании у него речи, она становится предметом восхищения родителей, что побуждает его говорить постоянно для привлечения внимания. В процессе обильной речи он забывает обо всем, получая от нее своеобразное удовольствие. Говорит без умолку, иногда частит, не умеет слушать собеседника. У такого ребенка речь не успевает за мыслью. В этом случае он растягивает слова, делая паузы, ища возможность продолжить мысль, что способствует формированию заиканию. Со временем заикание становится привычкой, компонентом речи.
Особенности коррекционной работы. Необходимо подобное явление предупреждать. Еще Я. А. Коменский подчеркивал: "Пока дети еще учатся говорить, им нужно предоставить свободу говорить и возможно больше лепетать. Но после того, как они научились говорить, будет весьма полезным научать их же молчать... Молчание никому, конечно, не повредило, но весьма многим повредило то, что они говорили. Другой стороной молчания будет обдуманная речь, чтобы, прежде чем говорить или отвечать на вопросы, дети подумали, что и как им разумно сказать. Ибо говорить все, что подвернется на язык, глупо, и не подходит это тем, из кого мы желаем сделать разумные существа"[1].
С появлением речи, относиться к ней следует как естественному развитию ребенка. Учить ребенка не только говорить, но и слушать. Останавливать, объяснять, включать в совместный разговор. При проявлении растягивания слов, останавливать ребенка. Стараться ставить ему простые вопросы и побуждать его также кратко отвечать, более активно стремиться управлять диалогом.
6. Постоянная жажда наслаждений.
Сущность. Страстность человека к азартной игре, к коллекционированию, вызывающая его сильное возбуждение. Таких людей называют лудоманами (лудомания) – человек, страдающий безумной страстью к игре.
Проявление. Безумная страсть человека к игре. Для него исключительно трудно оторваться от игры, необходимо постоянное чувство успеха, участия в игре. Оно становится той силой, которая его "привязывает", выйти из этого состояния он нередко самостоятельно не может. Такая патология ведет к личностному разрушению и материальной катастрофе. В современных условиях подобной патологии подвержены люди, увлекающиеся игрой в казино, компьютерными играми. Этому подвержены различные категории людей независимо от пола и возраста. Особенно опасна лудомания у детей. Она ведет к повышенной нервозности, плохому сну, рассеянности, а иногда и суициду. Первый официальный случай лудомании зафиксирован американцами. В 1980 г. болезнь была классифицирована американской психиатрической ассоциацией и поставлена в один ряд с алкоголизмом, наркоманией, клептоманией (патологией воровством) и пироманией (страстью к поджогам).
Причины формирования патологии. Определенная предрасположенность человека, проявление которой в раннем детстве осталось без должной реакции со стороны родителей. В основе формирования патологии лежит ситуация успеха, имеющая место в процессе игры, увлекающая и создающая состояние комфорта. Со временем потребность в состоянии успеха становится, как наркотик, избавиться от которого человек, как правило, самостоятельно не может, ему нужна помощь специалиста. Этому способствует увлечения азартными играми, игровыми автоматами, компьютерными играми. У участников игр состояние успеха становиться частью их комфортного существования, что способствует привязанности к источнику создания ситуации успеха, формированию личностной потребности, разрушении других интересов и потребностей.
По данным исследований психологов, увлечение компьютерными играми ведет к подавлению развития и работу тех частей мозга, которые отвечают за контроль поведения, памяти и воображения[2].
Особенности коррекционной работы. Как и в предыдущем случае, исключительно важно предупредить патологию. В процессе коррекции необходимо резко ограничить, а лучше на определенное время закрыть полностью, возможность играть в привычные игры, наносящие вред здоровью ребенка, деформирующие его личность. Однако просто запретить исключительно трудно, необходимо компенсировать старые увлечения ребенка чем-то, что в привлекает его и носит позитивный характер. Наиболее желательно – те средства, которые могут заменить ситуацию успеха, удовлетворяя потребности человека. Положительно сказываются арт-терапия, сказка-терапия, спортивные игры, путешествия, экскурсии. Важно помнить, что, преодолев патологию, ребенок может в любое время вернуться к нему, если снова начнет увлекаться играми.
7. Мучительство животных, злорадство и издевательство над окружающими людьми, деспотизм.
Сущность. Ребенок испытывает удовольствие, проявляя издевательство над животными, над сверстниками, близкими, по отношению к окружающим людям. В своих действиях он не редко проявляет волевые качества и изобретательность.
Проявление. Мучительство животных проявляется в том, что, несмотря на все увещания и запрещения, маленький ребенок упорно продолжает с явным удовольствием и наслаждением мучить птиц, кошек и собак. Формы проявления подобных действий бывают самые разнообразные, зависящие от фантазии или сформировавшего у пего варианта действий. По данным исследований психологов подобное явление (мучительство животных в детстве) характерно для взрослых людей, склонных к садизму, жестокости по отношению к слабым, другим людям.
Злорадство и издевательство над окружающими людьми проявляется в раннем возрасте. Уже грудными младенцами дети проявляют злобность и непослушание, а в раннем детстве становятся бичом для всех окружающих. Злорадство и издевательство ребенок начинает проявлять в отношении к слабым беззащитным, младшим или к сверстникам, затем к бабушке. Часто именно она оказывается объектом проявления агрессии. В последующем – к матери, к отцу и, наконец, к посторонним взрослым.
Немногие могут успокоить таких детей и выносить их дикие проявления. Ребенок изводит свою жертву словами или действиями, длительно, систематически и виртуозно. Он агрессивен ко всякого рода нападениям и защите. Развитие характера их с раннего детства до зрелого возраста идет в одном направлении.
Причины формирования патологии. Определенная предрасположенность ребенка к проявлению агрессии по отношению к другим. Попустительство и безразличие родителей в проявлении элементов жесткости у их ребенка по отношению к животным, окружающим людям. Родители порой склонны видеть в этом незрелость, "детскую шалость". Они не умеют показывать ребенку свое ярко выраженное негативное отношение к его подобным действиям. Когда начинают жаловаться на проявление жестокости их ребенком, то вместо адекватной реакции, активно защищают его, практически поощряя в проявлении.
Особенности коррекционной работы. Важно показывать явно выраженное негативное отношение к проявлению жестокости, деспотизма. Наиболее действенным средством выступает включение ребенка в альтернативную деятельность и умение убедить его заниматься ею. Например, уход за слабыми животными, больными и слабыми людьми, покровительство младшим.
Имеют место и другие негативные проявления недостатков характера, преимущественно обусловленные активноволевыми особенностями ребенка.