Корпорации особого типа
Разумеется, за созданием ФПГ скрыты различные процессы, в том числе и попытка зарегистрироваться в качестве ФПГ для получения всевозможных льгот и привилегий, а вовсе не действенное мезоэкономическое структурирование. Попытаемся очертить наше видение процесса такого мезоэкономического структурирования через ФПГ, которое привело бы к цепной реакции возрождения российской экономики. При этом мы будем вести речь не вообще о ФПГ, а о финансово-промышленных группах особого типа (ФПГот), сконцентрированных на разработке и внедрении технологий прорывного порядка, значительно превосходящих мировой уровень, достигнутый в аналогичных производствах. Законченных НИОКР прорывного порядка накоплено великое множество в России, главным образом в ВПК, но научно-технические разработки не внедряются в производство как по субъективным причинам, так и по объективным причинам, связанным со взятием на вооружение такого хозяйственного механизма, который делает выгодным только спекулятивно-посредническую деятельность. Из области научно-технических разработок мы приведем в качестве иллюстрации два примера. В России создана конструкция принципиально нового летательного судна в форме летающей тарелки. Если бы Россия стала интенсивно производить подобные летательные суда (сейчас в мире только две страны обладают полным комплексом авиастроения - США и Россия), то западное авиастроение обанкротилось бы в считанные годы. Когда возникли неполадки на космической станции "МИР", американцы прислали свой герметизатор в качестве своего участия в совместном космическом проекте. Но только этот герметизатор оказался на порядок хуже российского. Подобные примеры можно было бы множить и множить. Однако в Россию внедрен хозяйственный механизм, разработанный западными экспертами, объективно ориентированный на экономическое удушение наукоемких технологий (чтобы не вырос конкурент западным корпорациям) и на превращение экономики в топливно-энергетический и сырьевой придаток к экономике западных стран.
В столь большой, богатой и разнообразной стране, как Россия, наличествуют все необходимые ресурсы и в достаточно большом количестве для широкого внедрения новейших наукоемких технологий прорывного порядка: высококвалифицированные кадры; производственные мощности, сконцентрированные главным образом в ВПК, что предполагает параллельное развитие технологий двойного назначения и разумную конверсию; природные ресурсы. Хотя часть компонентов для внедрения новых технологий было бы предпочтительнее закупать за рубежом, в случае трудностей на пути импорта эти компоненты могут быть произведены внутри страны, пусть и со значительно большими затратами. Но они с избытком окупятся внедрением технологий прорывного порядка.
Чтобы Россия вступила на путь повсеместного внедрения технологий XXI в., необходимо обеспечить эффективное комбинирование факторов производства, вводящее их во взаимодействие друг с другом, что обычно осуществляется при посредстве денег и в результате воздействия хорошо отлаженного на макроуровне хозяйственного механизма, в особенности его финансово-кредитного блока. На сегодняшний день надежд на это мало. Даже если экономический курс реформ сменится в ближайшее время, на отладку такого механизма уйдут годы, а за это время экономика может окончательно развалиться. Однако выход существует. Он видится нам в быстром создании на мезоуровне хозяйственного механизма внедрения в производство достижений научно-технического прогресса в рамках ФПГот. Что имеется в данном случае в виду конкретно. За основу берется научно-техническая и технологическая разработка прорывного порядка. Под эту разработку формируется обширная сеть участников ее внедрения в производство, которые образуют ФПГот. Каждый участник группы вкладывает в осуществление проекта тот или иной фактор производства, который оценивается в виде доли в совокупных затратах, принимаемых за 100%. По мере реализации конечного продукта на рынке и получении дохода последний после уплаты налогов распределяется между участниками ФПГот в соответствии с долями в совокупных затратах. В ситуации недоиспользования большей части производственных мощностей и накопленного множества технологий прорывного порядка многие предприятия и организации объективно заинтересованы в участии в ФПГот.
Данную схему, представленную в общем виде, необходимо конкретизировать. Многие участники ФПГот не могут ждать доходов, возникающих только после внедрения в производство новшества. Данная трудность разрешается путем включения в состав ФПГ строительных предприятий, поставщиков продовольствия и производителей товаров народного потребления, с тем чтобы жильем, питанием и ширпотребом внутреннего производства вознаграждать труд работников, занятых в ФПГ, в условиях острой нехватки денежной массы.
Не все компоненты для запуска того или иного проекта возможно получить внутри ФПГот, часть средств производства придется закупать на стороне, для чего потребуются деньги (если они не будут заменены бартером), но их потребуется во много раз меньше, чем при стандартной схеме финансирования.
Безденежные поставки внутри ФПГот позволяют освободиться от налоговой удавки, оживить производство, занять работников, обеспечивать им социальную защиту. Тем самым снимается часть нагрузки с расходной части бюджета. Кроме того, с конечной продукции ФПГот уплачиваются налоги, общая сумма которых при значительном подъеме производства окажется выше, чем при попытке собрать сверхналоги с отдельных предприятий ценою их экономического удушения.
Деятельность ФПГот в ряде аспектов может не вписываться в действующее законодательство в хозяйственной сфере, однако всевозможные бюрократические рогатки могут быть сравнительно легко обойдены, причем без конфронтации с законом.
Безденежный оборот в рамках ФПГот - это не некое искусственное построение, а введение в цивилизованное русло естественной защитной реакции товаропроизводителей, которые в ответ на их удушение сжатием денежной массы повсеместно стали переходить на безденежный оборот (через векселя, бартер, взаимозачет и т.п.).
В рамках ФПГот целесообразно вводить заменители денег (в виде векселей и в другой форме), которые смогут стать лучшими деньгами, чем обычные рубли, поскольку им будут противостоять товары и услуги лучшего качества и по более низким ценам.
ФПГот не должны ограничиваться рамками России, в группы целесообразно включать предприятия не только ближнего, но и дальнего зарубежья. Часть западных фирм, подошедших к грани банкротства, может получить вторую жизнь через участие в российских ФПГот, которые постепенно будут вырастать в ТНК с центрами управления, укоренившимися в России. При этом западные фирмы, вошедшие в ФПГот, получали бы наукоемкую поддержку из России, что позволило бы им опередить своих конкурентов на Западе.
Поднятая проблема слишком обширна. Существует множество других аспектов проблемы, которые предполагают их обстоятельное освещение.