Корпоративные информационные системы
Особенности корпоративных информационных систем (КИС) формируют технологии для поддержки стандартов управления (MRP И, ERP, ERP II, ISO-9000 и др). Корпоративные информационные технологии (сервис-ориентированная архитектура, корпоративные базы данных и хранилища данных большого объема, высокопроизводительная гетерогенная вычислительная система, интранет, обеспечение информационной безопасности и защиты данных, открытость архитектуры построения программно-технических комплексов КИС, применение методов имитационного моделирования и интеллектуального анализа данных (Data Mining, Business Intelligence и др.), акцент на интеграцию с внешней средой). Наиболее эффективным оказывается вариант адаптации тиражных программных продуктов КЕЮ, которые содержат набор типовых функциональных модулей, репозиторий референтных для бизнес-процессов моделей, электронные формы документов, инструментальные средства конфигурирования и развития КИС.
Корпоративная информационная система SAP R/3
Это наиболее популярная корпоративная информационная система[1], которая обеспечивает поддержку бизнес-процессов хозяйственной деятельности различных отраслей и использует современные информационные технологии.
Базовый модуль (базисная система, ВС). Составляет основу системной настройки и конфигурирования функциональной структуры КИС, осуществляет мониторинг функционирования системы SAP R/3; системное обслуживание (обновление БД, регистрация пользователей, ведение журнала транзакций и др.); управление системой разграничения доступа; управление выводом на печать; установку и настройку СУБД; генерацию отчетов; управление электронным документооборотом и др. В состав модуля входит интегрированная среда разработки приложений АВАР/4, а также инструментарий бизнес-проектирования R/3 для построения ссылочной модели R/3 и организации потока бизнес-операций.
Модуль FI (финансовый учет) предназначен для бухгалтерского и налогового учета. Финансовая бухгалтерия представлена компонентами: "Главная книга" – основной учетный регистр; "Бухгалтерия кредиторов" – основные записи о поставщиках, проводки по документам, отображение проводок в балансе, выравнивание открытых позиций, взаиморасчеты с поставщиками и т.д.; "Бухгалтерия дебиторов" – основные записи о клиентах, проводки по документам, отображение проводок в баланс, выравнивание открытых позиций, нисходящие платежи, кредиты и др.; основные записи но учету основных средств, оценка и амортизация основных средств; операции по закрытию учетных регистров с определенной периодичностью (день, месяц, год), ведение учета и отчетности, налоговых отчислений; информационная система финансов.
Модуль СО (контроллинг) применяется для ведения управленческого учета (внутренней отчетности) в разрезе заказов, технологических переделов или деталеопераций, калькуляции себестоимости продукции, расчета и анализа прибыли.
Модуль IМ (управление инвестициями) служит для управления инвестициями в основные средства предприятия.
Модуль TR (финансовый менеджмент) управляет финансами и бюджетом: краткосрочное финансовое планирование, прогнозирование, контроль ликвидности (исходные данные – текущее состояние счетов бухгалтерского учета, анализ лицевых счетов); средне- и долгосрочное финансовое планирование и контроль ликвидности на уровне предприятия, корпорации (исходные данные – сведения о хозяйственных операциях FI); средне- и долгосрочное финансовое планирование и контроль ликвидности на уровне бизнес-сфер.
Модуль ЕС (информационная система) поддерживает информационные технологии по принятию управленческих решений (анализ соответствия реальных данных плановым показателям, поиск причин отклонений, анализ ситуаций) и учету работников и подразделений, эффективная деятельность которых приносит прибыль.
Модуль LO (логистика) обеспечивает поддержку принятия решений на основе анализа учетных и плановых данных о движении материальных потоков, связан с модулями SD, ММ, РР и др. Указанный модуль управляет бизнес-процессами закупки материалов, производством продукции, формированием запасов, техобслуживанием (ремонтом), качеством производимой продукции, работ и услуг.
Модуль SD (сбыт) осуществляет контроль за бизнес-процессами сбыта (отгрузкой, транспортировкой продукции, фактурированием поставок). Он взаимосвязан с модулями ММ (проверка наличия и учет отгрузки материальных ценностей) и FI (учет лимита кредитной линии, учет дохода от реализации).
Модуль РР (планирование производства) предназначен для планирования и управления производством продукции, работ и услуг: укрупненного планирования производства и сбыта продукции; долгосрочного планирования; разработки производственной программы; планирования потребности в материалах и производственных мощностей; планирования производственных заказов (заказов производства); ведения конструкторских спецификаций и технологических маршрутов; контроля за рабочими центрами; учета и калькуляции производственных затрат и др.
Модуль ММ (управление материальными потоками) обеспечивает управление бизнес-процессами: закупка (приобретение) основных материалов, планирование потребности в материалах, договорная компания и размещение заказов на поставку материалов, управление запасами на складе, инвентаризация материалов, контроль основных сведений о материалах в БД, управление складскими операциями и др.
С помощью версии mySAP.com обеспечивается интеграция бизнес-процессов через Интернет с помощью вебсервисов.
Концепция mySAP.com охватывает четыре области:
• персонализированное рабочее место пользователя с использованием веб-браузера – inySAP.com Workplace – поддерживается доступ ко всем приложениям, используется портал рабочего места (Workplace-Portal);
• синхронизированный открытый рынок mySAP.com Marketplace – открытая торговая площадка, с помощью которой предприятие предлагает свои товары и услуги, выполняется межфирменная интеграция бизпес-процессов;
• отраслевые бизнес-сценарии mySAP.com для электронной коммерции, управления взаимодействием с клиентами, обработки логистических цепочек, стратегического управления предприятием (приложения Customer Relationship Management – CRM – позволяют вести обработку бизнес- операций, ориентированную на клиентов).
В примерный перечень отраслевых сценариев входят материально-техническое снабжение и продажа (Business-to-Business Procurement and Selling), продажа по сценарию (Business-to-Consumer Selling), управление логистической цепочкой (Supply Chain Management), управление взаимоотношениями с потребителями (Customer Relationship Management), хранилище бизнес-информации (Business Information Warehouse), стратегическое управление предприятием (Strategic Enterprise Management), управление финансами предприятия (Corporate Finance Management) и управление знаниями (Knowledge Management), логистика (Logistics), финансы (Financials), управление персоналом (Human Resources).
Можно использовать хостинг приложений, внедрять инновационные концепции аутсорсинга (привлечение и использование услуг посредников – Outsoucing, Application Hosting). Внедрение mySAP.com нацелено на оптимизацию экономического эффекта инвестиций в КИС за счет совершенствования бизнес-процессов, повышения производительности труда и расширения хозяйственной деятельности. В 2004 г. была разработана новая программная платформа SAP Net Weaver, которая включает: Enterprise Portal (платформа для портальных решений уровня предприятия); Process Integration (бывшая Exchange Infrastucture) – интеграционное решение уровня предприятия; Mobile Infrastructure (бывшая Mobile Engine) – платформа по реализации приложений для мобильных устройств; Business Intelligence (бывшая Business Warehouse) – платформа для создания корпоративных хранилищ данных и бизнес- аналитики; Knowledge Management – платформа управления знаниями; Master Data Management – система ведения нормативно-справочной информации на уровне предприятия; Application Server – платформа для функционирования всех остальных продуктов SAP Net Weaver и других продуктов SAP (таких как SAP ERP – R/3).