Корпоративная социальная ответственность и процессы социализации экономики
Процесс реализации КСО формируется на основе опыта взаимодействия государства, профсоюзов и корпораций в сфере отношений социальной ответственности. Она представляет собой объединение отдельных инициативных процедур взаимодействия корпораций в единую схему их целенаправленного поведения для осуществления проектов социальной ответственности (рис. 7.2).
Рис. 7.2. Процесс реализации социальной ответственности
На начальном этапе этого процесса организуется специальный орган (комитет) управления социальной ответственностью корпораций участников проекта, в состав которого включаются представители ее высшего менеджерского звена.
Подготовка социального отчета выстраивается на основе результатов независимого исследования, определяется круг потенциально заинтересованных в диалоге сторон и формируется список "целевых аудиторий". Специалисты стремятся сделать его максимально репрезентативным, чтобы получить наиболее полное представление об отношении общества к различным аспектам деятельности корпораций участников проекта. К диалогу приглашаются представители органов власти и контролирующих структур, в том числе министерств (здравоохранения, финансов, труда и социального развития, промышленности и др.), а также региональных учреждений здравоохранения, образования, различных общественных организаций.
На первом этапе диалога проводятся встречи отдельно с каждым участником проекта при посредничестве и содействии независимого модератора (англ. – посредник, судья). Применяется подход с позиции слушателя – это диалог без каких-либо оценок и предвзятой позиции со стороны организации. Важно услышать, какие проблемы, связанные с деятельностью организации, волнуют общество. Участникам диалога дается возможность самостоятельно предложить темы для обсуждения. Таким образом, в результате первой встречи выявляются те направления, на которых организации нужно в дальнейшем акцентировать свое внимание. В их числе оказываются: информирование потребителей, политика компании в области маркетинга, деятельность компании в области благотворительности, социального партнерства и защиты окружающей среды, взаимоотношения компании с местным сообществом и качество выпускаемой продукции. Свои усилия участники проекта стремятся объединить с усилиями всех заинтересованных сторон: органов здравоохранения и образования, специалистов-психологов, представителей государственных и общественных организаций.
Правовую основу проектов социальной ответственности составляют внутренние кодексы и правила маркетинговой деятельности корпораций, которые ограничивают их позиционирование на рынке. В структуре социальной программы отдельными статьями выделяются долгосрочные программы спонсирования, с указанием сроков отдельных мероприятий (например – музеев, картинных галерей, театров, оперы и балета), оказание благотворительной помощи организациям инвалидов, детским домам, школам, участие в экологических программах региона, развитие медицинских учреждений, образования, забота о ветеранах. Поддержание непрерывного диалога с общественностью через СМИ становится средством анализа рекомендаций, поступивших в организацию по результатам обсуждения "целевых аудиторий" и результатом их осуществления, представляемым в социальном отчете. Социальный отчет аккумулирует информацию, максимально отражающую реальную картину общества и интересов его ключевых представителей. Оценка экономического потенциала КСО и ее соответствие стандарту на этапе непрерывного диалога обеспечивается независимым аудитом менеджмента.
Обязательным условием в реализации проектов КСО является стремление к их самоокупаемости как на микроуровне, так и в региональной инфраструктуре. Приоритетным во взаимодействии власти, бизнеса (корпораций) и общества является сохранение метапространства (пространства смыслов) или среды, в которой используются ресурсы, выстраиваются хозяйственные связи и отношения, реализуются интересы участников. Существование метапространства не зависит от человека. Пространство является надсистемной категорией, но человек волен осуществлять преобразование пространства через культуру.
Отличительной чертой системной трансформации отношений в экономике России является ее социализация (рис. 7.3), признаки которой заключаются в следующем:
• акцент в управлении организациями переориентируется на человека (человеческий капитал, интеллектуальный капитал) как главную стратегическую составляющую в развитии социально-экономических систем;
• актуализация понятий "социальная справедливость", "социальная активность", "социальное партнерство", "социальная стратегия", "социальный эксперимент", "социальные цели", "социальная ответственность";
• глобализация корпоративной деятельности организации.
Социально ответственный бизнес уважает законы общества, в котором он живет, уважает то сообщество, на терри-
Рис. 7.3. Процесс социализации экономики России
тории которого находится его структура или предприятие. Задача корпорации – быть нс просто донором в мероприятиях социальной ответственности, а активным участником и управляющим. Таким образом:
1) системная трансформация отношений в организациях представляется процессом формирования и изменения ее внутренних и внешних отношений в сфере социально-экономической деятельности на основе постепенного изменения функциональных свойств организаций (самопознание, саморазвитие, саморегулирование);
2) последние десятилетия XX в. в экономическом развитии организаций характеризуются изменением товарных форм продукта их деятельности от единичного товара и товара-группы к товару-активу. При этом устойчиво проявляется проблема достижения соответствия ресурсного обеспечения производственной деятельности организации, в том числе по трудовым ресурсам. Интеллектуальный потенциал превратился в источник социально-экономического развития;
3) особенностями системной трансформации организации являются: инновационность, глобализация, стандартизация, социальное партнерство, корпоративность, информационная насыщенность, техническая вооруженность управленческой деятельности, рост потребительских компетенций;
4) наблюдаемым явлением, сопровождающим процессы разрешения "средовых" проблем (выходящих за рамки деятельности организации – экология, здравоохранение, культура, образование) стало возникновение корпоративного взаимодействия организаций, диверсификация и инновационность их деятельности в отношениях социальной ответственности;
5) природа явлений социальной ответственности по результатам анализа заключается в возникновении потребности сохранения жизнеспособности организаций на стратегически значимых периодах их развития, соизмеримых для крупных организаций (СЭС, надсистем, метасистем) с периодами жизни ряда поколений людей;
6) социализация экономики как явление обусловливает формирование соответствующих форм социального диалога государства, профсоюзов и корпораций.