Корпоративная социальная ответственность
Корпоративная социальная ответственность (КСО) - это концепция, в соответствии с которой организации учитывают интересы общества, беря на себя ответственность за влияние их деятельности на заказчиков, поставщиков, работников, акционеров, местные сообщества и прочие заинтересованные стороны общественной сферы. Это обязательство выходит за рамки установленного законом и предполагает, что организации добровольно принимают дополнительные меры для повышения качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом.
Стейкхолдеры - лица и институты внутри или вне компании, либо оказывающие влияние на то, как компания осуществляет свою деятельность, либо испытывающие на себе влияние деятельности компании. Это государство и общество, инвесторы, кредиторы, потребители, поставщики, работники, менеджеры.
В классической модели КСО - это средство частного урегулирования нерыночных отношений между компаниями и стейкхолдерами. Для ее применения в отечественных условиях сюда должна быть введена третья сила - региональная власть. Только "тройственному союзу" работников, работодателей и власти под силу достичь баланса интересов и социальных рисков в регионе.
В формулировке стандарта CSR/KCO-2008 социальная ответственность - обязательства организации, учитывающие принятую ей ответственность за решение социальных проблем своего персонала, местного населения и общества в целом. Другие стандарты, имеющиеся в области КСО, дают аналогичные общие определения.
Классическая модель КСО основывается на том, что рациональные экономические интересы ориентируют бизнес не только на получение максимальной прибыли, но и на улучшение собственной "среды обитания" - социальной, экологической, политической - путем добровольного инвестирования полученной прибыли в соответствующие институты.
Эффективность классической модели КСО обусловлена открытостью того общества, в котором она применяется. В частности, для решения социальных проблем весьма важно наличие реального рынка труда - возможности оперативного и экономически эффективного перераспределения рабочей силы. Действительно, если работники имеют реальную возможность выбора, то они предпочтут социально ответственного работодателя. Следовательно, работодатель, заинтересованный в лояльных и квалифицированных работниках, должен обеспечивать свою привлекательность для них.
Пренебрежение интересами работников неоднократно приводило бизнесменов к социальным потрясениям разной силы - от "итальянских" забастовок до революций, изменяющих общественное устройство государств. Именно эти обстоятельства и привели как к эволюции базовых принципов общественного устройства в сторону открытости, так и к установлению стандартов взаимной ответственности бизнеса и общества.
Практика применения КСО в России должна исходить из тою, что наше общество является не настолько открытым, чтобы механизм классической модели КСО не давал сбоев. В значительной степени этим фактом объясняются многие особенности в развитии КСО в России:
- подход к социальному инвестированию является бессистемным;
- под КСО чаще всего понимаются спонсорство и меценатство;
- налоговые поступления в региональные бюджеты часто замещаются благотворительными пожертвованиями;
- пожертвования собираются выборочно по непредсказуемым правилам;
- расходование собранных средств является крайне непрозрачным;
- понимание КСО крайне политизировано.
- инвестированные средства расходуются неэффективно;
- консервируется устаревшая структура социальной сферы;
- возникает сомнение в способности властей представлять действительные интересы общества.
Взаимодействия в "тройственной модели" социальной ответственности должны регламентировать следующие документы.
1. Для администрации региона.
1.1. Стратегия социального развития региона, которая отражает значимость социальной ответственности; ставит цели в области социальной ответственности; содержит реализуемый перечень социальных программ.
1.2. Политика поддержки предприятий в сфере социальной ответственности. Она включает принципы и механизм поддержки предприятий, реализующих КСО.
1.3. Методика оценки социальной обстановки в регионе, в которой описывается механизм реализации поставленных целей в сфере социальной ответственности.
2. Для работодателя.
2.1. Стратегия КСО предприятия. Она декларирует приверженность работодателя принципам КСО, формирует цели в области КСО и содержит перечень социальных программ, реализуемых в рамках КСО.
2.2. Стандарт "социального соответствия" (SA 8000, ISO 26000), в котором описываются взаимоотношения работодателя и работника в сфере КСО.
2.3. Стандарт социальной отчетности (GRI, АА 1000), содержащий процесс информирования общественности о целях и достижениях в сфере КСО.
В табл. 13 рассмотрим взаимоотношения работников, бизнеса, власти и общества в целом применительно к корпоративной социальной ответственности.
Каждый участник социальных отношений (работники, работодатели, власть), имея разумные и тесно переплетающиеся интересы, обязан, таким образом, вносить свой вклад в развитие социальной ответственности, которая уже перестает быть исключительно корпоративным делом.
В настоящее время практика реализации бизнесом социальных программ расширяется, но далеко не каждая фирма имеет стратегический план их осуществления. Эффективность выполнения социальных инициатив бизнеса во многом зависит от взаимодействия властных, предпринимательских структур и некоммерческого сектора. Однако власть и бизнес понимают корпоративную социальную ответственность по-своему, что нередко является причиной конфликтов и неэффективного сотрудничества.
Таблица 13
Взаимодействие участников социальных отношений
Субъекты взаимоотношений |
Работники |
Работодатели |
Власть |
Общество в целом |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Основные цели |
Стремление к достойной жизни |
Создадите комфортных условий для бизнеса |
Упрочение авторитета. Устойчивое развитие |
|
Основные интересы |
Улучшение условий труда. Достойная оплата труда. Защита жизни, здоровья, имущества. Социальный пакет (медицинское, пенсионное страхование, детские сады, ясли, дома отдыха). Улучшение условий труда, морального климата в коллективе. Уважение нрав личности. Поддержка образования, Поддержка творческих начинаний |
Улучшение имиджа предприятия. Расширение спроса па производимую продукцию. Получение доступа па международные рынки. Повышение привлекательности на рынке труда. Улучшение условий труда, повышение заинтересованности работников. Управление рисками, вози икающими в социальной сфере. Получение "общественной лицензии" на ведение бизнеса. Установление хороших отношений с властью. Приобретение средства защиты собственности от недружественного поглощения. Повышение инвестиционной привлекательности. Получение средств контроля над социальной ситуацией в регионе |
Создание новых рабочих мест. Создание социальных объектов (детских садов, школ, больниц, спортивных сооружений). Поддержка образования. Поддержка и проведение культурных и спортивных мероприятий. Снятие социальной напряженности. Благоустройство населенных пунктов. Снижен и с вредных воздействий на окружающую среду |
|
Облегчение проверки выполнения работодателями региона требований трудового законодательства. Стимулирование решения социальных проблем работодателями. Повышение привлекательности региона на рынке труда; закрепление трудоспособного населения в регионе. Поощрение деятельности администрации вышестоящими органами власти. Получение позитивной оценки деятельности администрации электоратом |
Экономное расходование невосполнимых ресурсов. Создание инфраструктуры |
|||
Ожидаемые результаты |
Удовлетворенность от работы, уверенность в завтрашнем дне |
Стабильная прибыль, рост капитализации |
Стабильность деятельности, рост признания |
Благосостояние |
Характер взаимодействия власти и бизнеса является одним из важнейших индикаторов состояния общества в целом, и чем выше эффективность сотрудничества предпринимательского и государственного секторов, тем большее положительное влияние оно оказывает на благосостояние общества в целом. Поэтому необходимы поиск возможных взаимовыгодных направлений деятельности в решении социальных проблем общества, совершенствование и разработка механизмов такого взаимодействия. Эффективность сотрудничества органов власти и бизнес-структур является одним из основных критериев оценки КСО и социального партнерства.
Суммарный вклад бизнеса в благополучие местного сообщества может измеряться различными методами (табл. 14), однако ни один из них не является универсальным, поскольку в настоящее время не существует единых критериев такой оценки.
Таблица 14
Характеристика основных методов оценки корпоративной социальной ответственности
Методы оценки КСO |
Критерии оценки |
Недостатки |
1 |
2 |
3 |
Метол тройного итога (Triple Bottom Line) |
Экономические показатели. Экологические показатели. Социальные результаты деятельности. |
Не учитывая характер взаимоотношений и формы взаимодействия компании со всеми стейкхолдерами, а также эффективность этого взаимодействия |
Метод сбалансированной карты оценки (Balanced Scorecard) |
Финансовые показатели. Отношения с клиентами. Внутренние бизнес-процессы, Инновации и обучение |
Не рассматриваются характер взаимоотношений и формы взаимодействия с государством и местным сообществом, а также экологические результаты деятельности компании |
Метод Лондонской группы сравнительного анализа (London Benchmarking Group) |
Социальная вовлеченность компаний |
Не учитывая финансовые и социальные результаты деятельности компании, взаимоотношения с государством |
Стандарт SA 8000 |
Социальные аспекты системы управления компании |
Не учитываются экономические и экологические результаты деятельности, а также внешняя социальная активность компании |
Европейская модель (European Foundation for Quality Mariagement Model for Business Excellence) |
Качество продукции. Ответственность перед потребителями |
Не учитываются финансовые и социальные результаты деятельности компании, взаимоотношения с государством и местным сообществом |
Индекс корпоративной благотворительности (Corporate Philanthropy Ir.dex) |
Благотворительность. Взаимоотношения с основными партнерами. |
Не учитываются экономические и экологические результаты деятельности компании, взаимоотношения с государством |
Социальный индекс (Social Index SI) |
Внутренние и внешние социальные программы |
Не рассматриваются экономические и экологические результаты деятельности компании, взаимоотношения с органами власти |
Индекс устойчивости Доу Джонса (Dow Jones Sustainability Index) |
Экономическая основа для развития компании. Социальная активность. Экологическая деятельность |
Не учитываются характер взаимосвязей и формы взаимодействия компании со всеми стейкхолдерами. Невозможно оценить все компании |
Индекс FTSE4Good |
Финансовые, социальные и экологические показатели компаний, не относящихся к "запрещенными отраслям" |
Не учитываются характер взаимосвязей и формы взаимодействия компании со всеми стейкхолдерами. Невозможно оценить все компании |
Индекс Domini Social Investment (DSI 400) |
Социальные и экологические показатели крупнейших по капитализации компаний, не относящихся к "запрещенным отраслям" |
Не учитываются характер взаимосвязей и формы взаимодействия компании со всеми стейкхолдерами. Невозможно оценить все компании |