Корпоративная информационная система SAP R/3

Па сегодняшний день это наиболее популярная как на Западе, так и у нас, КИС. Компания "SAP AG" занимает третье место в мире среди крупнейших софтверных компаний, основана в 1972 г., в настоящее время число сотрудников компании превышает несколько десятков тысяч человек, имеет представительства более чем в 50 странах мира. Система имеет свыше 10 000 клиентов в более чем 120 странах мира, а число пользователей, работающих в КИС SAP, превышает 10 млн человек. Более половины из 500 самых крупных в мире компаний используют именно решения SAP.

Система SAP R/3 воспроизводит организационную структуру предприятия различного типа с использованием базовых компонентов ("компания", "балансовая единица", "концерн", "бизнес-сфера"), обеспечивает поддержку бизнес-процессов хозяйственной деятельности.

Кратко остановимся на назначении и взаимосвязи отдельных модулей SAP R/3.

Базовый модуль (ВС). Модуль является основой системной настройки и конфигурирования функциональной структуры КИС и обеспечивает:

o мониторинг функционирования системы SAP R/3;

o установку и настройку СУБД;

o системное обслуживание (обновление БД, регистрация пользователей, ведение журнала транзакций и др.);

o управление системой разграничения доступа;

o управление выводом на печать;

o управление электронным документооборотом;

o генерацию отчетов; и др.

В состав модуля входит интегрированная среда разработки приложений АВАР/4, инструментарий бизнес-проектирования R/3, которое предполагает построение ссылочной модели R/3 и организацию потока бизнес-операций.

Модуль FI. Это центральный модуль учета для системы SAP R/3. Финансовая бухгалтерия представлена компонентами:

o "Главная книга" - основной учетный регистр;

o "Бухгалтерия кредиторов" - основные записи о поставщиках, проводки по документам, отображение проводок в балансе, выравнивание открытых позиций, взаиморасчеты с поставщиками и т.д.;

o "Бухгалтерия дебиторов" - основные записи о клиентах, проводки по документам, отображение проводок в баланс, выравнивание открытых позиций, нисходящие платежи, кредиты покупателям и др.;

o основные записи по учету основных средств, оценка и амортизация основных средств;

o операции по закрытию учетных регистров с определенной периодичностью (день, месяц, год), ведение учета и отчетности, налоговых отчислений;

o информационная система финансов.

Модуль позволяет автоматизировать ввод бухгалтерских проводок, формировать сводные проводки, создавать специальные учетные регистры.

Модуль СО. Модуль предназначен для ведения управленческого учета (внутренней отчетности) в разрезе заказов, технологических переделов или деталеопераций, калькуляции себестоимости продукции, расчета и анализа прибыли.

Модуль IM. Модуль позволяет планировать инвестиции в основные средства предприятия.

Модуль TR. Модуль обеспечивает управление финансами и бюджетом:

o краткосрочное финансовое планирование, прогнозирование, контроль ликвидности (исходные данные - текущее состояние счетов бухгалтерского учета, анализ лицевых счетов);

o средне- и долгосрочное финансовое планирование и контроль ликвидности на уровне предприятия, корпорации (исходные данные - сведения о хозяйственных операциях FI);

o средне- и долгосрочное финансовое планирование и контроль ликвидности на уровне бизнес-сфер.

Модуль ЕС. Модуль состоит из двух частей:

o информационная система для менеджеров - система поддержки принятия управленческих решений (анализ соответствия реальных данных плановым показателям, поиск причин отклонений, анализ ситуаций);

o система учета по местам возникновения прибыли (учет и анализ состояния определенной организационной единицы).

Модуль LO. Модуль содержит информационную систему поддержки принятия решений на основе анализа учетных и плановых данных о движении материальных потоков. Модуль связан с модулями SD, ММ, РР и др., обеспечивает анализ и управление бизнес-процессами закупки материалов, производства продукции, формирования запасов.

Модуль SD. Модуль обеспечивает управление бизнес-процессами сбыта (отгрузка, транспортировка продукции, фактурирование поставок). Он взаимосвязан с модулями ММ (проверка наличия и учет отгрузки материальных ценностей) и FI (учет лимита кредитной линии, учет дохода от реализации).

Модуль PP. Модуль обеспечивает управление любым типом производства (дискретным, непрерывным) и включает в себя следующие функциональные блоки:

o укрупненное планирование производства и сбыта продукции;

o долгосрочное планирование;

o разработка производственной программы;

o планирование потребности в материалах;

o планирование производственных мощностей;

o планирование производственных заказов (заказы производства);

o ведение конструкторских спецификаций;

o ведение технологических маршрутов;

o ведение рабочих центров;

o учет и калькуляция производственных затрат; и др.

Модуль ММ. Модуль обеспечивает управление следующими материальными потоками: закупка (приобретение) основных материалов, планирование потребности в материалах, договорная компания и размещение заказов на поставку материалов, управление запасами на складе, инвентаризация материалов, контроль основных сведений о материалах в БД, управление складскими операциями и др.

Начиная с 1999 г. компания SAP предлагает новый продукт - mySAP.com, обеспечивающий интеграцию всех бизнес-процессов через Интернет на основе web-сервисов. В результате выполняется интеграция всех внутренних и внешних процессов на единой платформе. Концепция mySAP.com охватывает четыре области:

o персонализированное рабочее место пользователя с использованием web-браузера mySAP.com Workplace, поддерживается доступ ко всем приложениям, используется портал рабочего места (Workplace-Portal);

o синхронизированный открытый рынок mySAP.com Marketplace, открытая торговая площадка, с помощью которой предприятие предлагает свои товары и услуги, выполняется межфирменная интеграция бизнес-процессов;

o отраслевые бизнес-сценарии mySAP.com для электронной коммерции, управления взаимодействия с клиентами, обработки логистических цепочек, стратегического управления предприятием (приложения Customer Relationship Management - CRM позволяют вести обработку бизнес-операций, ориентированную на клиентов). Примерный перечень отраслевых сценариев:

o материально-техническое снабжение и продажа (Business-to-Business Procurement and Selling);

o продажа по сценарию (Business-to-Consumer Selling);

o управление логистической цепочкой (Supply Chain Management);

o управление взаимоотношениями с потребителями (Customer Relationship Management);

o хранилище бизнес-информации (Business Information Warehouse);

o стратегическое управление предприятием (Strategic Enterprise Management);

o управление финансами предприятия (Corporate Finance Management);

o управление знаниями (Knowledge Management);

o логистика (Logistics);

o финансы (Financials);

o управление персоналом (Human Resources).

Возможно привлечение и использование услуг посредников - инновационные концепции аутсорсинга (Outsoucing) и хостинг-приложений (Application Hosting) для эффективного внедрения информационных технологий, при условии сокращения расходов на разработку, внедрение и поддержку КИС.

Внедрение mySAP.com нацелено на оптимизацию экономического эффекта инвестиций в КИС за счет совершенствования бизнсс-процессов, повышения производительности труда и расширения хозяйственной деятельности.