"Коридоры власти": политический роман
Название этого романа (1964) сделалось удачным и расхожим определением правящей элиты. Действие происходит в Англии в 1955–1958 гг.: сюжет определяется политическими проблемами этого периода. Главный герой – Роджер Куэйф, парламентарий от консервативной партии, победившей на выборах. Куэйф, принадлежавший к ее левому крылу, получает перспективный пост товарища министра вооружения. Он приходит к убеждению, что в условиях, когда СССР и США уже обладают в достаточной мере смертоносным ядерным оружием, Англии было бы целесообразно сократить расходы в этой области. Заняв позднее уже пост министра, Куэйф пытается провести в жизнь свой план, но наталкивается на сопротивление "ястребов" и тех представителей военно- промышленного комплекса, которые опасаются свертывания заказов, а следовательно, и рабочих мест. Завязывается сложная политическая борьба, механизм и ходы которой Сноу воспроизводит с присущей ему детальной конкретностью и достоверностью.
Между тем, к политическим проблемам Куэйфа присовокупляются личные. Он женат на красавице Кэролайн, дочери графа, но имеет любовницу Элен Смит, женщину неяркую, скромную. Это таких, как она, побаивается Кэролайн: "Жены должны опасаться не сногсшибательных красавиц, а таких тихих сереньких мышек, которых никто не замечает". Хотя жена и получает анонимные письма относительно амурных дел мужа, она старается поддерживать Куэйфа в политической сфере. Герой произносит в парламенте блестящую речь в пользу сокращения ядерной программы, но сторонники "щита и меча" проваливают его законопроект. Это политическое поражение согласно традиции означает, что Куэйфу надо оставить министерское кресло. Он отходит от светской жизни истеблишмента, разводится с Кэролайн и женится на Элен Смит. Хотя он и остается членом парламента, но, похоже, лишится и этого места на следующих выборах, поскольку избиратель не простил ему развода. Но Сноу предлагает открытый финал: Роджер убежден, что, несмотря на неудачу, его борьба не была бесперспективной.
Сноу с симпатией относился к нашей стране. Ему была присуждена степень почетного доктора Ростовского университета. Его манера прозаика суховата, даже протокольна, но точна в деталях, характеризуется трезвостью и взвешенностью в оценке социальных и общественных явлений.
Новые философско-эстетические веяния не могли не затронуть и английскую прозу. Немало для популяризации экзистенциализма сделал Колин Уилсон (р. 1931), работавший в жанре философского романа, яркий образец которого – "Посторонний". Он даже повторяет аналогичные названия у Камю и Ричарда Райта. В нем показываются те сложные психологические проблемы, с которыми сталкивается неординарная, одаренная личность, помещенная в среду мещан и "глухих" обывателей. При этом Уилсон интегрирует в текст фрагменты из сочинений Камю, Сартра, Д. Г. Лоуренса, Гессе.
Мастером психологического романа зарекомендовала себя Мюриел Спарк (1918–2006). Один из них – "Мисс Джин Броуди в расцвете лет" (1961). В центре романа судьба шести девочек-школьниц, составивших своеобразный клан Броуди. Они учатся под руководством и находятся под сильным влиянием учительницы Джин Броуди, эксцентричной и эгоистичной, убежденной в своей безгрешности, хотя ее личная жизнь не складывается, а саму ее в конце концов выживают из школы. Однако она полагает необходимым направить воспитание девочек на правильный путь, что в итоге приводит к противоположным результатам.