Коран
Коран является Священным Писанием мусульман, аналогом Библии у христиан и Трипитаки у буддистов. Иногда Коран даже называют Библией мусульман. Однако Коран для мусульман более значительная книга, чем, скажем, Евангелие для христиан. Прежде всего это обусловлено тем, что Коран выступает как Слово и Откровение самого Бога, лишь переданное через Мухаммада. Разумеется, Книга, идущая от самого Бога, оказывается более значительной, нежели жизнеописания Иисуса Христа, которые, хотя и канонизированы, но все-таки созданы конкретными людьми.
ОГЛАВЛЕНИЕ Корана для мусульман можно сравнить с тем, что является Логосом, Словом Божьим, Божественным промыслом, поэтому не только общее изложение, отдельное слово, но даже каждая буква считаются в Коране божественным. Перевод слова "Коран" (то, что читается, произносится вслух) можно истолковать в более сокровенном смысле. У мусульман есть книга, в которой начертано абсолютно все, что было в прошлом, что есть в настоящем и чему предстоит случиться. Эта священная книга мусульман, написанная на арабском языке, состоит из 114 глав (сур). Поскольку один из догматов ислама провозглашает вечность и несотворенность Корана, мусульмане утверждают, что Коран в его каноническом значении невозможно перевести на другие языки.
Единственность и внутренняя целостность Аллаха (ат-Тау- хид) – одна из основных тем Корана. Аллаху подчинено и повинуется все в мире, ничто не может состояться без его воли и его осведомленности об этом. По отношению к людям он милостив, милосерден и всепрощающ. Люди же должны, воспринимая могущество и величие Аллаха, полностью подчинять себя Ему (ислам), быть покорными Аллаху, богобоязненными, благочестивыми, во всем верить Аллаху и полагаться на Его волю и милость. Он – единственный подлинный царь (малик) и судья (хаккам) для людей. Аллах воздает людям за их добрые и греховные поетупки. Один из излюбленных сюжетов Корана – наказание, которое Аллах обрушивал на народы и селения, где не захотели слушать его и вели себя неблагочестиво. В угодное для себя время Аллах уничтожит все существующее на земле, воскресит мертвых и соберет их к себе на суд, где каждому будет воздано за его деяния низвержением в ад (джаханнам) или блаженство в раю (ал-джанна).
Исламская культура
По форме текст Корана представляет собой рифмованную прозу, отдельные разделы которой представляют собой образец художественной силы. Достоинства Корана высоко оценивал А. С. Пушкин. Известен цикл его стихотворений "Подражание Корану", а также вольный перевод его отдельных разделов:
Земля недвижна – неба своды,
Творен, поддержаны тобой,
Да не падут на сушь и воды
И не подавят нас собой.
Многие, наверное, помнят, например, пушкинский перевод коранической клятвы:
Клянусь четой и нечетой,
Клянусь мечом и правой битвой,
Клянуся утренней звездой,
Клянусь вечернею молитвой...
Именно художественное творчество – литература, архитектура, изобразительное искусство и ремесло – сообщает культуре, а следовательно, и религии непреходящий характер. "Аллах красив, и Он любит красоту" – так словами пророка формулируется в исламе художественный смысл религии. Аллах красив, красивым надлежит быть как созданному Им миру, так и воссоздаваемому человеком и культурой миру поэтических, архитектурных и изобразительных форм. Таковы непременное условие существования диалогического бытия ислама, его риторическая установка. По мнению Шукурова, естественно, что и художественное творчество мусульман не приемлет времени, мы нигде не найдем в нем принципиальной установки на передачу событий, выстроенных в хронологическом порядке. Газель, каллиграфия и арабеска услаждают слух и зрение[1].
Другую программу творчества мусульман представить себе немыслимо: традиционное творчество облечено теургическим замыслом единства смысла и формы "вещи", поэтому именно абстрактное мышление и абстрактная форма, подчеркивая вневременной модус художественного сознания, по сию пору остается стержнем творческой деятельности мусульман.
Вспомним русского философа Флоренского, который объяснял, что появление современной науки и техники, сопряженное с "ростом рассудочного миропонимания", способствует распадению религии и, соответственно, теургии художественного творчества. Это и произошло с христианским искусством, но пока счастливо миновало, как считает Шукуров, искусство ислама. Поэзия и искусство ислама остаются по своей сути явлением ностальгическим, предвкушающим и осуществляющим Божественный замысел.
Легче всего это увидеть на примере того, что мусульмане называют Домом Бога – мечети. Строго говоря, мечеть не есть храм, аналогом храма для мусульман является Кааба – духовный центр ислама. В обязанность мусульманина входит ритуальное посещение Каабы хотя бы один раз в жизни, а мечеть – сакральное место каждодневного общения с Богом, место постоянного напоминания о вечном божественном Завете. Нет ничего удивительного в том, что классическая архитектурная форма первой мечети, построенной пророком Мухаммадом, и все последующие ее воспроизведения соответствуют канону ветхозаветной скинии, заповеданной Моисею.
Мечеть является символическим аналогом божественной скинии, Домом Бога, явленного людям. Но если скиния Моисея – это "образ настоящего времени", а христианская церковь – "образ совершенной и нерукотворной скинии" будущего времени, то мечеть имеет более узкое назначение.
Заключение
Ислам в переводе на русский язык означает покорность. Это одна из трех мировых религий. Ислам, принесший факел цивилизации в Европу тогда, когда она переживала темные века, в XX в. переживает возрождение. Мусульмане живут во многих странах Ближнего и Среднего Востока, Азии, Африки. В ряде стран ислам – государственная религия. Численность мусульман достигает 860 млн человек. Это означает, что ее исповедует примерно пятая часть населения. Всюду теперь строятся мечети. Религиоведы говорят о мусульманском возрождении, имея в виду растущее внимание, которое уделяется системам образования, основанным на исламской мысли.