Координация
Координация – управленческая деятельность, обеспечивающая согласованность работы различных производственных и функциональных подразделений предприятия в процессе выполнения плановых заданий.
ОГЛАВЛЕНИЕ координации как функции менеджмента состоит в том, чтобы своевременно принять меры по обеспечению равномерного хода производства и устранению "узких мест"
из-за рассогласования в сроках поставки материалов, технологического оснащения.
Эффективным средством достижения скоординированной работы подразделений является проведение совещаний менеджеров, на которых осуществляется согласование их деятельности по обслуживанию, материальному обеспечению производства.
Оперативная координация работ состоит из этапов:
→ выяснение причин отклонений от плановых заданий;
→ определение состава дополнительных работ и производственных заданий для их выполнения;
→ определение резервов, выделяемых предприятием для выполнения дополнительных работ;
→ уточнение распределения обязанностей и ответственности между менеджерами различных уровней управления, призванное устранять возникшие отклонения входе производства.
Мотивация
Мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения определенных целей; воздействие на факторы результативности работы менеджеров, специалистов и на основе ее оценки использование соответствующих побудительных мотивов.
Сущность мотивации как функции менеджмента состоит в том, чтобы персонал предприятия выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями и сообразуясь с принятыми управленческими решениями.
В зависимости от целей теории мотивации можно разделить на три большие группы.
• содержательные, цель которых – установить потребности работников и определить оптимальное для них соотношение внутреннего и внешнего вознаграждения;
• процессуальные, цель которых – установить вероятность наступления ожидаемого от работника результата при мотивирующей роли различных потребностей и возможной различной степени их удовлетворения;
• параллельные, цель которых – определить, какие виды деятельности удовлетворяют параллельно низшие и высшие потребности человека, и какие отдельно каждую группу потребностей, и создать на этой базе оптимальную систему стимулирования труда с материальными и нематериальными составляющими.
Для успешной мотивации сотрудников руководителю необходимо предоставить им возможность удовлетворения определенных активных потребностей для творческого выполнения производственных задач, распределенных дифференцированно, с учетом индивидуальных особенностей каждого работника. Этот процесс будет сопровождаться повышением преданности интересам организации и производительности груда. При этом каждый человек должен рассматриваться не в качестве орудия для достижения целей, а как личность, требующая к себе бережного отношения и индивидуального подхода. Итак, работа в значительной мере должна соответствовать интересам и способностям работника.
Анализ отечественных и западных теорий мотивации приведен в разделе 6 настоящего учебного пособия.
Руководство
Руководство – управленческая деятельность, обеспечивающая нормальное протекание производственных и управленческих процессов.
ОГЛАВЛЕНИЕ руководства как функции менеджмента состоит в том, что руководитель влияет на других так, что его идею не только принимают, но и начинают внедрять. Для этого руководителю нужна власть – возможность влиять на поведение других людей.
Эффективному менеджеру власть необходима, но эффективный менеджер никогда не будет проявлять свою власть в приказной манере, ожидая беспрекословного подчинения.
Власть – это возможность влиять на поведение других (рис. 3.6).
Рис. 3.6. Типы власти
Влияние – это поведение одного человека, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого человека.
Существуют две формы влияния, которые могут побудить исполнителя к более активному сотрудничеству:
ü убеждение;
ü участие сотрудников в управлении.
Для эффективного использования влияния менеджеру необходимо выполнять ряд условий:
• потребность, к которой аппелируют, должна быть актуальной;
• человек, на которого влияют, должен рассматривать влияние как источник удовлетворения или неудовлетворения (в той или иной степени) какой-то потребности;
• человек, на которого влияют, должен ожидать с достаточно высокой вероятностью, что исполнение задания приведет к удовлетворению или неудовлетворению его потребности;
• человек, на которого влияют, должен верить, что его усилия имеют хороший шанс оправдать ожидания руководителя.
Особенно эффективным является влияние лидера, признанного коллективом. Применительно к управлению лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации.
Другим методом воздействия на подчиненных является внушение, которое рассчитано на некритическое восприятие выраженных мыслей.
Внушение отличается от убеждения категоричным характером, давлением воли и авторитета. Внушаемый не взвешивает и не оценивает информацию, а автоматически реагирует, изменяя поведение.
Степень внушаемости зависит от:
• возраста, личностных свойств, типа и характера мышления;
• авторитета внушающего;
• конкретной ситуации, в том числе личности внушаемого.
Специфическими моральными методами воздействия менеджера на подчиненных являются похвала и критика (табл. 3.8).
Похвала должна следовать за любыми, даже самыми незначительными конкретными результатами деятельности подчиненных, способствующими достижению целей организации.
Критика, т.е. отрицательная оценка недостатков и упущений в работе, должна быть конструктивной, стимулировать действия человека, направленные на устранение недостатков, указывать на возможные варианты улучшения ситуации.
Таблица 3.8
Характеристика методов работы с подчиненными
Метод воздействия |
Требования к методу |
Ограничения использования |
Похвала |
Дозированность; последовательность; регулярность |
Действенность снижается при слишком частом использовании похвалы; отсутствие похвалы, ее неискренность или незаслуженность демотивируют подчиненного |
Критика |
Конфиденциальность; доброжелательность (за счет ослабления обвинительного акцента); уважительное отношение к личности критикуемого; высказывание замечаний в косвенной форме; аргументированность; отсутствие категоричности; подчеркивание возможности устранения недостатков; демонстрация готовности прийти на помощь |
Любая критика должна восприниматься как форма помощи со стороны в деле устранения недостатков |