Лекция 7. Конвенции о международной купле- продаже товаров
Коммерчески или торгово-правовая направленность нашего Курса вполне предопределяет не только состав, но и последовательность изложения его материала. С учетом этой специфики абсолютно логично в качестве первого относительно самостоятельного и крупного массива международных конвенций рассмотреть те, которые посвящены проблемам международной купли- продажи – самой естественной, распространенной и типичной из всех коммерческих сделок.
Гаагские конвенции 1 июля 1964 г.
Таких конвенций две: (а) о Единообразном законе о международной купле-продаже товаров и (Ь) о Единообразном законе о заключении договоров международной купли-продажи товаров. Обе они вступили в силу с 18 августа 1972 г. К настоящему времени их участниками являются Великобритания, Гамбия, Израиль и Сан-Марино; к категории экс-участников – т.е. стран, ратифицировавших Конвенцию и применявших ее, но впоследствии денонсировавших – относятся Бельгия, Германия, Италия, Люксембург и Нидерланды. Подписали, но так никогда и не ратифицировали Конвенцию Ватикан, Венгрия, Греция, Франция.
Гаагские конвенции 1 июля 1964 г. стали первым опытом международной унификации материально-правовых норм, касающихся договоров купли-продажи и, видимо, вторым (после Женевских вексельных конвенций) относительно успешным опытом международной унификации материально-правовых норм такого – глобального – масштаба. Вместе с другой Гаагской же конвенцией от той же даты (1 июля 1964 г.), о которой я кратко расскажу ниже, она стала по сути прообразом будущей Венской конвенции 1980 г. (см. далее, заключительный вопрос настоящей Лекции). Именно этим обстоятельством и предопределяется актуальность их изучения. Не случайно, что согласно
п. 3 ст. 99 конвенции Венской ее участником можно стать только после денонсации конвенций Гаагских, чем, собственно, и объясняется упомянутое выше явление массовой денонсации этих Конвенций их бывшими участниками, а также то, что их участниками нынешними остаются страны, не участвующие в Венской конвенции[1].
На сайте ЮНСИТРАЛ размещен интересный документ – доклад Генерального секретаря ООН под названием "Международная купля-продажа товаров. Гаагские конвенции 1964 года: анализ ответов и исследований, полученных от правительств"[2], где на с. 12 (п. 8) между прочим сказано, что "...Испания, Чехословакия и Союз Советских Социалистических Республик, которые представили замечания но Конвенциям, не высказались ясно, намерены ли они ратифицировать Конвенции 1964 года или присоединиться к ним". "Конвенции в их нынешнем виде, – сообщал далее Генеральный секретарь, – подвергаются критике со стороны Союза Советских Социалистических Республик, который, отмечая, что в Гаагской конвенции 1964 года участвовало лишь 28 государств, из которых были только три социалистических и два – развивающихся государства, выражает мнение, что Конвенции не отвечают требованиям, которые предъявляет к такого рода международным документам подавляющее большинство государств" (там же, с. 13, п. 12). Но вот каким требованиям и каких именно государств (хотя бы и социалистических) не отвечают Конвенции – этого представители СССР не уточнили; собственно, по тексту Конвенций ни одного замечания СССР не сделал. Все это позволяет утверждать, что в основе "позиции" СССР по Гаагским конвенциям лежали более идеологические соображения; из содержательных же, по-видимому, достаточно было вспомнить о том, что у СССР и социалистических стран к 1964 г. уже имелся акт аналогичного назначения, к тому же уже опробованный в действии – Общие условия поставок 1958 г. (см. следующий параграф).
Таким образом, ни СССР, ни Россия никогда в этой Конвенции участия не принимали, а в настоящее время очевидно, что и не примут (см. ниже). Это обстоятельство вполне предопределило почти полное отсутствие всякой русскоязычной литературы об этой Конвенции; небольшие справки можно найти, пожалуй, лишь в курсах и учебниках по международному частному праву.
а) Конвенция о Единообразном законе о международной купле-продаже товаров[3]. "Центр тяжести" данного документа – как можно догадаться из его наименования – составляет не собственно Конвенция, а утвержденный ею Единообразный закон о международной купле-продаже товаров – Приложение к Конвенции. Статья 1 Конвенции обязывала каждое договаривающееся государство "...ввести в свое законодательство согласно своей конституционной процедуре... Единообразный закон о международной купле-продаже товаров... составляющий Приложение к настоящей Конвенции... на языке или языках, на которых составлена Конвенция, либо в переводе на свой или свои официальные языки" и сообщить Правительству Нидерландов тексты таких законов.
Единообразный закон о международной купле-продаже товаров представляет собой довольно-таки большой по объему документ. Он состоит из шести глав: (I) сфера применения (ст. 1–8); (II) общие положения (ст. 9–17); (III) обязанности продавца (ст. 18–55); (IV) обязанности покупателя (ст. 56–70); (V) положения общие для обязанностей продавца и покупателя (ст. 71 –95) и (VI) переход рисков (ст. 96–101). Статьи трех самых объемных глав – третьей, четвертой и пятой – сгруппированы в разделы, а внутри них – еще и в подразделы. Так, в гл. 3 – про обязанности продавца – четыре раздела (поставка товара, передача документов, переход права собственности, свободного от прав третьих лиц, и прочие обязанности); в гл. 4 – три (уплата цены, приемка товаров и прочие обязанности), в гл. 5 – шесть (одновременность поставки и уплаты, освобождение от ответственности, расторжение договора, возмещение убытков, расходы и сохранение товара). Легко заметить, что в числе норм отсутствуют правила о заключении договора международной купли-продажи (оферте, акцепте и т.д.). Но это и понятно, ибо их установлению посвящен свой самостоятельный Единообразный закон, являющийся приложением к другой Гаагской конвенции 1 июля 1964 г. (см. ниже).
Из содержательных особенностей Единообразного закона можно отметить много всего интересного, поэтому ограничимся небольшим перечнем.