Конт и зарождение позитивизма

Середина и конец XIX в. были в Европе периодом спокойствия и эффективного индустриального развития. Применение научных открытий преобразило весь мир производства. Менялся образ жизни, реализовывались грандиозные технологические проекты, подобные строительству Эйфелевой башни и Суэцкого канала. Научный и социальный прогресс казался безостановочным. Индустриализация сопровождалась определенными негативными последствиями, подобными утрате социального равновесия и обнищанию пролетариата.

Реакция на социальные издержки индустриализации была двоякой. Социал-демократы и социальные философы, тяготевшие к позитивизму, считали недостатки растущего капитализма временными и преходящими. Социалисты (коммунисты) видели в этих недостатках неизлечимые пороки капитализма и предсказывали, как это делал Маркс, его неминуемый скорый крах.

Позитивизм, превозносивший пауку как единственное средство решения всех проблем, веками мучивших человечество, во Франции был представлен Огюстом Контом (1798–1857), в Англии – Джоном Миллем и Гербертом Спенсером (1820–1903). Для позитивизма характерны вера в неуклонный прогресс, грядущее благосостояние и человеческую солидарность. Позитивизм оказал существенное влияние на либерализм, в то время как марксизм послужил теоретической основой социализма коммунистического толка.

Согласно Конту, общество находится в состоянии кризиса, вызванного противоречиями между исчезающим теологическим и военным общественным строем и рождающимся научным и индустриальным строем. Победа последнего неизбежна, хотя она может быть отсрочена или ускорена. Основным ее условием является интеллектуальная реформа, но не революция и насилие. Необходимо создание "социальной физики", или социологии (термин введен самим Контом), способной служить единственным прочным фундаментом реорганизации общества и преодоления социальных и политических кризисов. Научная социология должна, как и всякая наука, выявлять и формулировать законы социального развития и обеспечивать на этой основе предвидение будущего развития общества.

Вслед за Бэкоинм и Декартом Конт полагает, что именно наука дает человеку господство над природой. В социальной динамике, описываемой социологией, можно выявить общие законы социального развития. Главные из таких законов, полагает Конт, – это закон трех стадий и закон прогресса. Согласно закону трех стадий, как душа отдельного человека, так и человечество в целом проходят три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную (иногда их называют примитивной, промежуточной и научной). На теологической стадии человек рассматривает явления как результат прямого и непрерывного действия сверхъестественных существ или сил, сравнимых с самим человеком. На метафизической стадии человек взывает к абстрактным сущностям, идеям и силам (тела соединяются благодаря "симпатии", растения растут благодаря особой "вегетативной душе" и т.п.). На позитивной стадии человек ограничивается наблюдением за явлениями и обнаружением законов, управляющих ими. Восторжествовав сначала в математике, астрономии, физике, химии и биологии, позитивный образ мышления должен, в конечном счете, победить и в области исследований общества и привести к созданию позитивной науки о нем – социологии. Последняя должна стать основой рациональной политики. Хотя развитие человечества идет от теологической стадии к позитивной, Конт подчеркивает значение традиции в развитии общества: "Человечество состоит более из мертвых, чем живых".