Концессионный договор и особые экономические зоны
Соглашения, заключаемые между резидентами особой экономической зоны (ОЭЗ) и ее органом управления, являются разновидностью концессионного договора. Основные черты этих соглашений предусмотрены в Федеральном законе от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
История создания ОЭЗ связана с появлением особого режима хозяйствования для целей привлечения инвестиций. Именно так формулировалась задача создания "свободных экономических зон" в первом Законе об иностранных инвестициях, принятом в 1991 г. Согласно ст. 42 Закона РСФСР "Об иностранных инвестициях РСФСР" 1991 г. иностранному инвестору в свободных экономических зонах предлагались упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями, льготный налоговый режим, пониженные ставки за пользование землей, особый таможенный режим, упрощенный порядок въезда и выезда иностранных граждан, в том числе безвизовый.
В ныне действующем Федеральном законе "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" предусматривается, что особый режим хозяйственной деятельности, в том числе внешнеторговой, устанавливается Федеральным законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
Согласно определению, данному в Федеральном законе "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", особая экономическая зона – это часть территории РФ, определяемая Правительством РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Законом устанавливается порядок создания ОЭЗ и основные условия предпринимательской деятельности в ОЭЗ. Введение его в действие внесло единообразие в порядок создания особого режима предпринимательской деятельности субъектами РФ.
Для осуществления предпринимательской деятельности в режиме ОЭЗ индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу необходимо заключить соглашение с органом управления ОЭЗ и зарегистрироваться в качестве резидента ОЭЗ. Индивидуальный предприниматель или коммерческая организация становятся резидентами особой экономической зоны после внесения соответствующей записи в реестр резидентов ОЭЗ. Основанием для внесения такой записи является соглашение о ведении деятельности в ОЭЗ.
Особенностью правового статуса резидента ОЭЗ является и то, что ему не разрешено иметь филиалы и представительства за пределами территории ОЭЗ.
В настоящее время предусматривается возможность создания четырех видов ОЭЗ: промышленно-производственных, технико-внедренченских, туристско-рекреационных и портовых ОЭЗ. Сторонами в соглашении о ведении соответствующей деятельности в ОЭЗ являются частное лицо (индивидуальный предприниматель или коммерческая организация) и орган управления. Под органом управления понимается орган исполнительной власти. По своему содержанию соглашение о ведении соответствующей деятельности в ОЭЗ является организационным договором.
Соглашение с резидентом как разновидность концессионного договора носит инвестиционный характер. Для ведения деятельности в промышленно-производственной ОЭЗ заключается соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". Предметом соглашения является не только ведение резидентом на территории ОЭЗ промышленно-производственной деятельности, но и осуществление инвестиций в объеме и в сроки, предусмотренные соглашением.
Для технико-внедренческой ОЭЗ предметом соглашения является технико-внедренческая деятельность, которую осуществляет резидент ОЭЗ. В основе этой деятельности лежит договор аренды государственного и муниципального имущества, расположенного на земельных участках в границах ОЭЗ. Аналогичным образом сформулирован предмет соглашения и для туристско-рекреационной ОЭЗ.
Для портовой ОЭЗ предметом соглашения являются предусмотренная соглашением предпринимательская и иная деятельность и в установленных законом случаях (например, при строительстве и реконструкции порта) – капитальные вложения в объеме и в сроки, предусмотренные соглашением.
ОГЛАВЛЕНИЕ соглашения с резидентом раскрывается в правах и обязанностях сторон, определяемых в Типовом соглашении, утвержденном уполномоченным органом. Согласно Типовому соглашению о ведении промышленнопроизводственной деятельности[1] орган управления обязан заключить с резидентом договор аренды земельного участка; внести в реестр резидентов особой экономической зоны запись о регистрации резидента; сообщить в органы налогового и таможенного контроля сведения о регистрации резидента; обеспечить проведение экспертизы проектной документации за счет резидента; выдать резиденту разрешение на строительство и (или) реконструкцию.
В обязанность резидента входит осуществление капиталовложений в объеме и в сроки, предусмотренные соглашением. Согласно условиям Типового соглашения резидент обязан вести на территории особой экономической зоны только промышленно-производственную деятельность, предусмотренную Типовым соглашением, осуществить капитальные вложения в рублях в сумме, предусмотренной в Соглашении (не менее 10 млн евро).
Резидент вправе потребовать выписку из реестра резидентов ОЭЗ и свидетельство установленного образца, удостоверяющее регистрацию его в качестве резидента ОЭЗ. Он вправе также присутствовать при проведении плановых проверок его деятельности, знакомиться с ее результатами, обжаловать действия должностных лиц органов государственного надзора.
Как и в концессионном договоре, в соглашении с резидентом основной целью является создать обязательства для сторон в части осуществления предпринимательской деятельности и инвестиций, а также гарантировать исполнение сторонами условий заключенного соглашения, сохранение стабильности и неизменяемости условий соглашения.
Соглашение направлено на создание стабильности в условиях предпринимательской деятельности. Изменения в него вносятся по согласованию, достигнутому сторонами.
Соглашение может быть расторгнуто только в связи с существенным нарушением его условий одной из сторон и в судебном порядке. К существенным нарушениям относятся: непредставление органу управления в установленный срок проектной документации для проведения экспертизы и согласования: неосуществление капитальных вложений в объеме и сроки, предусмотренные соглашением; осуществление на территории ОЭЗ предпринимательской деятельности, не предусмотренной соглашением; неисполнение органом управления принятых на себя обязательств по заключению договора аренды земельного участка и (или) недвижимого имущества в пределах территории особой экономической зоны.
Основаниями прекращения соглашения являются окончание срока, на который соглашение было заключено; расторжение соглашения по соглашению сторон; прекращение предусмотренного соглашением договора аренды земельного участка; лишение резидента статуса резидента ОЭЗ; досрочное прекращение существования ОЭЗ.
В случае нарушения одной из сторон своих обязанностей Типовые соглашения предусматривают применение гражданско-правовой ответственности. При этом не исключается применение и других форм ответственности. Так, в Типовом соглашении о ведении промышленно-производственной деятельности предусматривается, что стороны несут ответственность в соответствии с законодательством РФ за неисполнение договорных обязательств. Если прекращение соглашения вызвано существенным нарушением его условий резидентом, последний утрачивает статус резидента ОЭЗ. Кроме того, он выплачивает штраф, предусмотренный в Соглашении.
Досрочное прекращение соглашения влечет за собой гражданско-правовые последствия. Резиденту предоставляется право распорядиться принадлежащим ему движимым и недвижимым имуществом, находящимся на территории ОЭЗ, по своему усмотрению в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Действия резидента ОЭЗ по привлечению иностранных инвестиций следует рассматривать как действия, совершенные в рамках действующего соглашения между резидентом и органом управления ОЭЗ. Это позволяет подчинить заключаемые резидентом для целей исполнения соглашения контракты российскому законодательству в силу самого факта существования тесной связи с соглашением, заключенным с резидентом ОЭЗ. По этому пути развивается международная практика рассмотрения споров, вытекающих из таких контрактов. При решении коллизионного вопроса, например, условия о выборе применимого права и о порядке разрешения споров, формулируются согласно условиям соглашения с резидентом ОЭЗ, заключившего контракт в целях исполнения своих обязательств по соглашению[2].
Содержащиеся в соглашении с резидентом ОЭЗ условия о порядке разрешения споров являются договорной гарантией защиты прав резидентов – иностранных предпринимателей, или предпринимателей, заключивших контракт с резидентом ОЭЗ. Это важно для заключения договоров займа резидентом ОЭЗ с целью привлечения внешних ресурсов. Поскольку к концессионным договорам применяется обычно право государства – стороны в договоре, тесная связь контракта с соглашением об осуществлении (ведении) промышленно-производственной или иной перечисленной в законе деятельности предполагает применение российского законодательства и к отношениям, возникающим из контракта, заключенного для целей исполнения своих обязанностей резидентом ОЭЗ.
В Федеральном законе "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" предусмотрено, что споры, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением соглашения о ведении предпринимательской деятельности в ОЭЗ, подлежат разрешению в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ. Однако надо иметь в виду, что если в договоре участвует иностранный инвестор, то двусторонними международными инвестиционными соглашениями РФ иностранному инвестору предоставляется более широкий выбор способов разрешения инвестиционных споров.
Соглашение с резидентом, так же как и концессионный договор, отличает порядок заключения. В Федеральном законе "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" предусматривается, что создание ОЭЗ происходит на конкурсной основе. Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ по результатам открытого конкурса по отбору заявок на создание ОЭЗ. Претендентами на участие в конкурсе являются высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ совместно с исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований. Процедура конкурсного отбора заявок на создание ОЭЗ не может заменить собой процедуру заключения соглашения с резидентом, которая также должна происходить на конкурсной основе[3]. Согласно международно-правовому регулированию концессионных договоров (см. 17.2) именно процедура заключения концессионных договоров обеспечивает условия для создания равных условий конкуренции и служит основой для признания концессионных договоров рыночным инструментом регулирования инвестиций. В указанном постановлении Правительства РФ даются рекомендации по проведению конкурса, обеспечивающего выбор стороны в договоре из нескольких претендентов. Такой порядок благоприятствует инвестиционной деятельности резидента ОЭЗ.