Концепты социального функционирования в теории социальной работы
В теории социальной работы социальное функционирование представлено развернутой метафорой, которая имеет различные смысловые наполнения в зависимости от познавательного контекста:
• первое значение метафоры связано с идеальным конструктом описания реальности субъекта, где он функционирует на основе имеющихся потенциальных ресурсов, а объективная реальность выступает в качестве условий для реализаций этих возможностей.
• второе значение определено системными требованиями личности и среды, где социальное функционирование выступает в качестве социального императива, закона, определяющего стабильное существование социальной системы. Такая система состоит из субъекта с его биопсихосоциальными феноменами и их проявлениями в окружающей среде, а также средовых институтов и факторов, выступающих составной частью функционирования системы.
Отражая психологическую и социальную реальность субъекта в его динамическом состоянии, метафора "социальное функционирование" обозначает определенный класс объектов, осмысленных и описанных в социологии и психологии, и тем самым применительно к теории социальной работы образует новую когнитивную дефиницию, являющуюся синтезом психологических и социологических концептов.
Психологические структуры в данной метафоре отражают концепты функционирующей личности на основе иерархии потребностей, которые определяют ее продуктивное/непродуктивное взаимодействие с субъектами и институтами в окружающей среде. В основе этих концептов лежат теоретические подходы К. Роджерса и А. Маслоу.
Разрабатывая подходы к изучению адаптации личности к окружающей среде на основе самоактуализации, К. Роджерс выходит на новую типологию личности в психологической науке. На основе совокупности индивидуальных черт исследователь выделяет две противоположные структуры личности: полноценно функционирующую и дезадаптированную (табл. 7.2).
Таблица 7.2
Типология личности по К. Роджерсу
|
Личность |
Основные характеристики |
|
Полноценно функционирующая |
1. Экзистенциальность образа жизни (гибкость, адаптивность, спонтанность, индуктивное мышление). 2. Организмическое доверие (интуитивность, уверенность). 3. Эмпирическая свобода (субъективное ощущение свободы воли). 4. Креативность (склонность к продуцированию новых действенных мыслей, действий и объектов) |
|
Дезадаптированная |
1. Живет в соответствии с составленным заранее планом. 2. Пренебрегает собственным организмом, вместо того чтобы доверять ему. 3. Подвержена манипулированию. 4. Проявляет конформизм, а не креативность |
К научным критериям выделения полноценно функционирующей/дезадаптированной личности добавляется обоснование потребностей индивидов исходя из мотивов их жизнедеятельности. Данный подход реализуется в работах А. Маслоу.
Психологическая концепция личности, разрабатываемая Маслоу, базируется на доктрине самоактуализации, когда субъект активизирует внутренние потенциалы и потребности для более эффективной жизнедеятельности. Если мотивация направлена на улучшение жизнедеятельности субъекта, то она определяется исследователем как мотивация роста, а если ее направленность связана только с под
держанием жизнедеятельности, то имеет место мотивация депривации. На базе данных подходов Маслоу разработал концепцию иерархии потребностей, в соответствии с которой потребности в самоактуализации имеют доминирующее, приоритетное значение для человека при условии удовлетворения им потребностей выживания.
Теоретические психологические концепты К. Роджерса (полноценно функционирующая личность) и А. Маслоу (иерархия потребностей) отражают психосоциальные когнитивные смыслы социального функционирования как процесса индивидуальной активности в теории социальной работы. Применительно к подходам профессионального взаимодействия социального работника и клиента этот комплекс представлений приобретает значение функционального императива. В этом качестве социальное функционирование в теоретических конструктах социальной работы существует в виде критерия нормы, идеального состояния человека в системе общественных отношений.
Идеальное состояние индивида и сообщества рассматривается как возможное при условии удовлетворения и реализации базовых (физиологических) и социальных потребностей субъекта. В теории социальной работы анализу подвергаются следующие потребности (рис. 7.4):
• физиологические (пища, кров, безопасность, охрана здоровья и т.д.);
• личностные (образование, досуг, ценности, эстетика, религия и др.);

Рис. 7.4. Основные потребности, изучаемые в теории социальной работы
• эмоциональные (взаимная забота, товарищество, самоуважение и т.п.);
• социальные (роли, статус, профессия и т.д.);
• экономические (пища, одежда, жилье, услуги и т.д.);
• духовные (нравственные; религиозные; потребности связанные с трансперсональным опытом, и т.д.).
Отклоняясь от этой базовой нормы реализации потребностей, индивид может переходить в статус нуждающегося субъекта, при этом неудовлетворенные потребности в зависимости от их иерархии определяют ролевой статус человека и соответственно идеологемы, а также технологии помощи. Таким образом, если удовлетворение потребностей субъекта связано с его физическим выживанием, то такой индивид определяется как пользователь услуг, если же у субъекта существуют потребности в развитии, то он имеет статус клиента. В этой связи можно отметить и другую сторону социального функционирования как функционального императива. Возможность/невозможность осуществлять социальное функционирование исходя из удовлетворения потребностей клиента/потребителя услуг определяет целеполагание технологий помощи, их стратегии и методы поддержки субъекта в трудной жизненной ситуации.
Социологические структуры в анализируемой метафоре отражают концепты понимания социальной системы, ее основных условий – равновесия и стабильности. В теории социальной работы такое динамическое равновесие рассматривается в системных отношениях личности и среды, где субъектная адаптация и профессиональная помощь осмысляются как элементы механизмов равновесия системы и анализируются применительно к ресурсам как самого индивида, так и среды.
В теории социальной работы осмысление механизмов равновесия происходит на основе ресурсной модели, где в качестве организованных систем гомеостаза выступают институты помощи как административные средовые ресурсы формальной системы поддержки, содействующие установлению утерянного баланса между личностью и средой. Этот механизм начинает активизироваться при условии дефицита или отсутствия у субъекта ресурсов, необходимых и достаточных для адаптации к средовым изменениям. Помогающие институты на основе санкций государства активизируют необходимые ресурсы для устранения системных нарушений. Таким образом, в системе "личность – среда" они являются резервными интегративными и адаптивными институтами, подключающимися к процессам жизнедеятельности субъекта, когда затруднены процессы его интеграции и адаптации. В этом диалектическом единстве раскрывается другая грань социального функционирования как функционального императива, определяющего не только основные законы взаимодействия личности и среды, но и отражающего сущность миссии социальной работы в общественном разделении труда помогающих профессий.
Данные подходы базируются на концепции американского социолога Толкотта Парсонса, сформулировавшего основные императивы существования равновесия социальной системы (табл. 7.3).
Таблица 7.3
Основные императивы равновесия социальной системы
|
Императив |
Функция |
|
Адаптации |
Вещественно-энергетическое взаимодействие с внешней средой |
|
Достижения цели |
Достижение конкретных целей и мобилизация средств для получения результатов |
|
Интеграции |
Становление и поддержание социальных взаимодействий и взаимоотношений между деятелями |
|
Латентности |
Сохранение ценностных образцов и регулирование напряжений |
Метафора социального функционирования в теории социальной работы имеет не только свои объясняющие и целеполагающие возможности, но и ряд ограничений в понимании реалий и взаимодействий субъекта в системе "личность – среда". Такие ограничения связаны с особенностями функционального объяснения социальных процессов. Исходя из концепции немецкого философа Карла Гемпеля, основная критика функциональных подходов сводится к следующему (рис. 7.5):

Рис. 7.5. Основные положения критики функционализма К. Гемпелем
1. Функционалистская оценка человеческого общества не позволяет на основе выбранных единиц анализа подтвердить развитие ее институтов.
2. Функциональные потребности могут обеспечиваться различными институтами – легитимными и нелигитимными либо их сочетанием.
3. Человеческие общества и социальные системы не имеют четких границ, они изменяются с течением времени, поэтому не имеют четких нужд и функциональных потребностей.
Таким образом, учитывая изложенное, социальное функционирование субъектов как процесс и форму активности можно считать одной из схем понимания проблем клиента на основе его потребностей и условий взаимодействий в обществе. Эта схема – лишь прогностический конструкт, позволяющий осуществлять альтернативный поиск возможных причин возникновения проблем.