Концептуальные основы социальной работы с группой
Общую теоретическую модель групповой работы обосновали К. Папелл и Б. Ротман. В основе модели лежат теоретические подходы эго-психологии, когнитивной теории и теории социального научения, ролевых теорий и теории коммуникации (рис. 13.1).
Эго-психология и ее концепции в групповой работе позволяют объяснить внутреннюю самоорганизацию индивида, его отношения с внешним миром. Эти концепции дают возможность социальному работнику понимать поведение клиента как отдельного индивида и как члена группы, анализировать, как происходит индивидуальное приспособление человека к действительности и к другим членам сообщества, как он встречается с внешним давлением, как формируется внутреннее беспокойство.
При изучении "Я" в эго-психологии особое место уделяется вопросам развития и адаптации личности, автономии, свободы, особенностям функционирования "Я", которое регулирует взаимоотношения личности со средой, выступает в качестве автономного образования, имеющего свою систему защитных механизмов. Руководствуясь этими положениями эго-психологии, социальный работник в процессе групповой работы стремится актуализировать и развить навыки психологической защиты индивидов, найти различные варианты функционирования в зависимости от разных форм агрессии со стороны среды.
Рис. 13.1. Концептуальные основы социальной работы с группой
На основе концепции эго-психологии сопротивление в групповой работе осмысляется не как конфликт, а как диалог индивида со средой. Соответственно и сопротивление, и конфликт в основной модели групповой работы рассматриваются как компоненты развития группы, отправные точки для дифференциации ее членов. Сопротивление трактуется не только как интрапсихический процесс, реакция на групповую ситуацию, но и как защитный механизм в ситуации развития групповых отношений. В понятиях эго-психологии основное предназначение работы с группой – поддержка психического здоровья личности, ее идентичности, развитие самореализации.
Когнитивные теории и теории социального научения дают возможность социальным работникам интерпретировать и анализировать мотивы поведения индивидов в межгрупповом взаимодействии, определить ценностные ориентации клиентов. Они помогают понять, как члены группы "чувствуют" друг друга, как формируется их знание о мире и ситуации. Опыт группового взаимодействия создает ценностные ориентации, позитивные ожидания, компетентность и навыки социального взаимодействия.
Терапевтическая значимость основной модели групповой работы определяется возможностями группы помочь клиентам через механизмы межгруппового восприятия увидеть ситуацию в ином ракурсе.
Теория отношений позволяет осмыслять межличностные взаимодействия как фактор взаимовлияния людей друг на друга. Применительно к групповой работе отношения анализируются как определенные устойчивые связи, помогающие клиенту понять свои обязанности в межгрупповом взаимодействии, научиться сосуществовать совместно с другими членами группы в изменяющихся обстоятельствах, сформировать необходимые навыки для выстраивания психологической дистанции в процессе межгруппового общения.
Ролевая теория личности подразумевает, что в процессе межличностного взаимодействия индивид обучается определенным образцам поведения, соответствующим тем или иным ролям. Такой подход обеспечивает социального работника знанием о ролевых ожиданиях, ролевых конфликтах, ролевых отношениях, формирующихся в процессе групповой работы. Для социального работника важно создать условия для личностного роста клиента, улучшить его социальное функционирование в обществе.
Теория коммуникации основана на представлениях о динамическом обмене информацией между субъектами. Коммуникация в групповом процессе выступает как ролевой обмен информацией, формализованный в своих проявлениях и нацеленный на достижение определенного результата. В данном аспекте коммуникация выступает в качестве определенного инструментария для решения задач групповой работы. В процессе групповой динамики теория коммуникаций дает возможность социальному работнику наблюдать специфические препятствия, осложняющие социальное функционирование субъекта, строить программы по их преодолению, развивать навыки выражения индивидуальных ощущений и представлений в групповом общении.
На базе этих подходов психосоциальные теории позволили сформулировать основную клиническую модель групповой работы. В центре группового процесса лежит психосоциальная модель взаимодействия, которая состоит из пяти основных элементов:
1) группы;
2) члена группы, имеющего особые нужды;
3) деятельности в группе;
4) взаимодействия социального работника и группы;
5) урегулирования, решения проблем клиента.
Этические принципы социальной работы с группой
В зависимости от потребностей группы, характера межгрупповых отношений, оценки ситуации социальный работник может использовать целый репертуар ролевых взаимодействий: от "помощника" до "учителя". Осуществляя свою деятельность, социальный работник должен проявлять определенную меру теплоты, быть естественным, профессиональным, недирективным. Подобно индивидуальной работе, групповые отношения, которые складываются между клиентами в группе, а также между социальным работником и клиентом, рассматриваются как терапевтические. Большую роль в этом играет идентификация между клиентами и социальным работником, что достигается за счет неформального общения, уменьшения социальной дистанции, установления доверия.
Социальный работник несет ответственность за оказание помощи. Он имеет дело с чувствами людей, экзистенциальными ценностями, рассматривая их как законные компоненты интеракционального процесса. Он реализует функции власти в рамках концепции полномочий, осуществляет контроль за развитием группы и воплощением в жизнь поставленных целей и задач, однако не ограничивает группу в автономном развитии, поддерживает ее независимость, разделяет с ней властные полномочия.
Идеология социальной работы с группой основывается на убеждении в том, что человек может изменить трудную жизненную ситуацию, если ему оказывать содействие. В этом проявляется гуманистическая сущность социальной работы вообще и групповой практики в частности. Социальная работа направлена на повышение индивидуального функционирования. Реализацию этой потребности в групповой работе осуществляет межгрупповое взаимодействие, основанное на следующих принципах:
1. Признание уникальности каждого клиента в межгрупповом взаимодействии.
2. Признание широкого разнообразия групп как видов человеческого сообщества.
3. Принятие индивида с его уникальными возможностями, способностями, слабостями и своеобразием.
4. Утверждение целенаправленных взаимодействий между членами группы и социальным работником.
5. Поддержка и предоставление полезных контактов всем членам группы.
6. Осуществление модификации группового процесса в контексте изменения групповых задач.
7. Поддержка каждого члена группы, предоставление ему возможности для реализации и актуализации своих потребностей.
8. Предоставление каждому члену группы возможности участвовать в групповом процессе, решая свои индивидуальные проблемы.
9. Создание условий членам группы для получения нового опыта социальных отношений.
10. Разумное использование ограничений, оценивание индивида и его ситуации в групповом взаимодействии.
11. Целенаправленное использование программы работы с группой с целью достижения поставленных задач.
12. Проявление теплых и дружеских отношений со стороны социального работника ко всем членам группы.