Лекция 1. Концептуализация сравнительной педагогики
В результате освоения материалов данной главы студент должен:
знать
– основные периоды развития сравнительной педагогики;
– эволюцию сравнительно-педагогических исследований в России;
– научный статус, объект, предмет и типы сравнительно-педагогических исследований;
– оценивание в сравнительной педагогике глобализации образования;
уметь
– формулировать цель, задачи и основные функции сравнительной педагогики;
– выявлять междисциплинарные связи сравнительной педагогики;
– критически оценивать, сопоставительно анализировать идеи образования в России и за рубежом;
владеть
– методологией и методами сравнительной педагогики;
– навыками сравнительного анализа идей, концепций и теорий образования;
– способностью использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы сравнительно-педагогического научного исследования.
Первые сравнительные характеристики образования были даны уже в древности. Античные авторы оценивали достоинства и недостатки воспитания и обучения вавилонян и египтян (Геродот), афинян и спартанцев (Плутарх), персов и греков (Ксенофонт), древних германцев (Тацит) и т.д.
В Западной Европе интерес к зарубежному педагогическому опыту возник в эпоху Возрождения (XIV–XVII вв.), когда шел процесс формирования национальных школьных систем. Ученые-педагоги, испытывая интерес, совершали поездки за рубеж. При этом, к примеру, Я. А. Коменский, посетив Польшу, Нидерланды и Венгрию, нашел определенный отклик и применение своим дидактическим воззрениям.
В России достижения мировой педагогики изучают и учитывают более тысячи лет: греко-византийскую образованность (X–XV вв.), премудрости западной латинской школы (XVII в.), в ходе Петровских и Екатерининских школьных реформ (XVIII в.).
Сравнительная педагогика к началу третьего тысячелетия прошла четыре крупных периода: XVIII–XIX вв.; первая половина XX в.; вторая половина XX в.; рубеж XX–XXI вв. Каждому из периодов присущи свои предпосылки, приоритеты и тенденции развития.
Научные подходы сравнительно-педагогических исследований формировались на протяжении последних полутора сотен лет. Все началось с наблюдений обучения и воспитания в отдельных странах. Первые компаративисты-путешественники (XVIII–XIX вв.) знакомились с системами образования иных государств из любопытства – "узнать и понять другое". В будущем их сочинения оказались своеобразным эталоном сравнительных исследований. В последующем ученые предприняли усилия "измерить и создать другое", т.е. осмыслить, обобщить, анализировать педагогические явления, заимствовать результаты наблюдений, создать прогностические модели образования. За наблюдениями следовали описания, за которыми стояли намерения заимствовать из-за рубежа полезный в своей стране педагогический опыт. Постепенно ученые занялись рассмотрением динамики взаимодействия образования и социумов. Описательность обогащалась за счет анализа социально-политического и исторического контекста развития школьных систем. В итоге история сравнительно-педагогических исследований привела к формированию особой науки. Сравнительная педагогика превращается в важную самостоятельную отрасль педагогического знания. Она прошла путь от случайного внимания к зарубежной школе до систематического анализа международного школьно-педагогического опыта, от стихийного сбора данных до репрезентативных статистических обследований, от эмпирических наблюдений до теоретических исследований, от усилий отдельных энтузиастов до создания мирового сообщества компаративистов.