Концепция жизненного цикла организации
В процессе планирования развития цепи поставок как сложной системы концепция жизненного цикла может применяться для прогнозирования изменений, ожидаемых в цепи поставок на той или иной стадии развития. Теория жизненных циклов организации позволяет:
• анализировать возможные сценарии развития цепи поставок;
• определять различные проблемы, которые возникают на протяжении всего периода ее развития;
• оценивать деятельности цепи поставок в целом. Жизненный цикл организации прогнозирует возникновение критических ситуаций, следовательно, дает возможность подготовиться к ним надлежащим образом.
Жизненный цикл можно представить графически в виде кривой эффективности работы цепи поставок, рассматриваемой на временном отрезке. Эффективность деятельности цепи поставок в определенный период времени – это точка на кривой жизненного цикла. Исходя из этой точки и существующей аналитической модели развития организации, цепь поставок может провести диагностику своего состояния. Однако цель диагностики не в самой диагностике, а в том, чтобы на ее основе сформулировать наиболее оптимальные стратегические альтернативы дальнейшего развития.
Классическая модель жизненного цикла организации представляет собой четырехэтапную модель, включающую в себя четыре стадии (рис. 3.5).
Рис. 3.5. Аналитическая модель жизненного цикла цепи поставок
1. Становление. Цепь поставок находится в стадии становления, цели сотрудничества являются еще нечеткими, связи налаживаются. Основное внимание уделяется созданию совместного продукта или услуги, выбору основных контрагентов и выявлению возможностей для сотрудничества.
2. Рост. Коммуникации находятся в стадии развития, согласовываются цели участников цепи поставок, разрабатываются варианты сотрудничества, отмечается рост интеграции ключевых бизнес-процессов между контрагентами.
3. Зрелость. Структура цепи поставок становится устойчивой. Формализованы формы и условия сотрудничества. Акцент в совместной деятельности делается на эффективность и конкурентоспособность цепи поставок.
4. Упадок. В результате конкуренции, сокращающегося рынка организация сталкивается с уменьшением спроса на свою продукцию или услугу. Стадия упадка определяется как противоречие между цепью поставок и окружающей средой, которое выражается или в появлении конкурентов на занятом рынке, или в исчезновении рынка. Организация находится на развилке: либо бороться за свое выживание и перейти на более высокую ступень развития, либо разрушиться.
Следует заметить, что в то время как стадии жизненного цикла организации внутренне последовательны и отличны друг о друга, они ни в коем случае не связаны друг с другом ни в какой детерминированной последовательности. Например, за фазой зрелости может последовать упадок, возрождение или даже рост, за ростом может следовать зрелость или упадок, возрождение может предшествовать или следовать за упадком и т.д. Ясно, что существует много разных доступных путей развития организации.
Главным ориентиром при обосновании выбора направления развития цепи поставок являются ресурсные возможности. В данных условиях возникает необходимость планирования и реализации мероприятий, позволяющих обеспечить своевременную и адекватную реакцию цепи поставок на изменения внешней среды.
Резервы конкурентоспособности целесообразно определять в относительном и абсолютном виде, еще в разрезе единичных и групповых показателей.
Имея сведения о резервах, необходимо разрабатывать меры и осуществлять с их помощь управленческие действия по повышению эффективности цепи поставок. Эти решения должны учитывать особенности решаемых задач на каждой стадии жизненного цикла цепи поставок.
На стадии становления необходимо обеспечить уровень прогрессивности потенциала цепи поставок путем реализации стратегии логистического аутсорсинга. Это означает, что предприятие, фирма, компания должны сосредоточиться на развитии так называемых ключевых компетенций (своих сильных сторон) и по возможности максимально избавиться от непрофильных активов. Последнее может быть достигнуто за счет:
• оптимизации количества и структуры логистических посредников и закрепляемых за ними функций;
• реализации принципа "делать или покупать";
• оптимизации выбора источников внешних ресурсов;
• использования инвестиций и инноваций поставщиков;
• оптимизации дислокации мощностей и объектов инфраструктуры логистической системы;
• сосредоточения организации на своих ключевых компетенциях и др.
На стадии роста необходимо обеспечить конкурентоспособность продукции и цепи поставок путем реализации стратегии улучшения качества логистического сервиса. Данная стратегия предполагает повышение качества выполнения логистических операций и функций, логистическую поддержку предпродажного и послепродажного сервиса, логистический сервис с добавленной стоимостью, использование логистических технологий поддержки функционального жизненного цикла продукта, создание системы управления качеством логистического сервиса, использование процедуры бенчмаркетинга и т.п.
В данном случае сдерживающим фактором для осуществления всех возможностей стратегии являются логистические издержки, которые, очевидно, растут при использовании новых технологий повышения качества логистического сервиса.
На стадии зрелости необходимо привести уровень прогрессивности потенциала цепи поставок и ее продукции, не прекращая своей деятельности, путем реализации стратегии минимизации затрат. При использовании данной стратегии особое внимание компания должна уделять качеству логистического сервиса. В общем случае чем выше требования потребителей к уровню качества логистического сервиса, тем выше должны быть издержки, обеспечивающие этот уровень. Поэтому естественным ограничением при использовании данной стратегии является ограничение на базовый уровень качества потребительского сервиса. В ряде случаев стратегия минимизации общих логистических издержек может быть трансформирована в стратегию максимизации отношений: уровень качества сервиса / общие логистические издержки.
На стадии упадка необходимо осуществить коренное перепроектирование и реорганизацию цепи поставок, а также сменить вид выпускаемой продукции путем реализации стратегии роста инвестиций в логистическую инфраструктуру. Среди способов реализации данной стратегии можно назвать такие, как оптимизация конфигурации цепи поставок; реорганизация каналов распределения готовой продукции; использование складов общего пользования; привлечение дополнительных или замена логистических посредников в процессе транспортировки, складирования, грузопереработки; осуществление логистической технологии "точно в срок"; оптимизация дислокации объектов логистической инфраструктуры и др.