Концепция "взлета в самоподдерживающийся рост"
Оппоненты формационного подхода, оспаривая категории мануфактурный период и буржуазные революции, настаивают, что процесс индустриализации, начавшийся задолго до 1760 г. и получивший полное завершение гораздо позже 1830 г.[1], был лишь частью структурных и институциональных сдвигов от аграрного общества с преобладанием первичного сектора – к индустриальному обществу с преобладанием вторичного и третичного секторов; от преимущественно натурального хозяйства, основанного на традиции и приказе, к хозяйству с развитыми организованными рынками и рынками факторов производства.
У. Ростоу выделил между первой (традиционное аграрное общество) и четвертой (движение к индустриальной зрелости) стадиями экномического роста такие стадии, как долгое создание "предпосылок для взлета" (вторая) и сам "взлет" (take-off) к "самоноддерживающему росту (self-sustained growth)", весьма сжатый во времени (третья). Взлет – это исход из сельской местности больших масс населения в промышленность, в которой на основе внедрения машинной техники пошло опережающее развитие одной-двух обрабатывающих отраслей и резко возросла (до 10%) доля инвестиций в национальном доходе – норма капиталистического накопления.
Датировка Ростоу периода взлета для Англии (1783–1802 гг.), когда ускоренно развивались текстильная и керамическая отрасли, вызвала острую полемику. Наибольшей критике подверглось отграничение прогресса отраслей легкой промышленности – производства предметов конечного потребления – от прогресса отраслей тяжелой индустрии, производящей средства производства, или инвестиционные товары. Один из создателей современной экономической теории Дж. Р. Хикс ("Теория экономической истории", 1969 г.) подчеркивал, что главное в переходе к индустриальному обществу – именно сдвиг в сторону производства инвестиционных товаров (хлопчатобумажная пряжа, минеральное топливо, железо, химические продукты) и особенно капитальных благ длительного пользования (паровые двигатели, станки и другое оборудование для фабрик, транспортные средства). А этот сдвиг выпукло обозначился в Англии лишь с 1810-х гг., когда появилось станкостроение как особая отрасль промышленности, усовершенствование текстильного оборудования окончательно вытеснило труд ручных прядильщиков и ткачей и, наконец, появились железные дороги с их растущим спросом на железо, уголь, цемент и т.д.
Главные структурные и институциональные сдвиги при трансформации общества из традиционного статичного аграрно-сословного в современное динамичное индустриально-капиталистическое резюмированы в табл. 10.1.
Таблица 10.1
Трансформация традиционного общества в современный экономический рост[2]
Аграрное общество |
Индустриальное общество |
Занятость подавляющей части населения в малопроизводительном сельском хозяйстве |
Всевозрастающее смещение занятости в промышленность и сферу услуг |
Ограниченный ассортимент промышленных изделий, технологическая рутина |
Поток новых товаров, поступающих на рынок благодаря совершенствованию технологий |
Преобладание натурального хозяйства |
Денежно-кредитное хозяйство с развитыми рынками факторов производства |
Мелкомасштабность сельского общежития, городская жизнь – исключение |
Урбанизация – концентрация населения в городах, особенно крупных |
Сословная иерархия, слияние политической власти с землевладением |
Равенство граждан перед законом, парламентское представительство интересов различных классов |
Традиционный тип правления, основанный на восприятии верховной особы как "священной" |
Рациональный тип правления, основанный на бюрократическом аппарате |
Неграмотность большинства населения |
Почти всеобщая грамотность, огромная роль средств массовой информации |