Концепция устойчивого развития
Сейчас в глобалистике, т.е. учении о глобальных проблемах, утвердилось понятие "устойчивое разбитие". Речь идет о поиске такой модели, которая позволяла бы обеспечивать развертывание экономических и социальных процессов без катастроф. Это означает, что необходимо своевременно обнаруживать разного рода противоречия, возможные перекосы и своевременно устранять их. Устойчивое развитие – это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять собственные потребности. Она включает два основных понятия: понятие потребностей, в частности необходимых для существования беднейших слоев населения, которые должны быть предметом первостепенного приоритета. Мир должен быстро выработать стратегии, которые позволяют странам отойти от их нынешних разрушительных процессов роста и развития и двинуться в направлении устойчивого развития. Это потребует изменения политики во всех странах, как в плане их собственного развития, так и в отношении их влияния на возможности развития других стран.
В 1996 г. Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин своим Указом подтвердил пригодность модели устойчивого развития для России.
Каково место современной России в контексте социальных проблем? Главная проблема, которая стоит перед нашей страной – это обеспечение экономического развития России. Однако сейчас невозможно поднять экономику с помощью газовой или нефтяной трубы. Важно освоить новые технологии. В мире произошел информационный взрыв. Уже сегодня 1 млрд высокопроизводительных персональных компьютеров объединены в глобальную сеть Интернет. Она обеспечивает триллионы контактов по всему земному шару.
Россия – крупная держава. Она имеет все шансы вновь войти в число наиболее развитых и влиятельных государств современного мира.
Единство и многообразие мира "Глобальная деревня"
Мир един. Все народы живут вместе. Можно считать, что на Земле сложилась единая хозяйственная система, все страны торгуют друг с другом. Постепенно в сознании людей укрепляется мысль, что каждый человек должен обладать всеми правами и свободами без какого бы то ни было различия – независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Когда в мире происходит какое-нибудь предельно важное событие, будь то встреча политических лидеров или игра на мировое первенство по футболу, миллионы людей одновременно устремляют свои взоры к экранам телевизоров. В один и тот же миг одно и то же событие видят миллиарды людей. По этому случаю канадский философ и социолог Херберт Маршалл Мак-Люэп (1911 – 1980) ввел даже специальный термин "глобальная деревня". Так он назвал ситуацию, когда электронные средства массовой коммуникации сокращают расстояния между людьми, устраняют их взаимоизолированность, т.е. людям возвращается первородное самоощущение жителей одной деревни.
Однако многие философы понимают единство мира упрощенно. Они толкуют о том, что мир неуклонно движется к некой всюду одинаковой жизни. Еще немного – и мир станет более целостным, потому что все страны воспримут ценности европейской культуры, демократии, рыночной экономики. Разумеется, в такой мысли есть некоторый резон. Действительно, многие страны, издавна отличавшиеся своеобразием, уникальной культурой (например Япония), стали перенимать некоторые правила, принятые в западных странах.
Но эти философы явно преувеличивают реальную историческую значимость названных явлений. На чем они основывают свой вывод? Во-первых, они считают, что в настоящее время унификация мира на экономической основе Запада уже более или менее завершена. Это, по их мнению, приведет и к политическому однообразию. Во-вторых, исследователи данного толка путают унификацию с единством. Единство далеко не всегда предполагает однообразие.
Западное общество, таким образом, провозглашается цивилизацией уникальной, единой и неделимой. На самом деле всеобщего сглаживания национальных и культурных особенностей в мире нет. Мир един, он в то же время и предельно разнообразен. В нем существуют десятки цивилизаций – западноевропейская, североамериканская, китайская, индийская, латиноамериканская, российская, арабская и др.