Концепция устойчивого экологического развития

Развитие человеческого общества невозможно без взаимодействия с окружающей средой, без воздействия на природу, без использования ее ресурсов. Человек получает от природы все необходимое для жизни — энергию, различные материалы, сырье для промышленности, продукты питания. Природа необходима для удовлетворения его духовных и эстетических потребностей.

Взаимодействие человека с природой видоизменяет ее. Антропогенные изменения в природе носят положительный для человечества характер: развиваются сельское хозяйство, промышленность, строятся и растут города, улучшаются ландшафты.

Однако антропогенное воздействие ведет к негативным для окружающей среды последствиям. Негативные экологические последствия не являются неизбежным результатом развития общества, научно-технического прогресса. Они обусловлены ошибками, совершаемыми в технической и экологической политике, недостатком экологических знаний, неумением оценить последствия определенных технических и экономических решений.

В связи с потребительским отношением к природным ресурсам, бесконтрольным загрязнением биосферы отходами производства и веществами, применяемыми и образующимися в ходе производства, выхлопными газами, антропогенная нагрузка быстро возрастает и приближает биосферу к критическому состоянию.

В XXI в. для любого государства экологическая политика является необходимой частью его общей политики при переходе к устойчивому развитию общества. Поскольку экологические проблемы порождены социально-экономическим развитием и связаны практически со всеми аспектами развития современного общества, постольку и экологическая политика должна тесно координироваться

социальной, демографической, экономической, научно-технической, культурной политикой.

В соответствии с решениями Конференции в Рио-де-Жанейро (1992) вышел Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития".

Конференция ООН в Рио-де-Жанейро констатировала невозможность движения человечества по прежнему пути во взаимоотношениях с природой и оценила их как стратегически бесперспективные, ведущие к катастрофе.

Все компоненты биосферы тесно связаны между собой, экологические изменения в одном звене неразрывной природной цепи влекут за собой изменения в других ее звеньях.

Незнание общих законов развития биосферы как целостной системы, пренебрежение ими на социальном уровне привели человечество к тяжелым последствиям.

Однако незнание последствий не освобождает человечество от ответственности за нарушение природной среды. Ускоренное нарастание техногенного давления и увеличение зависимости здоровья людей от состояния окружающей среды требуют уже сейчас более быстрого повышения точности экологических прогнозов. Одна из важнейших задач современного образования — становление экологического способа мышления: от лозунга "Взять от природы все" нужно перейти к лозунгу "Природа — наш дом".

Следующим важным документом, в котором обозначился основной замысел стратегии устойчивого развития страны, явилась Концепция перехода РФ к устойчивому развитию, утвержденная Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440. Позднее Правительством РФ был разработан Национальный план действий но охране окружающей среды РФ, включающий 76 мероприятий экологической направленности, в том числе 8 законопроектов, 39 федеральных целевых программ и 27 нормативных актов.

Цели плана — оздоровление экологической обстановки в России, снижение ее неблагоприятного влияния на здоровье населения, сохранение жизнеобеспечивающих функций биосферы, эффективное участие России в международной природоохранной деятельности.

Достижение поставленных целей требует решения следующих задач:

- совершенствование системы управления природопользованием и охраной окружающей среды, включая обоснованное разграничение полномочий в области государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

- совершенствование экономического и финансового механизма воспроизводства природных ресурсов и охраны окружающей среды, развитие рынка работ и услуг в области природопользования и охраны окружающей среды;

- развитие методов экономической оценки негативных экологических последствий нерационального использования природных ресурсов, усовершенствование систем лимитирования выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещения отходов;

- повышение эффективности государственной экологической экспертизы, введение в практику процедур оценки воздействия на окружающую среду, развитие систем государственного экологического контроля и мониторинга состояния окружающей среды, создание единой государственной системы экологического мониторинга;

- формирование эффективной системы непрерывного экологического образования, экологической культуры и экологического мировоззрения;

- переход на систему международных стандартов технологических процессов и производимой продукции;

- выделение и реабилитация территорий с опасным изменением качества окружающей природной среды, возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан, нанесенного в результате негативных экологических воздействий;

- усиление деятельности по сохранению биоразнообразия, экосистем и ландшафтов, развитию сети особо охраняемых природных территорий и территорий с уникальными природными ресурсами и свойствами, расширение зон ограниченного природопользования;

- проведение научных исследований, развитие новых методов и технологий в области охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, а также стимулирование внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий, увеличение доли использования вторичных ресурсов, повышения степени утилизации отходов;

- широкое распространение достоверной и своевременной информации о состоянии природной среды и по экологической проблематике в целом, в том числе посредством государственной поддержки издания экологической литературы, средств массовой информации;

- поддержка общественных экологических движений и привлечение неправительственных организаций к решению экологических проблем, к осуществлению экологического контроля и мониторинга и др.

Большая доля затрат и усилий для решения этих задач ложится на государство. Затраты на реализацию государственных целевых программ, предусмотренных планом, определяются ежегодно при подготовке проекта прогноза социально-экономического развития РФ и уточняются при разработке федерального бюджета на соответствующий год. Кроме того, предусмотрены меры по совершенствованию механизма финансирования программ. Они позволят привлечь в реализацию приоритетных проектов все возможные источники финансирования и при этом использовать механизмы экономического и административного регулирования. К реализации проектов также могут привлекаться отечественные и зарубежные инвесторы, средства международных финансовых доноров.

Проведение этих мероприятий позволит приблизиться к выполнению первого этапа Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию и значительно улучшить экологическую ситуацию в стране в ближайшей перспективе. Национальный план действия рассмотрен и рекомендован органам исполнительной власти к использованию в практической деятельности по охране окружающей среды.