Концепция управления по целям Management by Objectives (МВО)
Еще одна достаточно "старая" модель - предложенная Питером Друкером (Peter Drucker) в 1954 г. концепция "управления по целям" (Management by Objectives). Ее сущность заключается в том, что менеджмент как целостная система управления ориентируется на достижение всей совокупности целей и задач, стоящих перед организацией. Цели и задачи менеджмента не только доводятся, но и согласуются с менеджерами всех уровней, которые направляют свои усилия, ресурсы и энергию на их достижение. Основные принципы МВО заключаются:
o в каскадировании организационных целей и задач;
o выделении конкретной задачи для каждого исполнителя;
o участии персонала в процессе принятия решений;
o определении временных периодов для задач;
o оценке производительности и обеспечении обратной связи.
Концепция МВО также предложила метод SMART, по которому все задачи должны быть конкретными (Specific), измеряемыми (Measurable), достижимыми (Acheivable), реалистичными (Realistic) и ограниченными во времени (Time-related).
Согласно Друкеру менеджеры должны избегать "ловушки деятельности", когда они настолько вовлекаются в повседневную деятельность, что забывают свои главные цели и задачи. Одна из идей МВО состоит в том, что не только топ-менеджеры, но и менеджеры более низких позиций в иерархии должны быть задействованы в процессе стратегического планирования, а также внедрении инициатив, направленных на повышение эффективности функционирования организации.
Однако в сравнении с концепцией ССП Нортона и Каплана, модель МВО не предполагает такого же объемного анализа деятельности компании и выявления причинно-следственных связей между отдельными показателями. Кроме того, модель основана на предельно четком выявлении и формализации задач и не приспособлена к динамике, свойственной современному бизнесу. Собственно, в 1990-х гг. сам Питер Друкер высказался по поводу концепции МВО следующим образом: "Это всего лишь еще один инструмент, а не сверх действенное средство от неэффективного менеджмента. Управление по задачам работает, если известны задачи, а в 90% случаях они не известны". Таким образом, данную модель можно рассматривать как предшественника современных концепций ССП.
Анализ сравнительной эффективности существующих сбалансированных систем показателей
Выбор модели ССП для внедрения, несомненно, должен основываться на потребностях и возможностях каждой конкретной компании, с учетом уже существующей инфраструктуры, бизнес-среды и корпоративной культуры.
Тем не менее, в качестве критериев оценки предполагаемой эффективности той или иной модели можно применить следующие параметры:
o объект управления (чем именно позволяет управлять модель);
o управленческий потенциал (насколько модель позволяет менеджменту контролировать деятельность компании и достигать намеченные стратегические цели);
o сложность (какие усилия потребуются для внедрения модели, насколько сложна модель для всех участников, насколько велики изменения в привычном образе ведения дел);
o вовлеченность персонала (как глубоко погружается модель в деятельность компании, сколько людей будет вовлечено в работу по "новым правилам");
o прогностическая сила (дает ли модель менеджерам возможности оценивать перспективы компании и с какой точностью и достоверностью);
o устойчивость (насколько модель устойчива к манипуляциям, ошибкам).
Сравнительный анализ существующих сбалансированных систем показателей по избранным критериям приведен в табл. 12.2-12.8.
Таблица 12.2. Система сбалансированных показателей Нортона-Каплана
Таблица 12.3. Управление на основе стоимости VBM
Таблица 12.4. Универсальная система показателей деятельности Рамперсада
Таблица 12.5. Модели с высокой степенью сложности (система сбалансированных показателей Мейселя, пирамида эффективности МакНейра, модель ЕР2М Адамса и Робертса)
Таблица 12.6. Модель "Стейкхолдер"
Таблица 12.7. Модель Tableau de Bord ("Панель управления")
Таблица 12.8. Концепция управления по целям Management by Objectives (МВО)
Любая система показателей, базирующаяся на идее сбалансированности, позволяет топ-менеджерам компаний определять, за счет чего достигаются те или иные результаты, какие факторы играют при этом решающую роль, а также своевременно реагировать на сигналы существенных отклонений достигнутых результатов от запланированных.
С этой точки зрения для среднестатистической российской компании наиболее приемлемой представляется модель, предложенная в начале 1990-х гг. американскими профессорами Д. Нортоном и Р. Капланом. Она дает возможность наибольшего охвата различных аспектов бизнеса, обладает достаточно высокой устойчивостью к манипуляциям и ошибкам. В определенном смысле этот подход является золотой серединой между технологиями и теми ресурсами, инфраструктурой и корпоративной культурой, которыми российские компании обладают на сегодняшний день.