Концепция труда Эмиля Дюркгейма
Важно заповнить!
Э. ДЮРКГЕЙМ
Разделение труда увеличивает солидарность в обществе. Промышленность приносит органическую солидарность. Профессиональные группы играют ведущую роль в капитализме.
Эмиль Дюркгейм (1858—1917) создал одну из наиболее проработанных версий позитивистской социологии, которая ознаменовала переход буржуазного мышления к реформистской идеологии и обоснованию идеи социально-классовой гармонии капиталистического общества. Позитивизм указывает на необходимость нейтрального научного мышления, возвышенного над социальной реальностью, и поэтому дающего объективную истину. Были провозглашены идеи универсальности естественнонаучной методологии. Э. Дюркгейм являлся сторонником "социологизма", т.е. признания самостоятельности социальной реальности, которую нельзя свести ни к экономике, ни к идеологии, ни к психологии. Социальную реальность он трактовал как объективную, коллективную и принудительную по отношению к индивидам. В таком коллективно-нормативном контексте мыслитель и рассматривал труд.
Социологическое рассмотрение труда начинается с функционального анализа. Понятие функции используется для проведения принципа социологизма в систему причинно-следственных отношений социальной реальности. Функция указывает на связь с потребностью. Обращаясь к понятию функции, Э. Дюркгейм рассматривает проблему функции разделения труда, связанной с солидарностью, которая выражается в системе юридических правил. Он выявляет, что с разделением труда и наступлением органической солидарности наблюдается преобладание кооперативного права над уголовным. Причину Э. Дюркгейм видит в увеличении значения социальных связей, порожденных разделением труда, по сравнению с социальными связями, вызванными социальными сходствами. "Разделение труда развивается прямо пропорционально объему и плотности обществ, и если оно прогрессирует непрерывно в процессе социального развития, то потому, что общества становятся постоянно более плотными и, как правило, более объемистыми" [1]
Взяв за исходный социологический факт разделение общественного груда, Э. Дюркгейм пришел к выводу, что именно оно обеспечивает единство современного капиталистического общества. Он предложил перейти от экономической трактовки разделения труда к социологической. Мыслитель видел, что промышленная революция существенным образом изменила систему общественного разделения труда. Трансформация архаического общества в промышленное привела к смене механической солидарности на органическую. Механическая солидарность обеспечивала систему простого труда, а органическая должна обеспечить сложный труд. При органической солидарности возрастает взаимозависимость групп, составляющих общества, но индивид, наоборот, становится менее зависимым от коллективного сознания архаических обществ. Негативной стороной индивидуализации сознания под влиянием процесса разделения труда Э. Дюркгейм называет усиление чувства изолированности человека, увеличение социальной дистанции. В качестве выхода в капиталистическом обществе образуются профессиональные группы, несущие в общество новые модели моральных отношений.
По причине специализации экономической деятельности регламентировать действия профессиональных групп извне нельзя. Для этого надо постоянно находиться в процессе коммуникации и следить за всеми изменениями. "Единственная группа, которая соответствовала бы этим условиям, — это группа, которая была бы образована всеми работниками одной и той же отрасли промышленности, объединенными в единую организацию. Это то, что называют корпорацией, или профессиональной группой" [2]. Профессиональные группы возникают не из-за экономической пользы, а ввиду нравственных факторов. Они постепенно забирают нравственное влияние у семьи и государства. Хотя именно последнее берется регламентировать промышленную жизнь, оно не способно дифференцированно подходить к различным отраслям промышленности. Для этого существует корпорация. Это замещение государства корпорацией знаменует исторический процесс перехода от территориальных организаций к профессиональным. Корпорация обладает еще и большим нравственным преимуществом, поскольку исключает принцип наследства из распределения богатства в обществе. Она формирует профессиональные интересы и требует обеспечения профессионального нрава.
Э. Дюркгейм доказывает, что именно профессиональные группы начинают играть центральную роль в социальной организации капитализма. Экономическая жизнь характеризуется правовой и нравственной аномией как в отношениях капиталистов и наемных рабочих, так и в отношениях между конкурирующими капиталистами. Философ выражал беспокойство в связи с отсутствием дисциплины и нравственного образца, производимого коллективным сознанием. Такой образец в каждом обществе должен обеспечивать свободу и защищать от насилия. Образец — одновременно и привычка, и обязанность.
Э. Дюркгейм указывает на существование форм, когда разделение труда не производит солидарность. К ним он относит и антагонизм между трудом и капиталом. Причиной таких аномалий мыслитель считает длительное отсутствие контакта или сотрудничества функций. Промышленное развитие делает классовый конфликт постоянным. Условия существования рабочих заставляют их принимать требования капиталистов. Юридическая сторона отношений труда и капитала, по мнению Э. Дюркгейма, находится пока в неопределенном состоянии. Классовая борьба объясняется тем, что индивид не находится в гармонии со своей функцией, которая ему навязана принудительно. Принуждение составляет неравенство во внешних условиях борьбы. Оно снижается с органической солидарностью. Растет важность договорной солидарности. Однако договор работает, когда связываются эквиваленты, т.е. стороны стоят в равных условиях. Договорное право и договорная мораль содействуют таким условиям.
1 Промышленный труд делает человека менее разносторонним и более компетентным. Его труд становится интенсивнее и напряженнее. "Однако еще относительно малочисленны тс, кто находит удовольствие в упорном и постоянном труде. Для большинства людей это все еще невыносим повинность; праздность первобытных племен не потеряла еще для нас всей прежней прелести" [3]
. Для большинства людей, по мнению Э. Дюркгейма, труд продолжает быть наказанием и бременем. Мыслитель указывает на важность функциональной координации современной промышленной системы. Особенно важным видится исключение бесполезных должностей в административной машине и оптимизация функциональной деятельности всех занятых в организации работников. Таким образом, Э. Дюркгейм предлагает искать в социальных институтах современной экономики моральные силы, способные своим принуждением поддержать сосуществование противоречивых интересов трудящихся и капиталистов.