Лекция 3. Концепция Роберто Ассаджиоли
Все помнят, наверное, крылатое выражение писателя Владимира Короленко: "Человек рожден для счастья, как птица для полета". Отчего же эта птица не возьмет "на крыло" мою судьбу? Почему не реализуются мои мечты? Зачем я живу в вечном ожидании этого благоденствия? Иногда меня прожигает мысль: может быть, я просто упустил свой миг? А счастье было так возможно, так близко. Нередко я вообще чувствую себя обманутым: нет этого счастья, один мираж, одни пустые грезы. Прав Пушкин, написавший: "На свете счастья нет..." Впрочем, как же нет? Вот моя знакомая удачно вышла замуж. А одна моя пациентка после завершения терапии вообще выиграла машину по лотерейному билету. Наверное, счастье — это удача, неожиданное везенье. Но эта пациентка жалуется на свою судьбу: "Бог мне никогда не помогал..."
— А машина, — на всякий случай спрашиваю я.
— Только машина, а больше ничего, — плачется собеседница. Господи, какое оно ненасытное, это счастье... Итальянский социолог Вильфредо Парето, путешествуя по Америке, неожиданно поразился парадоксу: отчего народы, имеющие все жизненные блага, пребывают в меланхолии. Однако парадоксом это считалось раньше, теперь доказано. Проводятся исследования, и каждый раз оказывается, что люди, имеющие средний достаток, говорят, что они счастливы. А богатые почему-то плачут. Может быть, счастье совсем не в благосостоянии, а в чем-то ином — простом, очевидном. Помните у Есенина:
Вот оно, глупое счастье, С белыми окнами в сад! По пруду лебедем красным Плавает тихий закат.
Но у того же поэта есть строчка разочарования: "Глупое сердце, не бейся! Все мы обмануты счастьем". Ждешь, томишься, а его нет. Как же мы обмануты! Но ведь это неправда. Любимая женщина усмехнулась. Боже, какое счастье! "Ты улыбнешься — мне отрада!" (Пушкин). Доченька на не окрепших еще ножках сделала первый шаг и едва не свалилась на пол. Сколько ликования! Ученый, проведший сложные расчеты, увидел в небе самолет, рожденный его фантазией. За что ему такое счастье? Писатель Андре Моруа, откинувшийся на спинку кресла, сияет от радости, поражаясь своей точной мысли: "В белизне уйма оттенков. Счастье, как и весна, каждый раз меняет свой облик". Может быть, в том и разгадка формулы счастья — видеть эти оттенки, не томиться параноидально ожиданием одного мазка? Ощущать многообразие бытия. Холодок, тянущийся от реки. Причудливая болотная ряска. Свежий румянец на щеках возлюбленной:
Стелется синею рясой С поля ночной холодок... Глупое, милое счастье, Свежая розовость щек!
Выходит, нельзя вывести формулу счастья. Вот что писал немецкий философ Иммануил Кант: "Счастье — идеал не разума, а воображения". То, что греет душу одного человека, вызывает усмешку у другого. Человек без фантазии всегда поражен унылостью жизни. И еще одно остережение, по существу, очередной парадокс. Без несчастья нет и счастья. Как лучились лица людей после войны. Как они плясали, пели, обездоленные, осиротевшие. Нет, не надо жертв и страданий. Но невозможно построить и дворец нескончаемого наслаждения. Л. Н. Толстой написал: "Счастье есть удовольствие без раскаяния". Значит, нельзя и без раскаяния. Но лучше всего услышать какого-нибудь наивного мудреца. А вот он, Козьма Прутков: "Если хочешь быть счастливым, будь им".
Роберто Ассаджиоли (1888—1974), создатель психосинтеза — теоретико-методологической концепции психотерапии и саморазвития человека. Психосинтез — смелая попытка не только соединить все лучшее, созданное Фрейдом, Юнгом, Жане (для которых синтез означал исцеление функциональной диссоциации, т.е. восстановление состояния, предшествующего расщеплению в результате конфликта или психологической травмы), но и пойти дальше — создать возможности для глубокого самопознания личностью самого себя и освобождения от иллюзий и фантазий. Благодаря этому личность может быть сформирована или перестроена вокруг нового центра Я. Необходимость подобной перестройки была вызвана тем, что вопреки холистическим представлениям ряда психологов об исходной целостности личности (Г. Олпорт, В. Франкл, Э. Фромм, К. Г. Юнг, А. Маслоу, Р. Мэй, О. Ранк) это, к сожалению, далеко не соответствует действительности.