Концепция развития личности Э. Берна
Идеи А. Адлера о развитии личности как процессе преодоления исходного чувства неполноценности получили своеобразное расширение в работах Э. Берна.
Люди все-таки появляются на свет беспомощными и полностью зависящими от своего окружения. Но ряд людей, назовем их Выигрывающие, успешно осуществляют переход от полной беспомощности к независимости, а другой тип людей, условно назовем их Проигрывающие (Неудачники, Лягушки), с определенного момента своей жизни начинают избегать ответственности за собственную жизнь, приучаются манипулировать собой и другими, они жалеют себя и перекладывают ответственность за свою неудовлетворительную жизнь на других: обвинение других и оправдание себя — их типичное состояние.
Проигрывающие редко живут в настоящем либо в прошлом, сокрушаясь: "Если бы только..." ("Если бы только я женился на ком-нибудь другом", "Если только я родился бы богатым", "Если бы только я имел другую работу..."), либо ждут волшебного спасения в будущем ("Когда я разбогатею...", "Когда я кончу школу...", "Когда представится новая работа...") или боятся будущих несчастий ("Что, если я сломаю ногу...", "Что, если меня не примут в институт...", "А вдруг я потеряю работу...", "А вдруг я допущу ошибку..."). Они занимают голову мыслями, не относящимися к делу в данный момент, поэтому неудивительно, что эффективное использование их способностей в реальной жизни затруднено и они сами провоцируют все новые и новые неудачи.
Большую часть своего времени Лягушки играют роли, притворяясь, манипулируя, расходуют энергию на сохранение масок, часто пряча свое истинное лицо, они видят себя и других как бы в кривом зеркале, не доверяя людям, избегая взаимной близости или открытости. Вместо этого Проигрывающие пытаются манипулировать другими так, чтобы те поступали в соответствии с их ожиданиями. Силы Проигрывающих также часто направлены на то, чтобы жить, следуя ожиданиям других, уступая другим, выступая в качестве Жертвы. Но, впрочем, Преследователь, Насильник, Нападающий — это просто другой полюс тех же Проигрывающих, но стремящихся замаскировать свое чувство неполноценности повышенной агрессивностью, жестокостью.
У детей в 7—8 лет развивается представление о своей ценности и ценности других, складываются психологические позиции под влиянием родителей.
В основном позиции бывают: "я хороший — я плохой", "другие хорошие — другие плохие". Но личностная комбинация этих позиций уже формирует четыре типа судеб. Первая позиция: "я хороший, другие хорошие" — психологически здоровая позиция, человек верит в себя и в людей, признает значимость себя и других, способен конструктивно решать свои проблемы, являясь Победителем. Такой человек чувствует: "Жизнь стоит того, чтобы жить!"
Вторая позиция (и вторая судьба): "я плохой, другие хорошие" — позиция людей, чувствующих свое бессилие по сравнению с другими, свою неполноценность и бессмысленность существования. Эта позиция приводит их к отдалению от людей, депрессии, неврозам, а в крайних случаях -к самоубийству. Некоторые из этих "неудачников" пытаются компенсировать внутреннее чувство неполноценности упорной погоней за успехами в карьере, спорте, сексе, бизнесе, но каждый достигнутый успех лишь на время приглушает чувство неполноценности, а затем оно обостряется с новой силой. Человек с такой жизненной позицией часто чувствует: "Моя жизнь не много стоит".
Третья позиция возникает тогда, когда ребенок слышал и сам испытал больше плохого, чем хорошего, от родителей или других людей. Много обид, несправедливости и трудных жизненных ситуаций приучают его оценивать других как плохих, при этом надеяться остается только на самого себя, значит: "я хороший, а другие плохие". А поскольку другие плохие, то человек может либо страдать от них (позиция Жертвы), либо готов унижать, оскорблять, даже убивать других (позиция Преследователя) и считать, что "чужая жизнь не много стоит". Впрочем, такая же позиция "я хороший, другие плохие" формируется, если ребенка очень балуют в семье, когда он становится кумиром в семье, "он самый лучший и главный".
Четвертая позиция самая пессимистическая: человек привыкает думать, что "я плохой, другие плохие, в целом жизнь плоха", поэтому психологически он приходит к выводу: "Жить не стоит!" — и невольно разрушает свою жизнь в пьянстве или наркотиках, уходит в апатию, депрессию, склонен к самоубийству.
В раннем детстве от родителей ребенок усваивает предписания, инструкции, запреты и разрешения, из которых и складывается сценарий его жизни. "Сценарием считается то, что человек еще в детстве планирует совершить в будущем" (Э. Берн). Сценарий — это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Образцы, предписания ребенок получает, когда слушает сказки, поет песни, смотрит мультфильмы, ставя себя на место героя, идет вместе с ним по жизни. От 2 до 5 лет у ребенка формируется в общих чертах план жизни, в котором определены все важнейшие события: на ком жениться, сколько иметь детей, когда и от чего умереть, чему радоваться и чему огорчаться, как часто обижаться, как относиться к себе, к миру, к людям. Но самый важный выбор ребенка — это выбор сценария с плохим или хорошим концом. Сценарий неудачника закладывается в детстве сценами: "Ну что он вертится!", "Посмотрите, как он бледен!", "Ты простудишься!", "Не ори!", "Я от тебя уйду!", "Ты плохой" и пр. Сценарий Удачника закладывается в детстве сценами: "Идем, поиграем", "Разве он не прелесть?!", "Хороший мальчик", "Я в тебя верю", "Ты сильный и добрый", "Ты сможешь". И в сказках он — Принц, она — Принцесса.
Удачники, или Победители и Выигрывающие, отличаются тем, что для них самым важным в жизни являются не достижения, а аутентичность (возможность быть самим собой), реализовать свою неповторимую индивидуальность и ценить ее в других. Они не посвящают свою жизнь фантазиям о том, кем они могли бы быть; являясь самими собой, они не заносятся, не высказывают претензий, не манипулируют другими. Выигрывающие не боятся самостоятельно мыслить, но и не претендуют на то, что имеют ответы на все вопросы. Они прислушиваются к мнению других, оценивают то, что те говорят, но приходят к собственным умозаключениям.
Выигрывающие не изображают из себя беспомощных, так же как не играют в обвинителей. Вместо этого они принимают ответственность за собственную жизнь. Даже перед лицом бедствий Выигрывающие не считают себя бессильной личностью, не настраивают себя на неудачу, а наоборот, живут для того, чтобы сделать мир вокруг себя хотя бы немного лучше. Каждый может стать значительным, думающим, осознающим, творческим человеком — продуктивной личностью. Выигрывающим надо только осознать и поставить перед собой цель стать таковым, способным выигрывать в жизни. Стать Выигрывающим можно только сознательно и целеустремленно.
Жизненные сценарии основываются в большинстве случаев па родительском программировании. Родители, невольно программируя жизнь своих детей, передают им свой опыт, все то, чему они научились (или думают, что научились). Если родители неудачники, то они передают свою программу неудачников. Если же они победители, то соответственно программируют и судьбу своего ребенка. И хотя результат предопределен родительским программированием в добрую или дурную сторону, ребенок может избрать свой собственный сюжет.
Согласно концепции трансактного анализа Э. Берна, сценарий предполагает:
1) родительские указания;
2) подходящее личностное развитие;
3) решение в детском возрасте;
4) действительную "включенность" в какой-то особенный метод, несущий успех или неудачу.
В период отрочества ребенок встречается с большим количеством людей, но он интуитивно ищет тех партнеров, которые сыграли бы роли, требуемые его сценарием (они это делают, ибо ребенок играет роль, предполагаемую их сценарием). В это время подросток дорабатывает собственный сценарий с учетом своего окружения.
Если сценарием считается то, что" человек еще в детстве планирует совершить в будущем, то жизненный путь — события, происходящие в действительности. Жизненный путь в какой-то степени предопределен генетически (вспомним концепцию виктимологии Ч. Тойча), а также положением, которое создают родители, и различными внешними обстоятельствами. Продуктом действия этих сил и оказываются разные типы жизненного пути, которые могут смешиваться и вести к одному или другому типу судьбы: сценарному либо несценарному, независимому (судьба человека определяется им самим, его умением мыслить и разумно относиться ко всему происходящему в окружающем мире).