Концепция и разработка гипотезы исследования систем управления

Объектом и соответствующим предметом изучения исследователей часто не без оснований являются концепции. Вместе с тем концепция может быть также результатом исследования. Обычно целью исследования, связанного с концепциями, может быть:

- создание новой концепции,

- разработка концепции разрешения комплекса проблем,

- разработка концепции новой теории и т.п.

В качестве примера можно назвать концепции национальной безопасности, охраны окружающей среды, реформирования экономики, стабильного развития экономики, развития атомной энергетики, обеспечения конкурентоспособности продукции, развития экспорта, управления качеством, повышения эффективности управления и др. Например, концепция национальной безопасности Российской Федерации, разработанная Правительством РФ, — это политический документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.

Переходя к пониманию концепции исследования, можно отметить, что это система основополагающих взглядов, идей и принципов исследования, общий его замысел, т.е. сюда включается комплекс методологических положений, определяющих подход к исследовательской работе и организации ее проведения, способствующих разрешению проблем. Она должна определить ОГЛАВЛЕНИЕ многих компонентов и звеньев механизма разрешения исследуемых проблем. Обобщая имеющиеся определения, концепцию исследования СУ будем понимать как комплекс основополагающих взглядов, идей, принципов, подходов и механизмов разрешения совокупности проблем управления, проявляющихся в изучаемой системе. В общем случае структурно концепция может содержать следующие разделы: характеристика объекта концепции; цель и задачи концепции; основные принципы концепции; основные направления деятельности; механизм реализации концепции.

При изучении СУ исследователь должен также уделять внимание разработке концепции самого исследования, предметом которой могут быть, например, процессы в комплексе управленческих однородных проблем в управляющей подсистемы социально-экономической системы организации. На основе имеющегося материала при необходимости можно сформировать отдельный документ "Концепция современного исследования систем управления".

Большое значение при проведении любого исследования СУ занимает гипотеза, которая представляет собой научное предварительное недостаточно доказанное объяснение (предположение, предсказание) новых явлений и событий, требующее в последующем экспериментальной проверки. По существу гипотеза является ориентировочным объяснением (но ни в коем случае не категоричным) причинно-следственных связей исследуемого объекта. Она является своего рода формой перехода от неизученных фактов к законам и закономерностям, что позволяет использовать гипотезу в качестве необходимого инструмента практически каждого научного исследования различных объектов, в том числе СУ. Каждая из гипотез, принимаемая, как правило, на основе опыта, интуиции и имеющейся предварительной информации, в большинстве случаев может быть выражением изначальной ориентированности исследований на достижение их целей. Это позволяет концентрировать усилия исследователей на наиболее перспективном и результативном направлении и в определенной мере снижать расход ресурсов на проведение исследовательских работ.

Гипотезы отличаются от обычных догадок и предположений тем, что они принимаются на основе анализа имеющейся достоверной информации и соответствия определенным критериям научности.

В общем виде гипотезы можно рассматривать как: 1) часть научной теории; 2) научное предположение, требующее последующей экспериментальной проверки. Первая группа гипотез является частью фундаментальных исследований, а вторая — прикладных.

По своей иерархической значимости гипотеза может быть генеральной и ее при необходимости структурируют на вспомогательные гипотезы других уровней. Генеральная гипотеза связывается, как правило, с главным вопросом исследования, его целевой установкой, а вспомогательные — относятся к нижележащим по своему уровню задачам. По широте использования они могут быть универсальными и частными. Универсальные гипотезы распространяются на все без исключения случаи. При подтверждении таких гипотез они могут перерасти в теории и оказать большое влияние на развитие науки. Их разработка основывается на многих частных гипотезах, которые дают ориентировочные объяснения конкретным единичным явлениям. К наиболее часто используемым гипотезам такого характера относятся статистические, вероятностные и подобные им.

По степени обоснованности гипотезы могут быть первичными и вторичными. Первичные гипотезы — это своего рода первые их варианты, являющиеся основой для разработки более обоснованных гипотез — вторичных. Вторичные гипотезы выдвигаются при необходимости вместо первичных, что во многом обусловливается опровержением первичных эмпирическими данными.

В социально-экономических системах объяснение отдельных явлений и фактов на первых этапах исследований нередко осуществляется по-разному, т.е. разрабатывается одновременно несколько гипотез. Их могут называть рабочими гипотезами или иногда — версиями. Понятие "рабочая гипотеза" представляет собой предварительное предположение, выдвигаемое на начальном этапе исследования и служащее лишь первичным условным объяснением исследуемого явления. В дальнейшем, по мере их уточнения и получения знаний с помощью рабочих гипотез, они позволяют принять конкретную гипотезу.

Гипотезы способствуют минимизации использования ресурсов для достижения поставленных целей исследования. Помимо этого они позволяют концентрировать усилия исследователей на перспективных направлениях познания и изучения СУ.