Захват заложников
Захват заложников как преступление международного характера имеет длительную историю. Впервые вопросы борьбы с захватом заложников стали обсуждаться на межрегиональном уровне Организацией американских государств (ОАГ) после увеличения случаев захвата дипломатических работников и членов их семей в качестве заложников. В соответствии с резолюцией, принятой Постоянным комитетом ОАГ в 1970 г., акции похищения людей в целях вымогательства квалифицировались как преступления против человечности. Годом позже в г. Вашингтоне была подписана межамериканская конвенция, в соответствии с которой преступления похищения, убийства, вымогательства и другие акты насилия против лиц, пользующихся международной защитой, независимо от мотивов их совершения рассматривались как уголовные преступления, имеющие международное значение. СССР присоединился к данной Конвенции в 1987 г., поскольку она была провозглашена открытой для подписания и присоединения всех государств, а не только государств – членов ОАГ.
Проблема борьбы с захватом заложников рассматривалась и на европейском уровне. Так, в 1973 г. Консультативная ассамблея Совета Европы в Рекомендации № 703 отнесла к тяжким уголовным преступлениям похищения пи в чем не повинных людей.
Следующим шагом в борьбе с захватом заложников стало подписание в 1977 г. в г. Страсбурге Конвенции о борьбе с терроризмом, в которой похищение людей, взятие заложников или незаконное лишение свободы были названы наряду с другими актами международного терроризма.
Вопрос установления ответственности за захват заложников предусматривается также иными международно-правовыми актами о борьбе с международным терроризмом, а также Женевской конвенцией о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 г. и Дополнительных протоколах к ней 1977 г.
В настоящее время основным документом, квалифицирующим захват заложников как преступление международного характера, является Международная конвенция о борьбе с захватом заложников, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979 г. СССР присоединился к ней в 1987 г.
В соответствии со ст. 1 указанной Конвенции захватом заложников признается захватывание или удержание другого лица, угроза убить, нанести побои или продолжать удерживать другое лицо с целью заставить третью сторону совершить или воздержаться от совершения любого акта в качестве прямого или косвенного условия для освобождения заложника.
Третьей стороной в таких случаях могут выступать как отдельные государства, так и международные межправительственные организации, какое- либо физическое или юридическое лицо или группа лиц.
Субъектом преступления является любое лицо, которое совершает акт захвата заложников. Ответственности в соответствии с рассматриваемой Конвенцией подлежит также лицо, пытающееся совершить акт захвата заложников либо принимающее участие в качестве сообщника любого лица, которое совершает или пытается совершить акт захвата заложников.
Как и за любое преступление международного характера, уголовная ответственность за данное преступление устанавливается национальным уголовным законодательством отдельных государств. В связи с этим в ст. 13 Международной конвенции о борьбе с захватом заложников имеется оговорка о том, что данная Конвенция не применяется в тех случаях, "когда преступление совершено в пределах одного Государства, когда заложник и предполагаемый преступник являются гражданами этого Государства и когда предполагаемый преступник находится на территории этого Государства".
Таким образом, захват заложников приобретает международный характер при следующих условиях:
– преступники и заложники являются гражданами разных государств;
– преступники и заложники могут быть гражданами одного государства, но преступление совершается за пределами этого государства;
– заложниками выступают лица, пользующиеся международной защитой;
– подготовка и совершение преступления осуществляются па территории разных государств;
– возникает вопрос о выдаче преступника в случае его укрывательства на территории другого государства.
При этом Международная конвенция о борьбе с захватом заложников не исключает любой уголовной юрисдикции в соответствии с внутригосударственным правом, и государство вправе осуществлять свою юрисдикцию, если преступление в виде захвата заложников совершено:
– на его территории или на борту морского или воздушного судна, зарегистрированного в этом государстве;
– любым из его граждан или лицами без гражданства (если государство посчитает это целесообразным);
– для того чтобы заставить это государство совершить какой-либо акт или воздержаться от его совершения;
– в отношении заложника – гражданина этого государства, если посчитает это целесообразным;
– если предполагаемый преступник находится на территории этого государства, и оно не выдает его какому-либо государству.
В соответствии со ст. 3 данной Конвенции государство, на территории которого удерживается захваченный преступниками заложник, обязано принять все меры для облегчения положения заложника, в частности обеспечить его освобождение и содействовать в случае необходимости его отъезду после освобождения.
Государство, на территории которого находится предполагаемый преступник, принимает все необходимые меры по возбуждению уголовного преследования либо по выдаче преступника другому государству. При этом государство может отказать в просьбе о выдаче предполагаемого преступника, если есть основания считать, что преследование или наказание лица может быть связано с его расовой, религиозной, национальной или этической принадлежностью и политическими взглядами (ст. 9 той же Конвенции).
Захват заложников, изначально рассматривавшийся как акт проявления терроризма, в силу своей общественной опасности и распространенности получил статус самостоятельного преступления. Международное закрепление, а также установление ответственности на внутригосударственном уровне являются важным шагом в борьбе с этим преступлением.