Концепция А. Маслоу
Взляды на природу и развитие личности американского психолога Абрахама Маслоу (1908–1970) также могут быть отнесены к гетеростатическим концепциям с ориентацией на согласие. Тенденция ядра личности, заключающаяся в возможно более полном раскрытии внутреннего потенциала человека, разворачивается, по Маслоу, на двух ступенях. Первая ступень – это актуализация физиологического стремления к жизни, присущая человеку как живому организму, вторая ступень – собственно самоактуализация. Иерархическая уровневая модель потребностей, разработанная Маслоу, оказала огромное влияние на психологию мотивации (см. гл. 4), поэтому здесь мы не будем останавливаться на ней подробно. Зафиксируем только принципиальное для Маслоу разделение на потребности дефицита (низшие потребности) и потребности роста (высшие потребности). На первой ступени личность функционирует гомеостатически, и только на второй начинает действовать принцип гетеростаза. Потребности роста ведут к нарастанию напряжения, так как "они относятся к стремлению обогатить существование, расширить жизненный опыт, повысить наслаждение от ощущения себя живым".
Маслоу провел анализ личностных особенностей людей, которые, по его мнению, отличались высоким уровнем самоактуализации. Среди них были как современники ученого – его знакомые и студены колледжа, так и знаменитые личности, достигшие мирового признания в различных сферах, например философы Гете, Дж. Рассел, Спиноза; писатели Шолом-Алейхем, У. Уитмен, Дж. Ките; ученые А. Эйнштейн, В. Джеймс, М. Вертгеймер; композитор Й. Гайдн; политические деятели А. Линкольн, Дж. Вашингтон, Б. Франклин, Т. Джефферсон; художники К. Писсаро, П. Ренуар и др.
На основе изучения биографий "самоактуализированных" людей Маслоу выделил 15 характеристик, которые являются существенными для понимания "модуса жизни" человека, мотивированного к самоактуализации:
1) реалистичное восприятие мира;
2) принятие себя, других и природы;
3) спонтанность, простота и естественность;
4) служение (сосредоточенность на решении проблем мира, а не на удовлетворении эгоистических потребностей);
5) потребность в уединении;
6) автономность, независимость, воля и активность;
7) свежий взгляд на вещи;
8) мистические и высшие переживания, которые не обязательно связаны с религией;
9) чувство единения с человечеством (Gemeinschaftsgefuhl, по А. Адлеру);
10) чувство близости с любимыми людьми;
11) демократические ценности;
12) умение отличать средства от целей, добро – от зла;
13) философское чувство юмора;
14) творческое восприятие мира;
15) нонконформизм (в это понятие Маслоу вкладывает внутреннюю независимость от социальных влияний, но не обязательно открытую борьбу с ними).
Интересно заметить следующее: несмотря па то что объектом описания Маслоу стали выдающиеся личности разных времен, он не ставит знака равенства между самоактуализацией и творческими достижениями. Так же как и для Роджерса, для него воплощение ядерных тенденций личности – это нс результат, а особое качество процесса жизни (в русском языке есть выражение "уметь чувствовать вкус жизни"). Возможно, поэтому Маслоу не включил в свой список, например, Моцарта, который, по мнению автора, достиг феноменальных творческих результатов, однако прожил жизнь, далекую от идеала самоактуализирущейся личности.
Теория Г. Оллпорта – "личность как открытая система"
Для Гордона Оллпорта (1897–1967) объединяющим началом каждого индивидуума является "я", "мое" (самость) – позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы, что сходно со взглядами Маслоу и Роджерса. В качестве тенденций ядра личности им утверждается стремление функционировать таким образом, чтобы выжить физически ив то же время выразить свою самость. Оллпорт предложил концепцию уровневого строения личности и выделил три типа диспозиций (от лат. dispositio – расположение), определяющих личность. Кардинальные диспозиции являются реально действующими у немногих людей, которые живут главной идеей своей жизни. Центральные диспозиции (близкие к периферическим в нашем понимании) – это конкретные черты личности. Вторичные диспозиции – это менее важные и устойчивые свойства личности, которые могут меняться в зависимости от условий жизни (возникающих ситуаций, силы воздействия окружающих и т.д.). Самость – это ядро личности, некоторый индивидуальный и трудно поддающийся описанию потенциал, для обозначения которого Оллпорт ввел специальный термин "проприум" (от лат. proprius – собственный). В проприум входят только те аспекты жизненного опыта человека, которые он сам считает важными.
Функциями проприума являются ощущение тела, расширение самости, самоидентичность, самоуважение, рациональное управление самим собой, создание образа себя и проприативное стремление. Оллпорт выделяет ощущение тела как важную функцию проприума, так как полагает, что наше переживание границ своего тела оказывает влияние на принятие жизненных решений. Для иллюстрации своей мысли он приводит несколько шокирующий пример. Представьте, что вы несколько раз сплевываете в стакан и выпиваете его содержимое. Скорее всего, вообразив такую ситуацию, вы почувствуете отвращение. Но ведь та же самая слюна постоянно находится у вас во рту, и вы не испытываете в отношении нее никаких негативных эмоций! Что же произошло? В первом случае вы отчуждаете часть своего организма от своей личности и таким образом противопоставляете себя ей. Расширение самости есть противоположный процесс: человек стремится стать "больше себя" за счет психологического включения в свою личность объектов внешнего мира. Например, в исследовании немецкого психолога У. Фюрера (1999) испытуемым предлагалось с помощью фотографий, сделанных аппаратом Polaroid, представить свою личность: 48% испытуемых "расширили свой проприум" за счет других людей (из них 15% – супруги, 16% – родители, 12% – дети, 5% – друзья); 32% испытуемых представили себя с помощью различных зданий и географических объектов; 20% включили в свою личность предметы, в первую очередь автомобили. Как замечает сам Оллпорт, для некоторых людей вмятина на крыле автомобиля является нс менее болезненной, чем удар но лицу. Включая в перечень функций проприума рациональное управление самим собой, Оллпорт указывает на то, что человеку крайне важно думать о проблемах и задачах и разрешать их логически. Проприативное стремление подразумевает активность и ориентацию на будущее. Другими словами, это внутренний двигатель выражения проприума.
Г. Оллпорт называет жизнь человека, который ориентируется только на потребности биологического выживания, оппортунистическим существованием. В противоположность этому проприотивное функционирование характеризует зрелую личность. Критериями зрелой личности являются широкое "Я", способность устанавливать теплые отношения с окружающими, самопринятие и эмоциональная устойчивость, реалистическое восприятие, ориентация на решение проблем, способность к самопознанию и чувство юмора, целостная жизненная философия с четко определенными ценностными ориентациями, дифференцированное религиозное чувство и совесть.