Концепция линейного развития Ж. А. Кондорсе

Пожалуй, наиболее наглядно идея линейного прогрессивного развития сформулирована в теории французского математика, социолога и политического деятеля Жана Антуана Никола Кондорсе (1743-1794), который создал достаточно стройную концепцию восходящего развития человечества. В труде "Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума" Ж. А. Кондорсе впервые попытался проследить значимость различных форм хозяйства, технических изобретений, научных и философских открытий для общего духовного развития человечества. Совокупность материально-хозяйственных и интеллектуальных явлений он рассматривал, подобно Вольтеру, как сложную систему, которую сегодня мы называем культурой. Центральный феномен этой системы - разум. Могущество разума как выражение суверенной сущности человека проявляется в том, он не признает никаких запретных, непознанных сфер, для пего нет авторитетов. Главная задача разума заключается в том, чтобы, осознав незыблемые законы природы и общества, направить общественное развитие к желаемой цели - достижению равенства, свободы, справедливости. Ж. А. Кондорсе понимал ограниченность индивидуального разума, поэтому его теория сводилась к совершенствованию коллективного разума человечества, воплощенного в науке и искусстве. Причем он считал, что разум - универсальная характеристика человечества, не зависящая от расовой или национальной принадлежности. На его основе будут вырабатываться единые для всего человечества экономические структуры, нравственные нормы, педагогические принципы и формулы политического устройства.

Ж. А. Кондорсе полагал, что прогресс разума необратим, хотя "прогресс может быть более или менее быстрым, но никогда развитие не пойдет вспять". Согласно его концепции,- прогресс культуры носит кумулятивный характер, поскольку чем больше достигнуто, тем быстрей можно двигаться дальше. Он ускоряется с каждым веком, с каждым поколением. Ж. А. Кондорсе твердо верит, что никакое развитие ума и знания не может помешать прогрессу и счастью. Задержки прогресса, в конечном счете, объясняются невежеством, заблуждениями или прямым обманом. Все народы проходят одни и те же стадии развития. Однако некоторые пароды двигаются быстро по пути прогресса, другие - медленнее. Поэтому более продвинутые народы должны помогать отстающим двигаться дальше.

Прослеживая ход культурной истории, Ж. А. Кондорсе выделяет в ней 10 основных эпох, своего рода культурных формаций, или цивилизационных стадий. Каждая из них базируется на определенной ступени развития разума. Он иллюстрирует свою теорию на материале европейской культуры, лишь изредка ссылаясь на сходные или контрастирующие примеры из других культур. Смена эпох происходит вследствие какого-то творческого акта, побуждающего к следующей, более высокой стадии развития, обусловленной возрастанием и совершенствованием разума. Охарактеризуем очень кратко эти эпохи.

Ранние эпохи им строго не датируются, отмечается лишь, что вначале общественный порядок складывается стихийно, под влиянием неосознанных человеческих потребностей. Далее, по мере разделения труда, а также развития познавательных способностей человека и совершенствования его нравственных качеств, происходит переход к следующей эпохе, в которой преобладает оседлый образ жизни, вызванный пастушеством и земледелием. Третья эпоха завершается изобретением письменности. Четвертая включает в себя беспрецедентный расцвет науки и искусства в Древней Греции. Пятая охватывает период развития наук в Греции и Риме до их упадка и утверждения христианства. Шестая эпоха включает в себя период крестовых походов. Седьмая начинается возрождением наук в Европе и завершается изобретением книгопечатания. Восьмая эпоха ознаменована духовным переворотом, вызванным изобретением книгопечатания, возвышением науки, искусств, осуществлением географических открытий. Девятая эпоха длится от появления на философском горизонте фигуры Р. Декарта до образования Французской республики и приводит к осознанию необходимости проникновения прогрессивных идей в массы, к изменению нравов, морали, к утверждению свободы совести, к братству всего человечества. Задачи десятой, наступающей в его время, эпохи сводится к уничтожению неравенства между нациями и установлению разумного и справедливого порядка во всем мире. Такова нехитрая просветительская схема прогрессивного развития человеческой культуры, созданная Ж. А. Кондорсе.

Концепция Ж. А. Кондорсе - наиболее полно репрезентирует эпоху Просвещения, согласно которой прогресс человечества обуславливается непрерывным развитием и обогащением человеческого разума. Ж. А. Кондорсе верит в культурную миссию Европы, он убежден, что европейское просвещение будет распространяться по всей Земле без насилия и приведет к сближению народов.

Много позже английский философ Алфред Норт Уайтхед (1861 - 19-17), характеризуя основные тенденции эпохи Просвещения и Средневековья, заметил: "Сравнивая эти эпохи, стоит помнить, что разум способен ошибаться и вера может быть неуместна". Однако подобные оценки просвещенческой эпохи еще впереди, пока же им предшествует неуклонная реализация тех идей, которые сформировались к этому времени.