Концепция интегрированной логистики

Основное предназначение интегрированной концепции логистики состоит в сквозном управлении основными и сопутствующими потоками в интегрированной структуре бизнеса: "проектирование — закупки — производство — распределение — продажи — сервис"[1]. Концепция интегрированной логистики предполагает объединение функциональных областей и их участников в рамках единой логистической системы в целях ее оптимизации. В интегрированной логистике применяются концепции и технологии TQM, JIT, LP, VMI, SCM, TBL, VAD и др., системы ERP, CSRP.

TQM (total quality management) — всеобщее управление качеством — непрерывно развивающаяся во времени концепция, направленная на формирование конкурентного качества при отсутствии пределов его совершенствования. TQM объединяет техническую сторону качества, предоставляемую стандартами качества, и философию управления качеством, основанную на широком участии всего персонала компании во всех сторонах этого процесса, а также интеграцию со всеми логистическими партнерами и, прежде всего, с потребителями.

JIT (just-in-time) — концепция (технология) построения логистической системы или организации логистического процесса в отдельной функциональной области, позволяющая обеспечить поставку материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции в нужном количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку.

Концепция JIT использовалась еще в 1920-х гг. на заводах Генри Форда, но не получила распространения до 1960—1970-х гг., когда ее успешно реализовали па ряде японских предприятий.

Технология "точно в срок" позволяет сократить сроки производства, снизить запасы потребителя и, соответственно, уменьшить производственные и складские площади, повысить качество изделий, эффективно использовать оборудование и при этом уменьшить количество непроизводственных операций.

Сравнение концепции "точно в срок" и традиционной формы организации логистических процессов производится по разным критериям. В табл. 4.3 в обобщенном виде представлено сравнение традиционного подхода к управлению и концепции JIT по наиболее значимым параметрам.

Таблица 4.3. Сравнение традиционного подхода к управлению и концепции "точно в срок"

Параметр сравнения

Традиционный подход

Концепция JIT

Качество и затраты

"Приемлемое качество" с наименьшими издержками

Наивысшее качество, подразумевающее полное отсутствие дефектов

Запасы

Наличие больших запасов вследствие скидок при покупке крупных партий, экономии за счет масштаба производства, создания страховых запасов

Низкий уровень запасов при наличии надежного непрерывного потока поставок; запас покрывает только текущую потребность; страховые запасы практически отсутствуют

Продолжительность логистических циклов

Длительные циклы, потребности в сокращении продолжительности циклов нет

Короткие циклы, снижение неопределенности, высокая скорость реакции логистических решений

Гибкость

Длительные сроки выполнения заказов, минимальная гибкость

Короткие сроки выполнения заказов, высокая гибкость, ориентированная на обслуживание покупателя

Транспортировка

Наименьшие затраты при сохранении приемлемого уровня обслуживания

Абсолютная надежность всех уровней обслуживания; стремление к предоставлению полного комплекса услуг

Взаимоотношения с поставщиком/ перевозчиком

Значительное количество поставщиков; стремление избегать зависимости от одного источника; переговоры осуществляются в "антагонистической" форме; поддержка конкуренции между поставщиками; наличие скрываемой информации

Партнерские, долгосрочные, открытые взаимоотношения; количество поставщиков небольшое; свободный обмен информацией, совместное решение проблем

Общий подход

Ориентация на сокращение издержек

Ориентация на обслуживание покупателя

Концепция J IT позволяет синхронизировать работу всех участников цепи поставок и направлена па раннюю идентификацию требований отгрузки товаров по заказам при условии соблюдения строжайшей дисциплины договорных отношений. Для недопущения накопления чрезмерных запасов, с одной стороны, и оптимизации общих логистических издержек — с другой, приоритетное значение получает задача поиска места консолидации грузов и участника цепи поставок, который будет выполнять эту операцию. Вместо поставки мелких партий от разных поставщиков в точно обозначенные сроки заказы, выполняемые разными поставщиками, должны объединяться в рамках одной поставки. Для реализации технологии JIT необходимы создание максимально тесных взаимоотношений, обмен информацией и координация планов между потребителем и поставщиком. Данная технология также повышает требования к качеству поставляемых материалов и комплектующих.

Концепция JIT послужила толчком для разработки и внедрения таких логистических концепций (технологий), как LP и VMI.

LP (lean production) — "стройное/плоское/бережливое производство". Суть данной концепции состоит в соединении следующих компонентов: высокого качества, мелких размеров производственных партий, низкого уровня запасов, высококвалифицированного персонала и гибкого оборудования. В отличие от массового "стройное" производство требует меньших запасов, меньше времени. При бережливом подходе возникает меньше потерь от брака и сохраняется преимущество массового производства — "большие объемы — низкая себестоимость".

Основная идея LP — это "борьба" с различными видами потерь, и прежде всего с излишними запасами. Транспортировка, упаковка, площади и оборудование, время, управление также рассматриваются как потери, если их использование не ведет к созданию максимальной высокой ценности для клиентов и разумному повышению прибыли предприятия. Так, к потерям могут быть отнесены перепроизводство, ожидание в очередях, транспортирование, производственные процессы, не создающие добавленной стоимости, лишние запасы, лишние движения, затраты, связанные с качеством.

Принципы "бережливого" производства таковы:

• предоставлять потребителям ценность, которую они действительно хотят получить;

• определить поток создания ценности по каждому виду продукции;

• устранить ожидание между этапами и запасы;

• предоставление потока ценности — это бесконечный поиск совершенства.

VMI (vendor managed inventory) — более совершенная версия системы управления запасами поставщиком, основанная на новых информационных технологиях. Управление запасами поставщиком может быть реализовано следующими способами:

• поставщик осуществляет регулярные поставки, берет на себя обязательства пополнять запасы потребителя и поддерживать их на необходимом уровне, заданном потребителем. По сути, данный вариант совпадает с концепцией непрерывного пополнения запасов;

• применение консигнации, при которой потребитель на своих складских площадях хранит запасы, принадлежащие поставщику, и закупает у поставщика столько, сколько необходимо, например, для работы конвейера в течение суток;

• поставщик имеет доступ к складской базе данных клиента, самостоятельно анализирует и принимает решение о номенклатуре и размере партий заказов. Данный способ предполагает, что вместо оформления заказов потребитель (а им может быть не только торговое, но и производственное предприятие) обменивается информацией о спросе, продажах, продвижении продукции с поставщиком;

• представитель поставщика постоянно присутствует па территории заказчика, этот представитель в нужный момент размещает заказы потребителя на своем предприятии. Данный способ управления запасами поставщиком иногда называют JIT II.

Управление запасами поставщиком имеет преимущества и недостатки. Положительной стороной данной концепции (технологии) является улучшение уровня обслуживания, снижение неопределенности спроса, сокращение сроков поставки, расходов на ОГЛАВЛЕНИЕ и пополнение запасов, повышение оборачиваемости запасов, установление долгосрочных партнерских отношений. Эти достоинства концепции позволяют считать управление запасами поставщиком выгодным для обеих сторон. Однако концепция имеет ряд слабых мест.

Так, в качестве недостатка данной концепции (технологии) для поставщика можно назвать повышение издержек и снижение оборачиваемости капитала. Потребитель получает возможность снизить издержки, но при этом ощущает сильную зависимость от поставщика, от качества выполняемых им процессов. Кроме того, потребитель существенно рискует, передавая конфиденциальную информацию, необходимую для формирования плана пополнения запасов.

SCM (supply chain management) — управление цепями поставок — термин, появившийся в конце 1980-х гг., хотя и в настоящее время ведутся дискуссии по поводу того, что он означает, часто SCM отождествляют с понятием логистики. Так, М. Кристофер считает, что управление цепью поставок служит для налаживания связей и координации между поставщиками, клиентами и самой организацией. SCM — "управление взаимоотношениями с находящимися выше и ниже по течению поставщиками и клиентами, направленное на достижение более высокой потребительской ценности при меньших издержках всей цепи поставок в целом"[2].

Д. Сток и Д. Ламберт отмечают, что управление цепочками поставок — это "интегрирование ключевых бизнес-процессов, начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц"[3].

TBL (time-based logistics) — технология логистики, позволяющая оптимизировать все фазы жизненного цикла изделия по времени, начиная от научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок до послепродажного сервиса.

VAD (value-added logistics) — концепция, основой которой является понимание того, что каждая логистическая операция добавляет стоимость продукту или услуге. В соответствии с данной концепцией логистический процесс представляется в виде последовательности действий по созданию выгод, содержащих добавленную стоимость, наиболее эффективным, с точки зрения конкретного потребителя, способом.

ERP (enterprise resource planning) — система интегрированного планирования ресурсов, объединяющая всю деятельность предприятия и включающая в себя модули прогнозирования спроса, управление проектами, затратами, кадрами, финансовой деятельностью, инвестициями и др.

Концепция ERP предложена фирмой Gartner Group. Главная задача ERP-системы — оптимизировать по времени и ресурсам такие бизнес-процессы, как управление цепочкой поставок (SCM); планирование и составление расписаний (АРС); автоматизации продаж (SFA); окончательное планирование ресурсов (FRP); электронную коммерцию (ЕС) и др.

CSRP (customer synchronized resource planning) — система планирования ресурсов, синхронизированная с потребителем. Данная система основана на функционале CSRP -систем, позволяет переориентировать планирование от производства на конечного потребителя, учитывает не только производственные и материальные ресурсы предприятия, но и ресурсы, потребляемые в маркетинговой, коммерческой, послепродажной работе с потребителем.

На рис. 4.1 представлены основные логистические концепции (технологии), охватывающие разные области логистики предприятия, а также взаимоотношения предприятия с поставщиками и потребителями. Стрелками показаны места, где в логистической системе могут быть применены те или иные концепции.

Рис. 4.1. Основные логистические концепции:

SC M управление цепями поставок-; ТОМ всеобщее управление качеством; MRP I система планирования потребностей в материалах; MRP II - система производственного планирования ресурсов; DRP - система планирования отправок и запасов готовой продукции в дистрибутивных каналах; ERP — система интегрированного планирования ресурсов; CSRP система планирования ресурсов, синхронизированная с потребителем; VM1 управление запасами поставщиком; CR — непрерывное пополнение запасов; QR — быстрое реагирование; LP — бережливое производство; JIT — точно в срок