Концепция глубокого и интегрированного консультирования
Глубокое консультирование рассчитано на длительное, измеряемое годами сотрудничество консультанта и клиента. Оно предполагает участие консультанта в стратегическом планировании клиента, постоянном мониторинге маркетинговой среды, прогнозировании рисков для недопущения кризисов. Оно выстраивается на долгосрочных, доверительных, взаимовыгодных отношениях между консультантом и клиентом.
Значительной особенностью глубокого консалтинга является рассмотрение организации как развивающейся системы. При этом консультант изучает тенденции организационного развития и предлагает клиенту новые возможности, о которых тот и не предполагал.
Глубокое консультирование включает в себя три составляющие:
1. Знаниевое консультирование - это передача новых знаний, связанных с отраслевой деятельностью организации, а также знаний в области финансов, управления, права и проч.
2. Процессное консультирование с максимальным вовлечением персонала организации и использованием методов самодиагностики, групповой и межгрупповой работы, проблемных совещаний, стратегических сессий, благодаря чему руководителям удается быстрее и точнее выявлять и решать свои проблемы;
3. Проектное консультирование - когда консультант предлагает клиенту проекты конкретных целевых изменений, направленных на развитие.
Очень близко к глубокому консультированию так называемое интегрированное (интегративное) консультирование.
На международном уровне понятие "интегрированное (интегративное) консультирование" официально было введено на Всемирном конгрессе консультантов в Иокогаме в 1996 г. В конце 1990-х гг. этот термин стал использоваться в России.
Методологические основания интегрированного консалтинга (ИК) в России в 2000-2007 гг. активно развивал B.C. Дудченко. В организованных им циклах семинаров "Школы саморазвития" приняло участие значительное количество тренеров и консультантов.
В интегрированном консалтинге на содержательном уровне органично соединяются виды консалтинга, решающие взаимосвязанные задачи: диагностика (анализ, изучение) проблемного поля, организация решения проблем заказчиков (экспертным или процессным путем) и обучение их эффективным способам решения проблем. Таким образом, можно сказать, что интегрированный консалтинг органично объединяет в себе разные виды консультационной деятельности.
Интегрированный консалтинг характеризуется командным принципом работы по постановке задачи в интересах конкретного заказчика и выработке системно организованных форм и методов их решения.
Применяется в первую очередь для выполнения консультационных работ и услуг, имеющих поисковый характер, и отличается явно выраженной инновационной направленностью.
Основными принципами интегрированного консалтинга являются:
1. Командность - объединение консультантов различной специализации и методов работы в одну команду, а также вовлечение персонала клиента в процесс консалтинга и последующих организационных изменений.
2. Системность - формирование инструментария (методического аппарата), системно-ориентированного на решение поставленных задач и достижение главной цели, а также рассмотрение организации как социально-экономической системы.
3. Инновационность - применение новых форм и методов консалтинга, а также инноваций при решении проблем заказчика.
4. Поэтапность - предусматривает реализацию консультационных проектов по этапам с обязательной экспертизой результатов, воспринимаемых заказчиком, при переходе с одного этапа проекта на другой.
5. Тщательность, скрупулезность в исполнении, точная настройка под потребности и особенности клиента.
6. Ориентация на совершенствование и развитие с учетом состояния рынка, конкурентной среды, эволюции данной организации, ее потенциала, наличия движущих и сдерживающих сил, понимания ее миссии и создания ее видения.
7. Обязательный учет социально-культурной составляющей как в самой организации, так и при проведении консультирования, применение нематериальных видов стимулирования, использование фактора лидерства.