Лекция 19. КОНЦЕПЦИЯ ДЕНЕЖНОЙ ЭКОНОМИКИ ПОСТКЕЙНСИАНСКОЙ ШКОЛЫ

В результате изучения материала главы студент будет:

знать

• историю возникновения посткейнсианской школы;

• основных ее представителей;

• систему научных взглядов посткейнсианства;

уметь

• идентифицировать идеи представителей посткейнсианской школы относительно основных экономических категорий;

• охарактеризовать вклад школы в развитие экономической теории и, в частности, идей Дж.-М. Кейнса;

владеть

• понятийным аппаратом посткейнсианской школы;

• навыками понимания сложных экономических систем.

Исторический экскурс

Посткейнсианская школа сформировалась в 1970-е гг. как реакция на ту версию кейнсианства, которая доминировала в макроэкономике в течение двух-трех десятилетий после окончания Второй мировой войны. "Назад, к подлинному Кейнсу!" – вот один из лозунгов, которым явно или неявно руководствовались посткейнсианцы, полагая, что Хикс, Хансен, Модильяни, Самуэльсон и другие представители "традиционного" (или "хиксианского", или даже "незаконнорожденного") кейнсианства исказили суть учения Кейнса. С точки зрения посткейнсианцев, Кейнс создавал свою теорию как альтернативу неоклассическому подходу, который применим лишь в очень ограниченном случае. А сторонники "хиксианского кейнсианства" превратили его теорию просто в часть неоклассического учения.

Возможно, первым об ущербности "хиксианского кейнсианства" заговорил американский экономист Сидни Вайнтрауб (Sidney Weintraub) в 1960-е гг., еще до него в конце 1930-х – начале 1940-х гг. взгляды, в чем-то близкие посткейнсианству, высказывали в Англии Джордж Леннокс Шерман Шэкл (George Lennox Shaman Shackle), а в США – Дадли Диллард (Dudley Dillard).

Кроме того, одновременно с Кейнсом и независимо от него похожую концепцию создал польский экономист Михал Калецкий (польск. Michal Kalecki), который считается главным вдохновителем посткейнсианцев наряду с самим Кейнсом.

Лидерами посткейнсианцев следует считать американских экономистов Пола Дэвидсона (Paul Davidson) с его книгой "Деньги и реальный мир" ("Money And the Real World", 1972) и Хаймана Филиппа Мински (Hyman Philip Minsky) с книгой "Джон Мейнард Кейнс" ("John Maynard Keynes", 1975). Именно они обобщили основные аспекты посткейнсианского учения, о которых речь пойдет ниже.

Многими посткейнсианская школа воспринимается просто как одна из ветвей кейнсианского подхода к макроэкономическому анализу, в частности, как школа, дающая особую трактовку роли совокупного спроса и специфическое обоснование дискреционной макроэкономической политики. Однако посткейнсианская теория – нечто более фундаментальное. Для обоснования данного тезиса мы рассмотрим некоторые базовые аспекты посткейнсианского подхода, которые в основном сходятся к концепции денежной экономики.

Понятие неопределенности

Ключевое понятие в посткейнсианской традиции – неопределенность (точно так же, как, например, у неоинституционалистов – трансакционные издержки, а в неоэволюционной теории – зависимость от предшествующей траектории развития (path dependence)). Именно акцент на неопределенности будущего отделяет посткейнсианство не только, скажем, от неоклассического или неоинституционального подходов, но и от различных ветвей кейнсианского "древа".

Вообще говоря, неопределенность будущего означает, что мы не можем предсказать будущие результаты нашего выбора даже при помощи вероятностных распределений, поскольку у нас нет научной основы для вычисления соответствующих вероятностей. По этому поводу Дж.-М. Кейнс писал следующее: "...под “неопределенным” знанием я не имею в виду просто разграничение между тем, что известно наверняка, и тем, что лишь вероятно. В этом смысле игра в рулетку или выигрыш в лотерею не является примером неопределенности; ожидаемая продолжительность жизни также является лишь в незначительно степени неопределенной.... Я употребляю этот термин в том смысле, в каком неопределенными являются перспектива войны в Европе, или цена на медь и ставка процента через двадцать лет, или устаревание нового изобретения, или положение владельцев частного богатства в социальной системе 1970 г. Не существует научной основы для вычисления какой-либо вероятности этих событий. Мы этого просто не знаем"[1]. Мы не знаем ни количества возможных исходов, ни вероятностей наступления каждого из них.

В этом плане неопределенность отличается от риска, при котором будущее можно описать при помощи вероятностных распределений, поскольку известны и количества исходов, и вероятности наступления каждого из них. Здесь сразу следует оговориться, что в неоклассической традиции различие между риском и неопределенностью игнорируется и эти термины обычно используются в качестве синонимов, как, например, в теории ожидаемой полезности. Естественно, посткейнсианцы ни в коем случае не могут согласиться с таким смешением понятий, которое сразу же уничтожает уникальность их подхода.

При этом неопределенность будущего, в свою очередь, бывает двух типов; первый тип – фундаментальная неопределенность (fundamental uncertainty) и второй тип – неясность (ambiguity).

При неясности будущее неопределенно, но познаваемо. Иными словами, неясность представляет собой ту форму неопределенности, которую исследовали, например, представители австрийской школы. Каждый в отдельности хозяйствующий субъект, в том числе и государство, почти ничего не знает о знаниях, предпочтениях и ожиданиях прочих хозяйствующих субъектов. Но рынок в целом собирает всю эту информацию воедино и генерирует верные решения, поэтому государство никогда нс сможет прийти к таким же "хорошим" результатам, к которым приходит рынок. Но в принципе информацию, которую собирает и обрабатывает рыночная система, заполучить можно, однако ценой экстремально высоких издержек.

Фундаментальная неопределенность означает не только отсутствие знаний о будущем, но и его непознаваемость. Эта непознаваемость связана с тем, что значительная часть нужной информации еще не создана. Таким образом, между настоящим и будущим (а также прошлым) возникают фундаментальные онтологические различия, и в этом – одно из базовых отличий посткейнсианства от неоклассического подхода.

Согласно неоклассикам, экономическая среда характеризуется эргодичностью (свойство системы в процессе эволюции проходить как угодно близко от всех наперед заданных состояний), т.е. этот термин означает, что в такой среде прошлое, настоящее и будущее могут быть описаны одной и той же функцией вероятностных распределений, другими словами, по сути, время сводится к пространству, в том смысле, что возможны движения из одного состояния времени (места, пространства) в другое в любых направлениях. Отсюда следует, в частности, что, во-первых, прошлое не сковывает людей тяжкими оковами необратимости. Во-вторых, люди могут предсказывать будущее либо достоверно, либо используя методы теории вероятности.

Ясно, что для посткейнсианцев такой подход неприемлем. Они полагают, что будущее радикально отличается от настоящего и прошлого, а движение во времени возможно только в одном направлении. Иными словами, посткейнсианцы исходят из принципа исторического времени, согласно которому прошлое необратимо, а будущее неопределенно. Именно в историческом времени движется экономическая среда, характеризующаяся неэргодичностью, т.е. онтологическими различиями между прошлым, настоящим и будущим.

Важно запомнить!

Таким образом, неопределенность – это характеристика неэргодичной экономической среды. Следует отметить, что не всякая экономическая система неэргодична и соответственно не всякая экономическая система характеризуется неопределенностью. Посткейнсианцев интересуют только системы, неотъемлемым свойством которых является неопределенность. Здесь сразу же можно легко увидеть, что интересы посткейнсианцев уже, чем, например, у неоклассиков.

Однако эта узость является скорее плюсом, чем минусом. Чтобы в этом глубже разобраться, необходимо выяснить причины появления и доминирования неопределенности в экономической среде. Почему одним экономическим системам неопределенность присуща, а другим нет?