Концепции стадиального развития психики
Относительно становления и развития психики и поведения у животных существует целый ряд гипотез. А. II. Леонтьев рассматривал эволюцию психики как эволюцию отражения, выделяя и анализируя качественные особенности психического отражения на каждой стадии развития, начиная от простейших животных и кончая человеком.
В основу описанных им стадий психического развития Леонтьев положил признаки наиболее глубоких качественных изменений, которые претерпела психика в процессе эволюции животного мира. Согласно этой концепции, в развитии психики и поведения животных можно выделить ряд стадий и уровней. А. Н. Леонтьев выделял четыре основные стадии развития психики: элементарную сенсорную, перцептивную, стадию интеллекта и сознательную. Каждая из стадий характеризуется определенным сочетанием двигательной активности и форм психического отражения.
Стадию элементарной сенсорной психики Леонтьев определял как стадию, на которой деятельность животных "отвечает тому или иному отдельному воздействующему свойству (или совокупности отдельных свойств) в силу существенной связи данного свойства с теми воздействиями, от которых зависит осуществление основных биологических функций животных. Соответственно отражение действительности, связанное с таким строением деятельности, имеет форму чувствительности к отдельным воздействующим свойствам (или совокупности свойств), форму элементарного ощущения"[1]. Находящиеся на этой стадии развития животные обеспечивают поддержание жизни за счет чисто сенсорных связей со средой, используя для достижения предметов потребностей отдельные ощущения. А. Н. Леонтьев считал, что этот уровень развития психики отмечается у всех беспозвоночных и некоторых низших позвоночных животных.
Стадия перцептивной психики, по Леонтьеву, "характеризуется способностью отражения внешней объективной действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами или их совокупностью, но в форме отражения вещей"[2]. Психическое отражение и жизнедеятельность животных на этой стадии в целом характеризуются способностью к восприятию целостного объекта, вещи. Жизненно необходимые связи со средой осуществляются соответственно на уровне не отдельных свойств, а вещей. В поведении животного выделяется ОГЛАВЛЕНИЕ деятельности, направленное не непосредственно на предмет воздействия, а на тс условия, в которых оно находится в окружающей среде. Вместо однообразных актов поведения, контролируемых какими-либо сенсорными воздействиями, развиваются сложные формы инстинктивного поведения, состоящие из отдельных, объединенных общим биологическим смыслом звеньев. К этой стадии развития психики А. Н. Леонтьев относил основную массу птиц и млекопитающих.
Стадия интеллекта выделена А. Н. Леонтьевым для наиболее высокоразвитых млекопитающих – некоторых хищных, приматов, дельфинов и т.д. Ее отличительными особенностями являются способность к рассудочной и когнитивной деятельности.
Сознательная стадия развития относится к человеку. Психика человека отличается от психики наиболее высокоразвитых животных наличием второй сигнальной системы и сознания, сформировавшихся в результате перехода к общественной по своей природе орудийно-трудовой деятельности. А. Н. Леонтьев отмечал три главных фактора формирования человеческого сознания:
1) сознание человека возникает "в условиях активного воздействия на природу", что связано с познанием с "активно-познающим отражением"[3];
2) человеческое сознание "возможно лишь в условиях существования языка, возникающего одновременно с ним в процессе труда"[4];
3) индивидуальное сознание невозможно само по себе, оно существует лишь в рамках общественного сознания, в условиях выработанных обществом понятий и языковых значений.
Классификация стадий и уровней развития психики была произведена А. Н. Леонтьевым в конце 1930-х гг. За годы, прошедшие с тех пор, наука о поведении животных сделала колоссальный рывок. Был создан целый ряд новых методик, позволивший углубленно изучить многие стороны поведения и психики множества видов. Хорошо изучено поведение многих видов в лабораторных условиях и в естественной среде обитания. Поэтому не вызывающая сомнений в своей правомочности концепция А. Н. Леонтьева нуждалась в некоторых дополнениях. В 1970-е гг. она была доработана и уточнена К. Э. Фабри. Развивая концепцию А. Н. Леонтьева, этот ученый предлагал выделять три стадии развития психики: элементарную сенсорную, перцептивную и стадию сознания, присущую человеку.
К. Э. Фабри отмечал, что как в пределах элементарной сенсорной, так и в пределах перцептивной психики следует выделить существенно различающиеся уровни психического развития: низший и высший, допуская при этом существование и промежуточных уровней. Он отказывался от выделения особого "уровня интеллекта" и утверждал, что "невозможно провести грань между некой общей стадией интеллекта и якобы ниже расположенной стадией перцептивной психики... Способность к выполнению действий интеллектуального типа является одним из критериев высшего уровня перцептивной психики, но встречается эта способность не у всех представителей этого уровня, не в одинаковой степени и не в одинаковых формах"[5].
Дальнейшее развитие концепция А. Н. Леонтьева получила в работах ученицы Н. Н. Ладыгиной-Котс – С. Л. Новоселовой.
Анализируя развитие мышления человека в фило- и онтогенезе, С. Л. Новоселова также рассматривает в качестве критерия выделения стадий развития психики ОГЛАВЛЕНИЕ отражения. Изучая генетически ранние формы мышления, она пришла к заключению, что различие между интеллектом и мышлением человека и животных состоит не столько в содержании отражения, сколько в способах обобщения и оперирования этим ОГЛАВЛЕНИЕм. На предчеловеческом уровне эволюционного развития животные отражают связи и отношения между объектами (межпредметные отношения) в форме чувственных образов и представлений (наглядно-действенный интеллект), а человек эти связи и отношения осознает (рефлексивный, или сознательный, интеллект). С. Л. Новоселова выделяет три стадии развития психики в эволюции, разделяя их на периоды и фазы, при этом интеллектуальную стадию и стадию сознания она объединяет в единую стадию интеллекта, внутри которой выделяет интеллект животных и рефлексивный интеллект человека. Период рефлексивного интеллекта она разделяет па две фазы, первая из которых включает развитие сознания в антропогенезе, а вторая – сознание современного человека[6].
Исследователи, анализирующие процесс эволюции психики, нередко для выделения стадий используют разные критерии, поэтому иногда одни и те же виды животных оказываются отнесенными к разным уровням или стадиям. Это происходит в силу того, что поведение животных активно изучается учеными разных профилей, постоянно расширяется спектр изученных видов, а в ряде случаев применение новых методик позволяет вскрыть новые особенности поведения у животных, казалось бы, хорошо известных исследователям. Постоянно обнаруживаются новые особенности психики животных, которые заставляют пересматривать не только распределение видов по стадиям, но и сами критерии выделения стадий. В частности, как отмечает Г. Г. Филиппова, "исследование последней четверти XX столетия способности высших млекопитающих к освоению и использованию искусственных языков-посредников заставляет существенно пересмотреть не только психические способности, но и сами критерии отличия психики человека от психики животных"[7]. Кроме того, среди животных существует множество переходных форм, которые бывает сложно однозначно отнести к тому или иному уровню.
В связи с этим Г. Г. Филиппова предлагает дополнительно выделять промежуточные уровни между отдельными стадиями развития психики. С учетом дополнений, внесенных в концепцию А. Н. Леонтьева К. Э. Фабри и С. Л. Новоселовой, Г. Г. Филиппова предлагает следующую классификацию стадий развития психики:
• сенсорная;
• перцептивная;
• интеллектуальная;
• стадия сознания.
Стадии делятся на уровни (высший и низший в каждой стадии). Между стадиями выделяются переходные фазы:
– фаза, переходная от допсихической формы отражения к психическому отражению;
– фазы, переходные между стадиями (между сенсорной и перцептивной, перцептивной и интеллектуальной, интеллектуальной и стадией сознания);
– фаза, переходная от психической формы отражения (завершающей стадией которой является стадия сознания) к следующей форме отражения[8].
С нашей точки зрения, именно эта классификация больше всего соответствует современным представлениям о поведении животных.
Рассматривая эволюцию психики в пределах отдельных типов и классов, важно отметить, что психику всех представителей типов низших беспозвоночных, например простейших, кишечнополостных и низших червей, можно бесспорно отнести к элементарной сенсорной. В то же время психика крупных систематических групп более высокоорганизованных животных не всегда и не вполне укладывается в рамки одной стадии. Это неизбежно, так как в пределах классов, подтипов или типов всегда имеются роды или виды, имеющие совершенно разный уровень психического развития. Так, например, среди обширнейшего класса насекомых можно найти как виды, психику которых можно расценивать как сенсорную, так и виды, психика которых приближается к высшему уровню перцептивной. В типе моллюсков существуют как прикрепленные формы с низшей сенсорной психикой, так и головоногие моллюски, психику которых нужно рассматривать как высшую перцептивную. В то же время в типе хордовых существуют такие формы, как ланцетник или асцидии, психическое развитие которых вряд ли выходит за пределы сенсорной психики. Фактически развитие психики каждой крупной таксономической группы идет в определенной степени параллельно. По мнению К. Э. Фабри, расхождения между психологической и зоологической классификациями обусловлены тем, что морфологические признаки, на которых построена систематика животных, отнюдь не всегда определяют особенности и степень развития психической деятельности последних.