Концепции предпринимательской этики
Главное противоречие, которое рассматривается в этике бизнеса, - это противоречие между внутренней логикой предпринимательской деятельности, се стремлением к прибыли, и моральными требованиями. Единой концепции предпринимательской этики не существует, хотя все исследователи согласны, что ни один предприниматель не может избежать моральных проблем, решение по которым он должен принимать самостоятельно, и что институты тоже определяют характер нравственных отношений в бизнесе. Концепции в этике бизнеса различаются тем, как они решают два основных вопроса, по которым в этике бизнеса не существует консенсуса: 1) понимание морали и 2) понимание той роли, которая отводится в этике бизнеса личной моральности предпринимателя и институциональному регулированию.
Существуют два пути воплощения моральных требований в реальные отношения в предпринимательской практике: 1) через влияние на моральное сознание предпринимателя и 2) путем создания условий, понуждающих бизнесмена вести себя нравственно (институциональное регулирование). Одни авторы (например, П. Козловски, Р. Лей, американское движение бизнес-этики) считают, что мораль в бизнесе в основном зависит от личных усилий предпринимателей как моральных субъектов, их предпочтений и совести. Они разрабатывают тему социальной ответственности предприятий и личной нравственной ответственности предпринимателей. Другие же (как X. Штайнман, А. Лер, П. Ульрих и др.), не отрицая роли личных усилий в формировании нравственных отношений в бизнесе, связывают создание благоприятного климата в бизнесе, прежде всего, с институтами, соответствующими структурами и процедурами. Соответственно, можно выделить два основных направления в этике бизнеса: этика личной нравственной ответственности предпринимателя и институциональная этика.
1. Этика социальной ответственности. Эта концепция известна с начала XX в., в Европу пришла из США. В современном ее варианте она опирается на философскую теорию ответственности X. Йонаса. Согласно X. Йонасу, ответственность - это невзаимное отношение, как, например, забота родителей о детях. Модель индивидуальной ответственности как невзаимного отношения должна стать образцом морального поведения для предприятий. Так, на Давосском форуме в 1973 г. был принят "Давосский манифест", где говорилось об ответственности предприятий перед клиентами, сотрудниками, кредиторами и обществом.
Основной путь улучшения морального климата в бизнесе - это формирование убеждений, ценностных установок и соответствующих им навыков решения специфических для бизнеса проблем. Согласно этике социальной ответственности, только лишь экономическая эффективность - недостаточное основание для легитимации деятельности предприятий, они должны уделять больше внимания интересам государства, общества, брать на себя ответственность в зоне своей деятельности. Задача этики заключается не в том, чтобы резонерствовать о том, что должно быть, а в том, чтобы помогать предпринимателю в решении его моральных проблем, обосновывать приоритетность общественного интереса. С точки зрения интересов общества, важно, чтобы лакуны правового регулирования заполнялись не антиобщественным поведением, а моральным регулированием.
Будучи одним из представителей этого направления, Р. Т. Де Джордж в "Деловой этике" с большим оптимизмом смотрит на перспективы этики бизнеса и обращает внимание на то, что она раздвигает горизонты морального видения предпринимателя и инициирует поиск конструктивных решений: "Деловая этика способна помочь людям рассматривать нравственные проблемы в бизнесе более системно и более надежными методами, чем они могли бы это делать, не пользуясь нашей наукой. Она может помочь им разглядеть такие проблемы, которые они в своей повседневной практике и не заметили бы. Она может также побудить их ввести изменения, которые они без нее и не подумали бы вводить".
Европейский и американский варианты этики социальной ответственности имеют свои отличия. Американская этика бизнеса занимается не столько теоретическим обоснованием концепции, сколько подробным рассмотрением того, что практически может быть сделано для передачи проблем социальной ответственности на предприятия. Для менеджеров существуют многочисленные программы корпоративной этики и этики бизнеса, тренинги, которые предназначены для формирования навыков решения конкретных моральных проблем и повышения чувствительности к моральным аспектам бизнеса и управления. Эта этика ориентирует в первую очередь на личное участие, личную моральную ответственность предпринимателя. В европейской же этике социальной ответственности в бизнесе несколько иное понимание ответственности и вообще она смещает внимание к институтам.
Например, К. Хоман ответственность понимает диалогично, как "давать ответ", как, в конечном счете, коллективную ответственность. Такое толкование он объясняет следующим образом. Нравственные отношения в современной экономике держатся не на моральном героизме и энтузиазме отдельных предпринимателей. В условиях глубокого разделения труда, анонимных процессов обмена, нарастающей взаимозависимости предприятий желательный с точки зрения морали результат не зависит от усилий отдельного предпринимателя, требование социально ответственного поведения, как от предпринимателя, так и от предприятия, становится все более контрпродуктивным. Социальная ответственность может оказаться неподъемной, связанной с расходами, которые не могут быть компенсированы через рынок, и, таким образом, привести предпринимателя к краху. В современной рыночной экономике индивидуальная жертва, считает К. Хоман, бессмысленна, пока большинство участников рынка также не возьмут на себя ответственность. Моделью этой ситуации является уже упоминавшаяся "дилемма заключенного": когда индивиды, свободно преследующие свои личные интересы, действуют против партнеров, они получают совокупный результат хуже (в том числе и для себя), чем, если бы они действовали совместно и учитывали интересы друг друга. Договор держится не только на юридических санкциях, но и, прежде всего, на способности людей выполнять свои обещания и доверять друг другу. Надежность, взаимное доверие партнеров по сделке снижают неуверенность, неопределенность в отношениях, и, как следствие, издержки на контроль и страхование договорных сделок, а, значит, повышают эффективность хозяйства в целом.