Концепции неогуманизма

Ярко представлены идеи феноменологической педагогики в концепциях неогуманизма. Концепции интерпретируются в особенности представителями школы гуманистической психологии (США). Ее представители, Ш. Бюлер, А. Маслоу, К. Роджерс, А. Комбс, Г. Олпорт, сосредоточены на проблемах человеческого опыта, смысла бытия, определении целенаправленного и ценностного поведения, самореализации, свободы выбора личности. Главную цель они видят в развитии людей, способных к гуманным переменам в обществе. Человек рассматривается обладателем внутренних ресурсов развития. Ученые делают акцент на задачах воспитания личности, изначально стремящейся к самоактуализации (самоопределению, саморазвитию и самосовершенствованию). Перед педагогом ставится задача – помочь личности достичь максимальной полноты самоактуализации. Ученые настаивают на учете интересов, психики, индивидуальных особенностей человека, бережном отношении к личности, предлагают избегать ситуаций, которые вызывают у воспитанника чувство опасности, рекомендуют воспитателям отказаться от традиции быть господами своих подопечных. Предлагается поощрять естественную потребность в учении в течение всей жизни.

Ш. Бюллер рассматривает личность как изначально духовное существо, неизменное, по сути, на протяжении всей жизни. Она полагает главной движущей силой развития личности потребность в самоактуализации. По Бюллер, самоактуализация реализуется при сосуществовании четырех капитальных тенденций: удовлетворение потребностей, самоограничение, творческая экспансия и стремление к внутренней гармонии.

А. X. Маслоу подчеркивает уникальность каждого отдельного человека и наличие у него потенциала эффективного саморегулирования и функционирования. С точки зрения Маслоу, человек обладает изначально заданной сущностью, заложенной от рождения в "свернутом виде". Учитывая это, предлагается главная педагогическая цель: "помочь человеку обнаружить то, что в нем уже заложено, а не отливать его по придуманной заранее кем-то форме". Жизнь человека, по Маслоу, – цепь удовлетворения непрерывно сменяющихся потребностей. Вершина в иерархии потребностей – стремление к самоактуализации. Маслоу выделяет несколько ее характеристик, в том числе сострадание, поиск глубоких межличностных отношений, творческий характер деятельности, смыслотворчество, рефлексия, создание собственной картины мира и т.д. Как пишет Маслоу в этой связи в книге "Новые рубежи человеческой природы", при воспитании следует обращать внимание "главным образом на способность к импровизации и вдохновению".

К. Р. Роджерс важнейшей характеристикой "полноценно функционирующей личности" называет открытость для жизненного опыта. Его концепция предполагает выстраивание "педагогики отношений" между участниками учебно-воспитательного процесса. "Я-концепция" Роджерса предполагает воспитание динамичной, способной к постоянному совершенству личности: "У человека имеется способность и тенденция... двигаться вперед к зрелости. Высвобождение тенденции к зрелости заключается в стремлении выстроить свою личность и свое отношение к жизни".

Роджерсом обоснована идея гуманной обстановки как условия "естественного развития" личности. Аргументируя "Я-концепцию", ученый советует научить воспитанника поступать сообразно подлинным мыслям и чувствам. Исходный тезис Роджерса – "злых людей не должно быть"; если человек жесток и черств, таким его сделало воспитание, отняв его "естественную природу". Воспитание призвано вернуть личности природное Я. В качестве ведущих факторов педагогического процесса признаются субъективные, внутренние побудительные позывы, которые определяют поведение человека. Ценностным и осмысленным считается лишь такое учение, которое основано на самодеятельности, самореализации и самопознании. Исходя из этого, ученый видит эффективным лишь "опытное учение", основанное на личном опыте: "Воспитание является природосообразным процессом, поощряющим спонтанное развитие личности".

К. Роджерс полагает, что, во-первых, внешнее поведение человека определяется системой его внутренних качеств, а, во-вторых, личность способна решать свою судьбу, самоопределяться. Главная функция воспитания и обучения, по Роджерсу, – научить личность видеть себя в качестве главного вершителя своей жизни, способного реализовать при надлежащих условиях собственный потенциал. Личность должна брать на себя полную ответственность за разрешение своих проблем и приобретение образования путем творческого раскрытия персонального Я. В суждениях Роджерса слиты идеи открытости и здравого смысла, свободомыслия и оптимизма, практичности и конкретности. Призывая к гуманистическому воспитанию, К. Роджерс предлагает соответствующие рекомендации. Смысл воспитания, полагает он, не в привитии нравственности, а в том, чтобы доверить личности самостоятельно овладевать нравственными принципами. Роль педагога, следовательно, состоит не в том, чтобы влиять на воспитанника, а чтобы помочь ему оказаться наедине с самим собой. Сосредоточиваясь на нравственных проблемах, ребенок должен понимать, что он не одинок, что рядом педагог-наставник и друг.

Роджерс при воспитании и обучении признает первостепенность субъективных внутренних факторов. Он отрицает абсолютизацию систематичности образования как удар по естеству ребенка и защищает идею максимальной свободы учащихся по организации благоприятной обучающей среды и реализации познавательных и творческих интересов. Такая среда должна быть эмоционально комфортной, обеспечивать взаимодействие, общение учащихся и обучающих, доброжелательность педагогов, в конечном счете, – "свободу учения". Им предложены пять основных условий учения: жизненность изучаемых проблем; максимальное взаимодействие учителя с учениками; принятие учителем ученика таким, каков он есть; стремление учителя к тому, чтобы учащиеся свободно, по собственному движению души обращались к его знаниям и опыту; учет стремлений учащихся к самоактуализации. А. Комбс возражает против управления личности путем манипуляций стимулами и последствиями поведения учащихся. Критикуя подобный педагогический стиль, ученый замечает: "Мы рассматривали мотивацию не с точки зрения устремлений людей, сколько в качестве вопроса, как можно понуждать их исполнять чужие желания". А. Комбс считал, что при воспитании должна существовать атмосфера психологической безопасности, уверенности в доброжелательности окружающих.

Г. Олпорт рассматривал человека как изначально здоровую личность с присущими ей положительными свойствами. Олпорт в отличие от других лидеров психологической школы вектор развития ведет не от внутренних свойств человека и считает не менее важным фактором развития личности, чем человеческая природа, отношения субъекта и окружающей среды. Он определяет личность как "открытую систему", способную к постоянному совершенствованию, подчеркивает важность перспективы в воспитании, "ориентации в направлении будущих возможностей". Среди ведущих нравственных качеств, которые должен обрести человек в процессе воспитания, Олпорт называл самодисциплину. Ученый попытался в своей психолого-педагогической концепции объединить два начала: гуманистичность и индивидуализацию (стремление понять каждую конкретную личность). Им даны несколько характеристик воспитанности человека: широкие границы собственного Я и умение видеть себя со стороны; сердечное отношение, сострадание к другим людям; предпочтение положительных представлений о себе и других людях; реализм восприятия окружающей действительности; способность к самопознанию и чувство юмора; цельное мировоззрение.