Концепции контроллинга
Выделяют три основные группы концепций: концепции контроллинга, ориентированные на систему учета, информационную систему и систему управления.
Концепция, ориентированная на систему учета, появилась в 1930-е гг. В соответствии с ней в качестве основной и единственной сферы контроллинга на предприятии рассматривается система учета, концентрирующаяся на регистрации фактической информации прошлых периодов и позволяющая руководству в любой момент времени получить исчерпывающие количественные данные о деятельности предприятия, необходимые для планирования и контроля. Представителем данной концепции является Д. Шнайдер. Данный подход может оказаться полезным на начальном этапе внедрения контроллинга на российских предприятиях при условии дальнейшего концептуального совершенствования.
Концепция, ориентированная на информационную систему, базируется на рассмотренной выше концепции и наибольшую популярность приобрела в период развития компьютерных технологий и коммуникаций в 1970-1980-е гг. Одной из важных задач контроллинга является концептуальная разработка, внедрение и последующее обслуживание информационной системы управления. В рамках информационной системы выделяются содержательные, процессуальные и структурные задачи контроллинга, который рассматривается как ядро этой системы. Контроллинг в качестве организационно независимой информационной службы получает довольно обширные полномочия, связанные с информационным снабжением и коммуникациями для координации и поддержки управленческого процесса. Концентрация всей необходимой для принятия управленческих решений информации, а также деятельности по ее поиску и обработке позволяет существенно повысить эффективность всего информационного процесса в целом. Представителем данной концепции является Т. Райхман.
Концепция, ориентированная на систему управления, рассматривает контроллинг как инструмент системы управления.
Характеристика основных концепций контроллинга представлена в табл. 9.3.
Таблица 9.3. Основные концепции контроллинга
Виды контроллинга
Различают оперативный и стратегический контроллинг. Сущность оперативного контроллинга состоит в формировании средств и методов эффективного управления текущими целями предприятия. В оперативном контроллинге наиболее развит контроллинг затрат и результатов. Сущность стратегического контроллинга заключается в обеспечении выживаемости предприятия, его ориентации на потенциал успеха. Сравнительная характеристика оперативного и стратегического контроллинга приведена в табл. 9.4.
Таблица 9.4. Сравнительная характеристика оперативного и стратегического контроллинга
Признак |
Контроллинг |
|
Стратегический |
Оперативный |
|
Девиз |
"Делать правильное дело" |
"Делать дело правильно" |
Ориентации |
Внешняя и внутренняя среда предприятия |
Ориентация в основном на внутреннюю среду предприятия |
Цель |
Обеспечение прибыльности и ликвидности предприятия |
Обеспечение выживаемости, проведение антикризисной политики, направленность па потенциал успеха |
Задачи |
o Ответственность за стратегическое планирование o Разработка альтернативных стратегий o Определение узких и поиск слабых мест o Анализ влияния отклонений на выполнение стратегических планов o Анализ экономической эффективности |
o Руководство при планировании и разработке бюджетов o Определение узких и поиск слабых мест для тактического управления o Мотивация и создание систем информации для принятия текущих управленческих решений |
Охват |
Концентрация на отдельных важных полициях |
Охватывает все функциональные области |
Иерархические признаки |
В основном на уровне высшего руководства |
Включает все уровни с упором на среднее звено управления |
На современном этапе как за рубежом, так и в России наблюдается ориентация на оперативный контроллинг, который лучше разработан методически и инструментально.