Концепции бихевиоризма
Заметной в социальной психолого-педагогической парадигме оказалась предложенная учеными США "концепция бихевиоризма" (от англ. behavior – поведение) (П. Блум, Р. Ганье, Б. Скиннер и др.). Концепция господствовала в американской педагогике вплоть до 60-х гг. XX в. Главная идея бихевиоризма применительно к образованию состоит в том, что человеческое поведение – управляемый процесс. Бихевиоризм установил важность внешней среды как определяющего фактора в человеческом поведении, успешно объяснил многочисленные аспекты воспитания и поведения в терминах социальных факторов. Предложена педагогическая модель, где при социальной адаптации молодежи через образование упор сделан на проблеме усвоения знаний. В педагогическом процессе выделяются "поведенческие акты" и "наблюдаемые действия". Учебные цели соответственно формулируются через "наблюдаемые действия". Утверждается, что всякая образовательная программа может быть переведена на язык поведенческих понятий, которыми они характеризуют мысли, чувства и действия, свойственные человеку. Подобный подход, фактически, ориентирует по преимуществу на репродуктивное обучение (заучивание, воспроизведение, повторение образцов).
Так, П. Блум утверждает, что всякая образовательная программа может быть переведена в "поведенческий репертуар" знаний, умений и навыков, которыми следует овладеть в процессе образования. Успешное обучение должно обставляться определенными условиями: внутренними (наличие у учащихся необходимых понятий и навыков) и внешними (организация процесса обучения, структура изучаемого материала и пр.). На первый план выдвинута задача умственного развития, решение которой рассматривается как последовательный процесс понимания, применения, анализа, синтеза и оценки учебного материала. Блумом предложена система категорий педагогических целей (таксономий). Речь идет о двух группах таксономий: одна касается знания (когнитивные цели), другая – чувств воспитанника и учащегося (аффективные цели). По степени сложности когнитивные цели включают шесть уровней, аффективные – пять. В первом случае – это получение информации, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Во втором – направленность внимания, ответная реакция, выбор предпочтений. Каждая таксономия снабжена комментариями, проверочными заданиями. Все задания ориентированы на творческое учение. По убеждению Блума, большинство школьников в состоянии успешно обучаться тому, что дается в разумных пределах. Он полагал, что учащийся средних способностей может повысить успеваемость в пределах двух стандартных отклонений (сигм), если будет сочетать групповые занятия с получением индивидуальных консультаций. Выделено несколько категорий учащихся: малоспособные (5%), талантливые (около 5%) и обычные (около 90%). Эффективность усвоения знаний измеряется прежде всего затратами времени.
По Скиннеру, педагогическое мастерство состоит в том, чтобы обеспечить формирование таких качеств учащихся, как ответственность, готовность к сотрудничеству, общительность. Им предложена модель поведения личности, в основе которой – тезис об обязанности общества обеспечить счастье отдельного человека. Он считал, что констатировать влияние социума на человека недостаточно, для того чтобы являться гуманистом. Для этого необходимо учитывать это влияние, когда думаешь о будущем человека. Ученый ставит на первый план проблему регулирования внешнего поведения, выработку у индивида реакций на основе социально одобряемых норм жизни. Соответствующие качества личности, по его мнению, поддаются тренировке. Главным средством научения, формирования нового поведения называется регулярное подкрепление. Предлагается точно очерчивать и организовывать педагогический процесс в виде подачи небольших порций учебного материала, что должно вызвать запланированные реакции, контролировать их усвоение и обеспечить плавный переход к усвоению очередных доз учебной программы.
Сегодня бихевиоризм не пользуется былой популярностью. Педагогика, тем не менее, интерпретирует унаследованные от бихевиоризма идеи, ориентировавшие на ценностные стимулы образования.
Педагогике бихевиоризма близки идеи интерактивного образования: А. Рейнер (Германия), Э. Гоффман (США) и др. Исходными тезисами интерактивного образования являются представления о приобретении знания в ходе социального взаимодействия, сопровождающегося острым переживанием действительности, возникновением эмпатии и рефлексии. Интерактивное образование видится в виде игры по аналогии с театральным представлением.
Концепции ценностного образования. Сторонники концепции ценностного образования Л. Кольберг, Н. Д. Никандров, Л. Ратц, С. Саймон, М. Хармин и др. исходят из необходимости формировать персональные системы ценностей, способность к нравственным суждениям и поступкам через индивидуальное и самостоятельное осмысление таких духовных ценностей, как свобода выбора, независимость, альтруизм, ответственность, противостояние авторитарным предписаниям.
Российский ученый Н. Д. Никандров полагает, что при образовании следует ориентироваться на традиционные накопленные человечеством наиболее значимые нравственные ценности, сохранять преемственность с педагогически оправданными ценностями советской педагогики ("абстрактно говоря, тот набор ценностей совсем не плох, он включает многое из того, что мы сейчас называем общечеловеческими ценностями").
Английские исследователи Л. Ратц и С. Саймон, М. Хармин – авторы работы "Ценности и образование" (1966) и провозглашают необходимость сознательного усвоения социальных нравственных норм и ценностей.
Американский ученый Л. Кольберг – один из заметных разработчиков концепции ценностного социального образования – рассматривает воспитание как развитие по восходящим последовательным ступеням. Ступени сгруппированы в три уровня: 1) доморальный (ориентация на наказание и покорность, наивно-определяющий гедонизм); 2) условно ролевой комфортности (мораль "хорошего мальчика", поддержания авторитета); 3) признание нравственных ценностей (ориентация на общественные ценности, индивидуальные принципы совести). Вершины воспитанности могут достичь лишь немногие люди и уже во взрослом возрасте. Кольберг попытался показать, в каком соотношении с уровнями воспитания находится формирование моральных ценностей. Так, первому уровню соответствуют плохие поступки. На втором уровне моральные ценности проявляются в выполнении хороших или подходящих ролей, в поддержании общепринятого порядка. На третьем уровне эти ценности реализуются в виде позитивного отношения к разделяемым общественным нормам, правам и обязанностям. Кольберг утверждает о наличии непосредственных связей между когнитивным и нравственным развитием, существовании универсальных принципов нравственного воспитания (например, десяти христианских заповедей), одинаковых форм нравственного мышления, основании нравственного поведения на трудно различимых способностях к моральным суждениям. По Кольбергу, воспитание состоит в решении возникающих на каждом из таких уровней дилемм.