Концентрация, олигополия, монополия

Развитие процессов концентрации в торговой отрасли стало причиной возникновения торговых монополий, контроля крупнейшими торговыми корпорациями деятельности мелких и средних предприятий торговли и других отраслей, возможностей получения монополистической торговой прибыли. Анализ развития процессов концентрации и конкретных форм монополизации в торговле развитых стран имеет важное значение для оценки перспектив развития и организации государственного регулирования торговой отрасли в нашей стране.

Если рассматривать эволюцию форм концентрации, то среди них наиболее четко выделились следующие основные формы концентрации в подотраслях торговли: горизонтальная интеграция, вертикальная интеграция и диверсификация (подробнее см. гл. 14).

Исторически исходным направлением концентрации явилась горизонтальная интеграция, в результате которой образовались так называемые цепные фирмы, владеющие некоторым числом однотипных магазинов в одном городе или в разных городах, регионах. Их образование явилось следствием обострения конкурентной борьбы, средством противодействия крупным торговым фирмам. В результате цепные магазины добивались выгодных условий закупки товаров и возможности проведения единой торговой политики. Дальнейшее развитие концентрации происходило в направлении формирования в составе цепных торговых фирм закупочных торговых центров – оптовых предприятий, что свидетельствовало о зарождении принципов вертикальной интеграции. Другим вариантом развития вертикальной интеграции стало проникновение промышленного капитала в оптовую и розничную торговлю, а затем и торгового капитала в промышленные компании.

Более поздней формой концентрации капитала и организационных структур торговой отрасли стала диверсификация, в результате которой сформировались крупные межотраслевые комплексы и конгломераты национального и транснационального масштаба.

Относительно конкретных форм монополизации в подотраслях торговой отрасли единого подхода среди исследователей нс существует. Старейшими формами торговых монополий являются картели и синдикаты, а преобладающей современной формой – торговые концерны.

Картели представляют собой гласные или негласные соглашения группы близких по профилю предприятий об объемах производства и продажи, ценах и рынках сбыта товаров. Они призваны ограничивать конкуренцию среди участников соглашения и противостоять внешней конкуренции не участвующих в соглашении предприятий. В торговой отрасли, представленной системой товарного обращения, наиболее широкое распространение получили три вида картелей:

• картели, образованные функционирующими монополиями (соглашения о рынках сбыта, сотрудничество в области электронной обработки информации, а также сравнительно редко используемые в современных условиях ценовые соглашения):

• отраслевые союзы предпринимателей, связанные с защитой и представительством отраслевых интересов, оказанием консультационной помощи;

• соглашения между крупным, средним и мелким торговым капиталом, призванные ограничивать масштабы разорения мелких торговцев.

Синдикаты, встречающиеся сравнительно редко в современных условиях, создаются торговыми предприятиями в виде закупочных организаций для осуществления совместных оптовых закупок товаров.

Торговые концерны – это крупные объединения предприятий, связанных общими интересами. Объединения предприятий, не имеющие прямых технологических или торговых связей, принято называть конгломератами. Современные торговые концерны представляют собой многоотраслевые комплексы, включающие торговые, производственные и транспортные предприятия, кредитные учреждения, организации сферы услуг и др., обеспечивающие основную часть оборота за счет торговых предприятий.

Последние десятилетия характеризуются высокими темпами монополизации многих отраслевых рынков, в том числе и торговой отрасли. Если в первой половине XX в. преобладал индивидуальный торговый капитал, то со второй его половины ведущей стала акционерная (как правило, корпоративная) форма его организации. В результате произошло сокращение исторически сложившегося разрыва между товарным обращением и отраслями промышленности по основным показателям концентрации и монополизации. Так, удельный вес корпораций (объединенных структур) с 1948 по 1981 г. в общей выручке розничных фирм США повысился с 47,3 до 81,5%, а в оптовой торговле – с 74,2 до 94,5%[1]. В 1997 г. первую тройку компаний-миллиардеров США составляли: компания "Microsoft", состояние которой оценивалось в 36,4 млрд долл., сеть универмагов "Уолл- Март" (27,6 млрд долл.), биржевая компания Уоррена Баффета (23,2 млрд долл.).

Чистая монополия встречается крайне редко (кроме рынков естественных монополий), бо́льшая часть российских отраслевых рынков может характеризоваться как монополистическая конкуренция или олигополия. В сфере розничной торговли и общественного питания концентрация, как правило, доходит до уровня олигополии, когда па рынке присутствуют несколько игроков, границы (доля) рынка каждого игрока четко установлены и изменяются только в случае, если один из игроков покидает рынок или происходит поглощение одного игрока другим. Примером такого рынка может служить рынок услуг сотовой связи.

С точки зрения покупателя (потребителя) рынок потребительских товаров и услуг общественного питания ограничивается физической доступностью торговых предприятий и предприятий общественного питания, поэтому даже при большом количестве участников рынка в регионе число предприятий, физически доступных конкретному покупателю, невелико. В зоне физической доступности находятся, как правило, 10–20 предприятий, из которых несколько могут принадлежать к одной торговой сети (проводить единую ассортиментную и ценовую политику). Торговые сети выбирают разные подходы к расположению своих предприятий в зависимости от их размера, ассортимента и т.п.:

• жесткое ограничение количества торговых точек одной сети, открываемых на определенной площади (количество зависит не только от особенностей ассортимента и конкурентной среды, но и от плотности населения на данной территории, интенсивности пассажиропотоков, транспортной инфраструктуры и т.п.);

• отсутствие подобных ограничений.

ПРИМЕР 13.1

В Санкт-Петербурге ООО "ТД Интерторг" поощряет открытие магазинов под одним из своих сетевых брендов в шаговой доступности друг от друга ("7я", "ИдеЯ", "НОРМА"), Магазины могут располагаться в 400–500 м друг от друга, в них продаются продовольственные и непродовольственные товары повседневного спроса. Одновременно в этом же районе могут работать торговые предприятия под другими сетевыми брендами, принадлежащими данному торговому дому, и в относительной близости может располагаться гипермаркет "Spar", сеть которых "Интерторг" развивает по франшизе. Таким образом, у покупателя создается впечатление разнообразия торговых услуг, разного ассортимента в предприятиях, различных цен. Но в итоге, выбрав один из трех (а иногда и более) "разных" сетевых магазинов, он придет в ООО "ТД Интерторг". И если у покупателя создается иллюзия разных продавцов, которые должны конкурировать между собой, то на деле эта конкуренция условна: сетевым структурам, принадлежащим одному собственнику, нетрудно договориться между собой, согласовать цены, ассортимент и другие условия. Мы видим в этом примере концентрацию неявную, скрытую под видимостью конкурентной борьбы.

В сфере оптовой торговли также идут процессы концентрации рыночной власти по следующим направлениям:

• формируются вертикально интегрированные каналы оптовых поставок потребительских товаров и товаров производственного назначения;

• крупные розничные сети организуют собственные снабженческие (закупочные) подразделения, отказываясь от услуг оптовых поставщиков, устанавливают прямые контакты с производителями.

Эти два направления можно рассматривать как однонаправленные – оба концентрируют товаропотоки, но под контролем разных участников рынка: в первом случае под контролем оптовых предприятий или групп, в которые эти предприятия входят, во втором – под контролем розничных торговых сетей. Промышленные предприятия по-прежнему имеют мало влияния на оптовую стадию товародвижения, так как для создания (выделения из структуры производственных предприятий) оптовых предприятий необходимы инвестиции на начальном этапе и оборотные средства на последующих этапах. У промышленных предприятий достаточных ресурсов нет, только объединения промышленных предприятий способны на подобные вложения.

ПРИМЕР 13.2

В 1993 г. на базе магазина № 18 (входил в состав государственного предприятия "Лендиетторг") был создан холдинг "Диета 18". В 1994 г. в составе холдинга было создано оптовое подразделение, главной целью подразделения было снабжение мясной продукцией предприятий холдинга. Позже в состав холдинга было включено мясоперерабатывающее производство ("Диетпродукт" – известный в Северо-Западном регионе производитель). В настоящее время оптовое подразделение является одним из крупнейших поставщиков мяса и мясопродуктов в Северо-Западном регионе и продукция производственного подразделения представлена практически во всех торговых предприятиях Санкт-Петербурга. В сформировавшейся торгово-промышленной группе розничная торговля и общественное питание представлены девятью магазинами, кулинарией, двумя предприятиями общественного питания (бистро и пышечная), хотя розничная торговля перестала быть главным направлением деятельности, как это было в начале 1990-х гг.

Приведенные примеры не единичны, они характеризуют общую ситуацию очень ярко и свидетельствуют о развитии процессов концентрации в последние десятилетия. Это приводит к значительному повышению уровня монополизации в торговой отрасли, в которой элементы свободной конкуренции долгое время играли более заметную роль, чем в производственных отраслях. В результате крупный торговый капитал, сосредоточив в своих руках основные массы оборотов и прибыли, оттесняет мелких торговцев на второстепенные сегменты рынка. Мелкие предприятия остаются преобладающим по численности элементом организационной структуры торговой отрасли развитых стран, определяющим его своеобразие и структурную устойчивость, но их возможности влиять на конкурентную среду на рынке ослабевают. Выходом из сложившейся ситуации может служить объединение мелких торговых предприятий в ассоциации для защиты их интересов в борьбе с крупными сетевыми структурами.